Атака на Инвинсибл

Jun 02, 2020 10:00

https://vk.com/@359767929-ataka-na-invinsibl

Любопытная статья из группы в ВК.
Как я понимаю, написана по аргентинским источникам, бриты это отрицают, так что вполне возможно - сказка.
Перевод местами хромает, но это абсолютно не важно.
Но как основа для какой-нибудь альтернативы - огонь!



Первый лейтенант Omar Jesús Castillo национальный герой Аргентины, погиб в бою 30 мая 1982 года.

I- Введение

30 мая 1982 года на веки останется в истории мировой авиации, поскольку в этот день была совершена самая рискованная и дерзкая операция со времен Второй Мировой Войны.
Было высказано много теорий о том что произошло с авианосцем Инвинсибл, о правдивости самой атаки и ее провале.
Аргентинские ВВС утверждают что судно подверглось нападению и серьезно пострадало. Однако Британия до сих пор не признала нападение и пытается доказать это несколькими свидетельствами, которые не согласуются друг с другом.
События происходящие в тот день на авианосце Инвинсибл, списки экипажа и прочие материалы дела, засекречены на 99 лет и истинную историю происходящего в тот день мы узнаем только в 2081 году.

Эта история основывается на показаниях двух выживших пилотов штурмовиков А-4С и пилотов Супер Этендард

II. «Операция Инвинсибл»

29 мая 1982 года 2-й истребительной эскадрилье ВМС было приказано подготовить атаку на цель, расположенную в 80 милях к востоку от Мальвинских островов. Именно на радиальном уровне 090° считалось, что находился «Инвинсибл».

После гибели «Атлантик конвейер» остался только один Экзосет AM-39. Задание было поручено двум пилотам капитану Алехандро Франциско и лейтенанту Луису Колавино.

Оперативный радиус не позволял британцам перемещать авианосцы за пределы 100-мильной боевой зоны, поскольку радиус действия Харриера (включая маневры в воздухе) не превышал этого расстояния. Им нужны были самолеты, которые взлетели, полетели к цели, были в воздухе какое-то время и вернулись, важно иметь «превосходство в воздухе».

Утром 29-го Франсиско и Колавино с помощью остальных членов эскадры, посвятили себя завершению некоторых деталей миссии. Во-первых, был определен график учитывая что до этого момента Супер Этендард всегда действовал в вечернее время, поэтому было решено вылетать утром или самое позднее в полдень.

Был выбран второй вариант, чтобы иметь возможность сделать дугу и зайти на цель с Востока. Им придется выполнять двойную дозаправку в воздухе. Если при второй заправке возникнут неполадки, самолеты могли вернуться на свою базу, хотя и не выполнили миссию. В первый раз возникли проблемы с маневрами пополнения; Существует много переменных, которые делают метод не всегда безопасным. Кроме того, миссия требовала, чтобы заправщики летели очень далеко на восток, со всеми рисками. Чтобы избежать обнаружения Геркулеса вражескими радарами было предложено, чтобы заправщики не проводили прямой маршрут от Рио-Гальегоса до места встречи с Супер Этендард, а летели над континентом, а затем шли по маршруту, почти идентичному маршруту атакующих самолетов. В полдень все было готово. Как только они получили подтверждение часа встречи с Геркулесом, они улетели.

В предполетной комнате Франциско и Колавино ждали момента вылета. Но с точки зрения времени миссия была приостановлена, поскольку это была чрезвычайно сложная атака в которой была очень сложная координация, которой они должны были посвятить свое время. Они должны были бы согласовать профили полета различных самолетов и кроме того иметь еще один самолет заправщик для второй заправки.
С этого момента пилоты начали корректировать ряд деталей, считая, что на следующий день будет выполняться полет, к которому будут добавлены четыре штурмовика ВВС «Скайхок».

Во время встречи, которая состоялась утром 29-го в Сан-Хулиане командующий эскадрильей ВВС собрал в своем кабинете всех руководителей отрядов, чтобы сообщить им об атаке на британский авианосец.

Четыре самолета после запуска Экзосет с одного из Супер Этендард должны были бомбить его проникнув сквозь защитный ордер, который всегда формируют корабли защищающие авианосцы. Ордер, как правило, очень трудно пройти. Поэтому риск которому они были подвержены был очень высоким, тем более что атака должна была быть проведена в открытых водах, где потенциал обнаружения у противника был полным и ожидаемым чтобы системы ПВО имели достаточно времени для эффективного реагирования.

Когда командир закончил свое выступление, он сделал короткое молчание: медленно, неспособный скрыть свои эмоции он попросил встать тех кто желает добровольно принять участие в нападении.
Гробовая тишина окутала присутствующих.

- Сэр я прошу разрешения на участие.
Первый лейтенант Эрнесто Рубен Урета встал.
Почти в то же время первый лейтенант Хосе Васкес поднялся
- Господи я тоже хочу идти.
- Ну, - ответил Командующий, - вы назначите двух других пилотов.

