Бен Маккелви, "Найти - прижать - уничтожить"

Apr 02, 2024 22:34

Бен Маккелви, "Найти - прижать - уничтожить"

Книга просто огонь.

Помимо нескучных будней ССО Австралии в Афганистане, показана определенная часть изнанки жизни в стране, талибы, местные командиры, преступления, интриги, короче клубок змей, в котором американцы практически бестолково шерудили палкой.
Я не шучу.

В течение десятилетий, предшествовавших 11 сентября, SASR были рок-звездами во времена рэпа. На протяжении большей части 70-х, 80-х и 90-х годов аббревиатура SAS в Австралии оставалась крылатым словом для обозначения высокооктанового военного авантюризма, но реальность была совершенно иной.
- Когда я был там, SAS в значительной степени искала себе место, - говорит Крис Робертс, кавалер Креста за выдающиеся заслуги и ордена Австралии, командующий SASR в середине 1980-х годов, а позже командующий австралийскими силами специального назначения.

В 1990-х годах доктринальная роль каждого австралийского военного подразделения стала определяться парламентским докладом гражданского военного эксперта Пола Дибба, представленным правительству Хоука в 1986 году, и последующей Белой книгой по обороне, в которой предполагалось, что абсолютным приоритетом для сил обороны Австралии должна быть защита родной Австралии. В докладе отмечалось, что австралийские силы специального назначения должны сосредоточиться на наблюдении и рекогносцировке территории Австралии и что "другие обязанности... не следует развивать в дальнейшем за счет своих военных обязанностей по наблюдению и рекогносцировке".
Однако приказы есть приказы, и эти местные обязанности означали, что SASR проводили большую часть своего времени на тренировках в Северной Австралии, готовясь к войне в Австралии, которая, как считало большинство, никогда не произойдет.

Интересно, а с Китаем тогда воевать не думали?

В 1999 и 2000 годах австралийские силы специального назначения переживали период перемен, а также растущей полезности. Когда оба полка готовились к операции "Золото", крупной предолимпийской антитеррористической операции по обеспечению готовности, в крошечном развивающемся государстве Тимор-Лешти вспыхнуло насилие со стороны ополченцев, и оба полка были отправлены на север.

Австралия согласилась возглавить международные силы, уполномоченные Организацией Объединенных Наций для обеспечения стабильности и мира в Тиморе-Лешти, но когда было подсчитано, что Австралии потребуется развернуть 5000 военнослужащих, высокопоставленные лица правительства были шокированы, обнаружив, что это предел того, что силы обороны Австралии могут развернуть за рубежом.

- [Я подумал] "Ну, ничего страшного, мы можем найти пять тысяч военнослужащих, у нас в австралийской армии гораздо больше пяти тысяч солдат”. Ну, как оказалось, некоторые из них делают это, а некоторые - то, и их нужно ротировать и так далее, так что пять тысяч - это примерно наш предел. Мы такие: "Что вы имеете в виду, пять тысяч - это наш предел?". Вы просто не знаете об этом, как министр или премьер-министр. В 1999 году мы были действительно удивлены тем, насколько ограниченными были возможности сил обороны Австралии.

После Тимора-Лешти правительство осуществило крупные инвестиции, чтобы сделать силы обороны Австралии гораздо более "гибкими и разносторонними". Покупка транспортных самолетов "Боинг" C-17 и строительство универсальных десантных кораблей были результатом шока, который испытали, когда осознали, насколько ограничены возможности сил обороны Австралии по осуществлению проектов за рубежом.

****

Это должно было называться операцией "Анаконда", и американская добыча должна была быть раздавлена до смерти, словно в тисках удава. Австралийские офицеры SASR, конечно, стремились принять участие в операции, поскольку это, безусловно, было бы значимым вкладом, который им было приказано внести, но были опасения по поводу скорости планирования и недостатка разведывательных данных.

Основная часть SASR, все патрули на автомобилях, будут направлены в низкий, плоский дашт, или пустыню, к юго-западу от долины Шахи-Кот, на отсечную позицию, обозначенную как "Нижний оперативный район". Если противник попытается сбежать через эту позицию, SASR было поручено выследить их и убить.

