История SOPMOD. Часть 1

Jul 13, 2019 23:06

ИСТОЧНИК

История SOPMOD.
Часть 1: Block I и ранние годы в Ираке



Iraq, 2005: author with members of his Iraqi Strike Company. SOPMOD Block I equipped M4A1 with SU-231 (EOTech 552) and SureFire M951 light

Перевод статьи Джеффа Гурвича (Jeff Gurwitch) THE HISTORY OF SOPMOD PART I Block I and the Early Years in Iraq для журнала S.W.A.T. Magazine от мая 2017 года.

В этом году (статья опубликована в мае 2017 года) исполняется 20 лет программе специальных модификаций для ССО (Special Operations Peculiar Modification или SOPMOD), использующейся в СпН Армии США (U.S. Army Special Forces)

Я носил и использовал карабин M4A1 оснащенный по этой программе в течение всей своей карьеры в СпН. Одно можно сказать наверняка: M4A1 который я использовал в последний раз (осенью 2015 года в Афганистане) был оснащен совершенно иначе, чем во время моей первой боевой командировки в Ираке, в 2003 году.

Примечание автора: СпН Армии США (SF) не стоит путать с ССО (SOF), которые относятся ко всем военным специальным подразделениям (армейские Рейнджеры или флотские "Морские котики", и так далее). Я буду называть большинство предметов программы SOPMOD так, как они широко известны в командах СпН, по коммерческим названиям, а не по формальным обозначениям, вроде SU-231 просто упоминаемого как "EOTech", независимо от поколения или модели.

Для лучшего объяснения, насколько программа SOPMOD повлияла на смертельное преимущество над врагом, я хотел бы поделиться своим опытом взаимодействия с программой, и в частности как различные поколения (блоки) предметов работали во время моих шести боевых командировок в Ирак и Афганистан.

Ранние годы SOPMOD

К моменту начала моей службы в ODA осенью 1998 карабины M4A1 были в пользовании ССО, и поставки по программе SOPMOD (Block I) уже реализовались второй год. По факту оперативники уже определили два предмета I блока с проблемами.

Первым таким предметом стал коллиматорный прицел Trijicon Reflex Sight с тритиевой подсветкой. Прицельная марка была очень тусклой и едва заметной, что не делало прицел хорошим для CQB, где требуется быстрое прицеливание. Армия уже имела хороший коллиматорный прицел с красной точкой. Рейнджеры и некоторые другие отряды ССО уже использовали различные коллиматорные прицелы Aimpoint начиная с ранних 1990-х годов.



Typical set-up for 2003 invasion of Iraq. M4A1 outfitted with SOPMOD Block I: Knight’s Armament RAS Forearm with vertical grip, Aimpoint M68, and AN/PEQ-2 IR aiming laser.

Примерно в это время, когда по программе SOPMOD решили устанавливать Trijicon Reflex Sight, в Армии выбрали Aimpoint Comp M2 (получивший армейское обозначение M68 CCO Close Combat Optic) в качестве первого коллиматорного прицела для заказа во все боевые части.

Когда дело доходит до выбора, какой элемент снаряжения лучше выполняет требования, обычная Армия и ССО часто выбирают по-разному.

торым слабым звеном оказался осветитель в видимом спектре Visual Light Illuminator (VLI), имевший абсурдно короткое время работы - около часа. Да еще и способный давать световой поток 90-110 люмен, в среднем были весьма мрачные 90 люмен, что было очень слабо для фонаря использующегося в CQB.

Также пластиковый корпус фонаря оказался достаточно склонным к поломке.

Уже год спустя, в 1999, мы застали первый этап обновлений в программе SOPMOD, который как раз и заменил эти два проблемных элемента. На смену старым пришли новые прицел Aimpoint Comp M2 и фонарь SureFire модели M951. К счастью СпН, относившихся к Армии, был принят на вооружение M68, и не по каким-то особым испытаниям среди оперативников, а только потому, что все боевые части начали снабжаться этими прицелами. Вообще это оказалось удачное время для СпН, когда вскрылись проблемы с Trijicon Reflex Sight, а Aimpoint Comp M2 были уже "на подлёте".