Они это сделали. Среди оставшихся офицеров команды они выбрали Первого лейтенанта Омара Хесуса Кастильо и Херардо Гильермо «Turca» Исаака.

В воскресенье 30-го было обычное утро в Рио-Гранде: облачно, очень холодно и морозно.
В Предполетной комнате с самого рассвета была интенсивная деятельность. Франциско, Колавино и практически все остальные члены эскадры встретились с пилотами ВВС которые будут участвовать в атаке. Вместе они сделали окончательную координацию установив важность усмотрения и полетные расчеты A-4C к классу Супер Этендард.

- Что мы должны делать, если один из наших самолетов вернется из-за поломки? - спросил Васкес, который был лидером группы ВВС.
- в этом случае остальные три должны продолжить атаку.

Васкес снова спросил:

- Что, если второй самолет должен будет вернуться?
- Остальные два последуют. Конечно миссия будет отменена с нашей стороны, если три машины будут вынуждены повернуть назад. Атака только одного самолета не имеет никакого смысла.

На мгновение все замолчали. Если для Супер Этендард эта атака была очень рискованной, то для пилотов A-4C она была самоубийственной.

"Не волнуйтесь, если пришла пора отдать жизнь ... важно то, что эта война справедлива, и что за решением стоит вся страна" слова произнесенные лейтенантом Васкесом перед вылетом.

Приказ который они получили заключался в том чтобы атаковать цель в которую попадет Экзосет, что бы это ни было. Этот корабль должен был быть более беззащитным чем другой, который был неповрежденным. Это был единственный способ увеличить шансы потопления «Инвинсибл», если ракета попадет в авианосец.




Около 12:30 утра Франсиско получил разрешение на взлет от контрольной башни Рио-Гранде. Немного дальше назад и справа от него, Колавино ожидал, что его ведущий уйдет первым, чтобы взлететь следом через несколько секунд.

Франсиско увеличил обороты до восьмидесяти процентов мощности турбины, отпустил тормоза и его Супер Этендард с последним Экзосет AM-39 начал свой разбег.

Примерно за пять минут один за другим они взлетели и поднявшись на 12 000 футов и направились на юго-восток.
Пролетев пятьдесят минут с более чем приемлемой погодой, Супер Этендард дошли до того места, где их ожидали два Геркулеса. Без проблем они выполнили дозаправку и позволили А-4С сделать то же самое.

Необычным в этой миссии был пожалуй способом дозаправки: для увеличения радиуса действия было принято решение о том что шесть самолетов летели вместе с заправщиком, поочередно дозаправляясь топливом на протяжении 300 км. Манёвр был выполнен отлично. Все шло по плану.

Оттуда, самолеты взяли курс на Восток, чтобы добраться до места наибольшего удаления и выполнить вторую дозаправку.
Заправленные с полными баками, самолеты отошли от Геркулеса и приняли атакующий строй: два Супер Этендарда были в одной- двух милях друг от друга, за каждым летели по два Скайхока.

Завершив обход британских кораблей, которые в то время были слева от них они начали спускаться и вскоре оказались низко над холодным морем, волны которого усеивали лобовые стекла и образовывали на них небольшие кусочки соли.
Требования абсолютной тишины в радио эфире было строго соблюдено.
Франсиско посмотрел на свою карту которая была на правом колене, согласно расчетам и полученной информации, авианосец находился на расстоянии не менее 300 км.
Между тем отдельные грозы были в разы такой интенсивности, что они могли даже появляться на экране радара.

И так получилось когда два Супер Этендарда приподнялись, чтобы осмотреть пространство радаром они увидели много рассеянных ложных сигналов. Сразу же они спустились и продолжили свой низкий полет.

Пролетев несколько миль они снова поднялись и включили радары. Колавино нагнулся к экрану, чтобы рассмотреть его лучше, у него был по-видимому истинный объект. В этот момент он услышал голос Франсиско в наушниках
-Я засек его, я взял в захват!
Колавино также обнаружил его и с энтузиазмом воскликнул:
-Я тоже вижу его!
- Двадцать миль до цели! цель прямо по курсу!
Я запускаю ракету! - сказал Франциско, и нажал кнопку стрельбы.

Колавино и пилоты Скайхоков наблюдали как ракета упала с Супер Этендард на два или три метра, и когда казалось что она собирается вот-вот упасть в воду запустился её двигатель и она стремительно умчалась к своей цели оставляя после себя дымный след.
Сразу же после пуска пилоты ВМС взяли курс на базу.