Вторая роль достанется оператору SASR Клинту Палмеру и связисту Мартину "Джоку" Уоллесу, которые были прикомандированы к оперативной группе регулярных вооруженных сил США "Раккасан". Их главной обязанностью было установить коммуникационный мост между силами в "Нижнем оперативном районе" и силами США, самое главное, чтобы эти два отряда в конечном итоге не стреляли
друг в друга.

Третья роль была бы наиболее значимой и, следовательно, наиболее желательной. Один из патрулей должен был скрытно занять позицию на вершине одной из гор, где, как предполагалось, находились боевики "Аль-Каиды"; оттуда они должны были "наблюдать с возможностью перехвата по мере необходимости".

Многие из "Аль-Каиды" и местных боевиков поняли, что оружие, вроде винтовка М4 калибра 5,56 мм Уоллеса, неэффективно на расстоянии. Уоллес вспоминает неприятную ситуацию, когда вражеский боевик обстрелял его из миномета, затем остановился и закурил сигарету, глядя на Уоллеса, когда Уоллес пытался застрелить его. Уоллес говорит, что отдал бы свой мизинец, чтобы поменять свою современную M4 на старую самозарядную винтовку калибра 7,62 мм, которую SASR носил во Вьетнаме.
- [М4] хороша, когда ты разъезжаешь на машинах и вышибаешь двери, но не так хороша, когда ты в большой долбаной долине, - говорит он.

Планировщикам коалиции нужно было разрешить все более сложную битву при Такургаре, но им также нужно было попытаться выиграть эту битву. Американские войска все еще пытались оттеснить противника на юг, где их могли накрыть бомбардировками с воздуха, но нужно было занять возвышенные позиции, с которых можно было бы организовать эти воздушные атаки.
Мэтью Буйо получил сообщение от командования и со смехом прочитал его.
- Эй, парни, угадайте, куда они нас хотят? Перебраться в то самое гребаное место, на которое я потратил несколько дней, чтобы дать им понять, что оно было лучшим местом.
Они переместились туда, откуда их мог бы забрать вертолет, и были переброшены на невысокий гребень в дальнем конце долины, откуда они могли добраться пешком до первоначально запланированного места. К патрулю был прикреплен Джим, ПАН ВВС США (передовой авианаводчик - специально обученный военнослужащий, который прикрепляется к боевому подразделению и поддерживает связь между этим подразделением и летательными аппаратами в небе).

Со своего возвышенного положения "Браво-3" мог видеть, что теперь они находятся в идеальном месте, чуть южнее того места, где были откопаны позиции "Аль-Каиды". Далее к югу группы спецназа из Турции, Германии, Норвегии, Новой Зеландии и Дании, обозначенные как оперативная группа "КаБар", были размещены на выше вершинах, где, по мнению американцев, могли укрыться боевики "Аль-Каиды" и "Талибана", но враг предпочел остаться на своих боевых позициях в долине, что означало, что "Браво-3" был единственным патрулем, постоянно наблюдавшим за противником.

"Браво-3" теперь разделили свой патруль надвое, и группа Диддама организовала патрулирование, часовых и охрану их позиции, чтобы Буйо и ПАН Джим могли сосредоточиться на наведении ударных самолетов. В течение следующих 12 дней "Браво-3" наводили "все, что имеет крылья, несущие винты и пушки". Час за часом, день за днем все больше и больше воздушных сил США передавалось в распоряжение австралийцев Планировалось, что миссия продлится три дня, а они упаковались на пять. Через два дня стало очевидно, что они будут полезны на своем посту гораздо дольше. Патруль сократил свой рацион вдвое, а позже снова сократит вдвое.

Джим и Буйо могли видеть, что бомбардировщики В-52 в основном сбрасывали боеприпасы на открытых полях, вдали от того места, где находился противник, или где он, вероятно, мог находиться. В конечном счете этой паре был передано управлением над полным набором используемых американских воздушных судов, причем все виды самолетов регистрировались с баз по всему региону и за
его пределами. С трех авианосцев в Аравийском море прилетели самолеты ВМС США класса "F", вертолеты "Суперкобра" и "Апачи" из Баграма, самолеты огневой поддержки AC-130 из Омана и даже бомбардировщики-невидимки B-1 и B-2, прилетевшие из Соединенных Штатов. Джим создал канал связи между ними всеми и Мэтью Буйо.