SOCOM heavy M4A1 barrel first adopted in 1999 with square cut-out in barrel. Since M203 40mm grenade launcher mount was designed around original M4 barrel, heavy barrel needed a thin point where mount could slip past it to lock in place

Как выяснилось, 1999 год оказался очень насыщенным для программы SOPMOD. Был принят новый тяжелый ствол специально для этой программы, для оснащения абсолютно всех карабинов M4A1 шедших на вооружение ССО. Также, наконец, поступило требуемое количество новых пламегасителей Knight’s Armament совместимых с глушителями, чтобы оснастить ими каждый карабин в отряде, при условии, что глушители были произведены еще в 1997 году. До этого момента глушители были доступны только на половину карабинов ССО.

Руководство по SOPMOD от подразделения в Крэйне (CRANE SOPMOD MANUAL)

Руководство CRANE SOPMOD также было опубликовано в том же году.

Наряду с техническими данными и инструкциями о том, как правильно установить, настроить и использовать различные элементы программы, руководство оказалось первым предложившим передовые методы использования карабинов M4, и баллистическую информацию распространяющиеся далеко за пределы армейского руководства по меткой стрельбе (Army Marksmanship manual FM23-9).

Руководство не показало ничего нового для ССО. Просто до появления этого издания, если возникала необходимость в изучении этих приемов, то требовались долгие тренировки или специальный обучающий курс. Теперь, впервые, это руководство детально описало эти приемы.

Если вы никогда не видели и не читали это руководство, то я настоятельно рекомендую раздобыть одно такое в электронном или печатном виде. В нем вся информация датирована, и покрывает все первые элементы программы SOPMOD около 1997 года, а также методы и данные по стрельбе на различные дистанции и по движущимся целям, с использованием коллиматорных прицелов, которые не потеряли актуальности до сих пор. Фактически, смею предположить, что только последний выпуск армейского руководства по точной стрельбе (TC 3-22.9), выпущенное летом 2016, содержит столько же техник и приемов, что и 17-летнее руководство SOPMOD.

В 2000-м году удивительным образом появилось еще одно обновление, которое стало стандартом для большинства AR за последнее десятилетие. Это не было какое-то заранее запланированное обновление, оно разработано в ответ на техническую неисправность в партии M4A1 поступивших в наше подразделение. Исправление этой неисправности привело к созданию этого предмета.

Во славу уплотнительного О-кольца!

Весной 2000-го года первый выпуск M4A1 уже достиг пятилетнего срока эксплуатации, и стал заменяться новыми винтовками. Почти сразу же мы стали испытывать проблемы с выбросом гильз на нескольких недавно приобретенных карабинах .

Как только стало известно об этой распространенной проблеме с новыми карабинами, ответ производителя был чертовски хорош.

В течение месяца компания Кольт собрала в нашем подразделении команду для проверки и испытания каждого нового карабина, независимо от того были у него проблемы или нет. Все проблемные карабины были незамедлительно заменены. А впоследствии была выявлена и проблема. Оказалось, что во время хромирования канала ствола покрытие ствола оказалось слишком толстым в и без того узком районе казенной части, что и приводило к застреванию гильз во время стрельбы.

Также было установлено, что, если бы у пружины экстрактора оказалось большее напряжение, то он смог бы правильно извлечь стреляную гильзу даже из ствола с более толстым хромированием. Кроме того, дополнительное усилие захвата значительно улучшило работу по извлечению гильз и патронов из загрязненной казенной каморы, что позволило карабину работать в грязных условиях дольше без дополнительной чистки.

Таким образом в подразделении Crane разработали комплект запасных частей Reliability Parts Set, состоящий из трех элементов: пружины с пятью витками, удлиненной синей резиновой вставки, и резинового уплотнительного О-колечка вокруг пружины экстрактора для создания дополнительного усилия.

Я не припоминаю о появлении этих комплектов ко времени вторжения в Афганистан (2000-2001), но при вторжении в Ирак 2003-го года в нашем подразделении их было очень много.

С тех пор, как Crane предложили свой комплект запасных частей с уплотнительным кольцом, он стал стандартным не только для обычных M4A1, но и для короткоствольных Mk18. Только в 2012 году я увидел обновление и для О-колечек в виде новой кольтовской пружины выбрасывателя. Она хоть и имела меньше колец, зато толщина стала больше, давая такую силу пружине, что уплотнительное колечко больше не требовалось.

Если вы приобрели кольтовский AR в последние годы, у вас будет такая новая пружина. Помимо более толстых витков, её легко отличить по бронзовому цвету. Если у вас установлена серебристая пружина, независимо от производителя, убедитесь, что вокруг неё есть уплотнительное колечко. Дополнительная сила, которую обеспечивает это колечко, снижает вероятность проблем с извлечением, особенно при использовании не очень чистого оружия.

SOPMOD отправляется воевать

Одни и те же предметы I блока SOPMOD, впервые выпущенные в 1997 году были доступны в обеих операциях по вторжению в Афганистан в 2001, и в Ирак в 2003 годах. Хотя я и не участвовал во вторжении в Афганистан, я принимал участие во вторжении в Ирак в 2003 году, тогда моей задачей было продвинуться из Кувейта на север, и попасть в Багдад.

Так как многие из нас ожидали участие в городских миссиях, и в CQB, за исключением отрядов действовавших в открытой пустыне, мы выбрали M4A1 оснащенные прицелами Aimpoint M68.

Мой M4 был оснащен всеми доступными аксессуарами программы того времени: цевьем Knight’s Armament RAS (первого поколения, с прижимным винтом в районе стойки мушки), фонарем SureFire M951, инфракрасным целеуказателем PEQ-2 и рукояткой Knight’s Armament vertical grip. С такой сборкой я также отправился и во вторую командировку в Ирак в 2004 году.

Все элементы программы SOPMOD работали хорошо, хотя я дважды сбивал пристрелку на M68, роняя его на бетон. Я участвовал пятидесяти миссиях, в двух из которых я спотыкался и падал на мощеные улицы. Каждый раз, как моя винтовка падала, она сильно ударялась о землю. Хотя корпус и стёкла прицела оставались целыми, падение полностью сбивало пристрелку.

Один из предметов всё же не избежал плохой критики в свой адрес. Речь идет о рукоятке Knight’s Armament vertical grip, прозванной "гетто-ручкой" (“Ghetto Grip”) или "черенком" (“Broom Stick”). Ручка имела обыкновение ослабевать, если её недостаточно плотно закрутить, а также поступали сообщения, что она и вовсе слетала с креплений от слишком крепкой хватки солдат, находящихся в большом стрессе в пылу боя.

Кроме того, рукоятка может показаться кому-то чрезмерно длинной. В любом случае лично я не испытывал с ней никаких проблем, пока затягивал её отверткой. Фактически я отказался от использования рукоятки Knight’s vertical grip только в 2008 году, когда у меня появилась угловая рукоятка Magpul AFG.

А что с EOTech?




Я не упомянул об использовании прицелов EOTech (SU-231), потому что, хоть некоторые отряды СпН и ССО использовали их с 2001 года, мой отряд получил их на снабжение только с 2005 года (552 модель), непосредственно перед моим третьим развертыванием в Ираке. Это хорошо показывает проблему временного промежутка между тем, когда предметы принимаются на вооружение по программе SOPMOD и когда они фактически поступают в снабжение всех отрядов ССО.

Так как SOPMOD используют все ССО, что в общем количестве составляет несколько тысяч оперативников из четырех различных веток вооруженных сил, процесс снабжения может затянуться надолго (обычно около пары лет), чтобы оборудование попало во все отряды.