Эта пара даже установила связь с командованием США в Саудовской Аравии, где дислоцировались американские B-52, которые, в свою очередь, связали пару с приближающимися бомбардировщиками. Для B-52 Буйо собрал воедино "сопоставления с землей" и преобразовал их в "обозначенные средние точки удара", которые, по сути, являются координатами, которые могут быть введены в американскую объединенную систему боеприпасов прямого поражения (JDAM), которая направляет бомбы.

Со своей позиции Буйо и Джим могли видеть позиции снабжения противника, а также места подхода и отхода, или где они, вероятно, должны были находиться, поэтому они направили бомбы с В-52 на эти позиции, что привело к тому, что многие из противников были накрыты на своих нынешних позициях. У них даже были штурмовики A-10 "Бородавочник", прибывшие из Кувейта, где они были размещены главным образом для защиты от танков Саддама Хусейна.

Во время боя с Буйо связался австралийский оперативный офицер и попросил подсчитать все авиаудары, которые они навели.
- Ты, на хрен, шутишь, приятель, - ответил он.

Они навели буквально сотни ударов.

Буйо и Джим имели доступ к такому количеству авиационных средств в течение такого длительного периода времени, что в конечном итоге они использовали их по-новому. Одной из процедур было то, что Буйо и Джим назвали "подсаживанием", при котором, когда их AC-130 заходил на поле боя, они находили цели с помощью беспилотника ЦРУ "Предэйтор" и наводились на них дальше, прежде чем оптика AC-130 могла находить цели самостоятельно.

Через 12 дней долина была очищена от вражеских позиций и боевиков, а бойцов "Браво-3" сменил другой патруль спецназа на случай, если придется проводить зачистку. В особенно тяжелых условиях боевых действий, среди ледяных вершин и долин Афганистана зимой, они были глазами и ушами сил, находящихся ниже и выше их.

***

Моя любимая часть

Позже в тот же день мирная делегация движения Талибан, состоящая из некоторых наиболее высокопоставленных деятелей движения, включая министра обороны Муллу Обайдуллу Ахунда и начальника штаба Тайяба Ага, прибыла для переговоров с Хамидом Карзаем. Они предложили условия мира, о которых в последующие годы американцы могли только мечтать.

Талибан был готов самораспуститься, осудить терроризм и сдать большую часть своего оружия. Взамен они попросили, чтобы их бойцам и командиру было разрешено вернуться к своим семьям и племенам без дальнейшего судебного преследования. Они также просили, чтобы некоторые бывшие командиры Талибана могли войти в правительство. Карзай сказал, что это возможно, но, скорее всего, это превышение его новых полномочий. Карзай также объяснил, что амнистии для Бен Ладена и его боевиков из "Аль-Каиды" не будет, и делегация Талибана заявила, что они это понимают и принимают.

Хамид Карзай говорил, что он подчеркнул Соединенным Штатам, что война должна закончиться каким-то политическим урегулированием и что не будет никаких попыток уничтожить афганского противника. Даже ЦРУ придерживалось этой линии и предложило Белому дому идею создания правительственной фракции "Талибан для Карзая", которая послужила бы мощным пропагандистским средством, обозначающим разделение между "Аль-Каидой" и Талибаном, а также способом объединения пуштунов.

Идея была представлена вице-президенту Дику Чейни, который ее категорически отверг. Министр обороны Дональд Рамсфелд и ряд влиятельных высокопоставленных чиновников Белого дома также были категорически против политического урегулирования с талибами так скоро после терактов 11 сентября. Они также не видели особых причин вести переговоры с войсками муллы Омара, поскольку те, казалось, были полностью разгромлены.

- Соединенные Штаты не склонны вести переговоры о капитуляции, и при относительно небольшом количестве сил на местах мы не в состоянии принимать пленных, - заявил госсекретарь Рамсфелд на пресс-конференции в ноябре 2001 года.

Приятно знать, что долбоебы не только в правительстве Лаоса, они вообще - везде...

sof, afganistan, book

Previous post Next post
Up