Другой пример того, как много времени может потребоваться для полного внедрения в ССО - Mk18 со стволом 10.3 дюйма. Хотя версия с полноценной стойкой мушки использовалась "Морскими котиками" с ранних дней Ирака, до меня подобное оружие дошло только в 2010 году. Причем это была уже более новая версия, с низкопрофильной газовой каморой.

Вернемся к EOTech.

Спрос на эти прицелы рос из-за особенности прицелов Aimpoint M68. Прицельная марка M68 составляет 4MOA, что отлично в CQB, но при прицеливании на 300 метров она превращается в окружность диаметром 12 дюймов (30,48см). При превышении дистанции более 300 метров марка становится слишком большой и начинает перекрывать саму цель, в которую вы пытаетесь прицелиться.

Центральная точка прицельной марки EOTech составляет всего 1MOA, что на 300 метрах превращается всего-то в 3-дюймовую метку на цели. Меньшая точка обеспечивает более точное прицеливание, и позволяет без труда прицеливаться на расстояния до 500 метров. А в сочетании в наружным кольцом для быстрой стрельбы в CQB, такая оптика многими воспринимается как универсальная и очень удобная в использовании.

Единственным вариантом был прицел ACOG с фиксированной кратностью, и без установленного дополнительного коллиматорного прицела. Таких не было в большинстве отрядов вплоть до 2005 года.

Как только мой отряд получил новинки, я также перешел с M68 на EOTech. Правда, когда я стал использовать его в реальном бою, я понял что лучше бы использовал старый M68. Во время тренировок я не испытывал затруднений с фокусировкой на маленькой центральной точке, и без проблем поражал шестидюймовые мишени. Но в первом бою с EOTech я видел только красное расплывчатое пятно при попытке прицелиться в угрозу.

Внешнее кольцо марки, призванное облегчать быструю стрельбу на близком расстоянии, отвлекало меня от нахождения центральной точки прицеливания и наведения её на цель. В стрессе боя дизайн марки EOTech стал слишком занятным для меня. Я лучше работаю с единственной точкой прицела Aimpoint.

Дополнительные аксессуары

Другими предметами, появившимися в первые годы войны стали: новые стальные 5,56мм магазины H&K, рукоятки взведения Gas Buster Charging handle (2004), и приклады Crane SOPMOD buttstock производства Lewis Machine & Tool. Я не использовал этот приклад до его появления у нас в начале 2006 года, во время очередной командировки в Ирак.

Парням понравилась новая рукоятка взведения Gas Buster, не от того что она вроде как отсекает излишки поступающего в ствольную коробку порохового газа, а за наличие увеличенного зацепа защелки, который облегчает поиск и захват в стесненных условиях и в перчатках. До сих пор M4A1 всё еще выпускаются с этой ущербной мелкой рукояткой по стандарту Milspec.

Стальные магазины от H&K не очень популярны в СпН Армии, потому что оказались слишком тяжелыми. Полностью набитый стальной магазин весил в два раза больше алюминиевого. Можно было бы оправдать переноску большего веса в патрулях надежностью, но это оказалось не так. Если уронить такой магазин на твердую поверхность (особенно каменистую) появятся вмятины, поэтому многие, в том числе и я, не видели в их использовании никаких преимуществ.
П Продолжение следует…

В первые годы войны с терроризмом программа SOPMOD возымела большой успех: от успешного вторжения в Афганистан до переулков и городских кварталов Ирака. Карабины M4A1 и снаряжение по программе показали хорошие результаты, но и открыли двери для последующих улучшений.

По мере продолжения войны оперативники пожелали получить большую производительность от M4A1 и аксессуаров SOPMOD. Это привело к созданию второго поколения оптики и аксессуаров по программе SOPMOD.

В следующем номере журнала S.W.A.T. Magazine я поведаю о внедрении II блока SOPMOD, и о своем опыте работы с ним во время моего участия в боях в Афганистане.

sof, guns

Previous post Next post
Up