Запущенной на расстоянии около 24 морских миль от цели Экзосет понадобится примерно 109 секунд, чтобы достичь цели, в то время как А-4С для этого понадобится 153 секунды, но уже будет утрачен эффект внезапности перед противовоздушной обороной кораблей.
Четыре самолета последовали за Экзосет которая удалялась от них и которую они вскоре потеряли из виду, хотя видимость была хорошей и достигала 15 км

Васкес который был лидером группы, сигнализировал что привел оружие в боевую готовность.
Каждый из их Скайхоков нес по три 250 кг бомбы, они быстро приближались к цели, всего 12 метров отделяли их от поверхности воды.
Внезапно вдалеке появилось темное пятно размытое эффектом тумана. Несомненно он был необъяснимо один, без других кораблей. Время пришло встретится лицом к лицу с одним из самых разыскиваемых кораблей Целевой группы.

Понемногу форма авианосца стала яснее, острее: нос приподнят, выделялась надстройка; «остров» смещенный в сторону правого борта. Корабль шел с очень низкой скоростью. Что-то привлекло их внимание: от основания «острова» валил темный дым. Они быстро поняли, что это было несомненное доказательство того, что Экзосет таки попал. Черный дым шел из центра надстройки и под траекторией полета так если бы Экзосет попал между ватерлинией и палубой. Он не заметил огонь. Не было пламени, но были черные клубы дыма.




Когда пилоты были на удалении в 12 км они дали полный газ и устремились в атаку. Слева были Васкес и Кастильо, а справа - Урета и Исаак.

В это время ракета, которую никто не заметил, попала в самолет Васкеса и он взорвался в 8 км от цели. Сразу же самолеты начали выполнять противозенитные маневры раскачиваясь из стороны в сторону. Они уже собирались выполнить «подскок», чтобы сбросить бомбы когда новый взрыв удивил их, это был самолет Кастильо который также взорвался и практически распался в воздухе. Машины Урета и Исаака встряхнуло взрывной волной.

Ракеты были с какого-то корабля из западного сектора.

Урета сердито сжал спусковой крючок и сбросил бомбы пересекая авианосец от кормы до носа под углом 30° к оси корабля.
Со своей стороны Исаак тоже сбросил бомбы на корабль когда тот был полностью покрыт дымом. Чтобы избежать столкновения с Островом корабля, он резко отвернул вправо и летя над водой, выполняя маневры уклонения стремительно уходил от него.
Когда он уходил то, видел что авианосец полностью скрыт за клубами черного дыма.

Так они и летели в абсолютном радиомолчании.
Вдалеке чуть правее показалась точка. Да, это был самолет Урета который замедлялся.
- Исаак, мы пойдем к медсестре - сказал он имея в виду заправщик.
-Да, сэр понял.
Слова были слишком велики. Им удалось добраться до авианосца, атаковать его и вернуться домой. Но они потеряли двух друзей навсегда.
Примерно в 70 км. от того места, где они должны были встретиться, с заправщиком, оба Скайхоука набрали высоту
2 KC-130 ожидали их на высоте 5000 метров в районе где к счастью была хорошая погода.

Один из членов экипажа заправщика КС-130 поинтересовался узнать результат атаки и при помощи жестов спросил у Исака и получил ответ:

- «Черт мы сделали это!»
После дозаправки они направились в Рио-Гранде. Прошло уже три часа с момента их вылета и им оставался еще один час полета.
Среди пилотов ожидавших их прибытие были Франциско и Колавино, которые только что приземлились, и для которых гибель Васкеса и Кастильо, была такой если бы они по жизни с ними были друзьями.

Урета и Исаак обнялись и заплакали с товарищами, выплескивая все накопленное напряжение. Медленно они шли к офицерам базы, где отдельно они дали подробный отчет об атаке.




По информации, которую они доложили, был проведен анализ силуэта английских кораблей, своего рода «идентификационный комплект».
Таким образом они описали пуск Экзосет, силуэт цели и исходящий дым от нее, с уверенностью что это был результат попадания ракеты.
Урета объяснил что он зашел на корабль с кормы и ушел в сторону правого борта, подтвердив, что он достиг хорошего попадания по цели. Он точно описал авианосец, его два дымохода, большой «остров», расстояние от него от центральной оси корабля, светлые фонари, плоскую корму. Все сходились в том, что это был «Инвинсибл» а не «Гермес».

Информация, которую доложил Исаак была аналогична докладу Урета. Когда ему показали ряд силуэтов различных кораблей, он не колебался: «Это тот который мы атаковали - сказал он указывая на «Инвинсибл».

В Атаке 30 Мая 1982 года принимали участие:
Два истребителя Супер Этендард 2-й истребительной эскадрильи ВМС(2do Esc. Aeronaval Caza y Ataque (ARA)).
3-A-202 пилот Алехандро Франциско
3-A-205 пилот Луис Колавино

Четыре штурмовика А-4С Скайхок 4-й бригады ( IV Brigada Aérea (FAA))
С-301 Хосе Даниэль Васкес(погиб)
С-321 Эрнесто Рубен Урета
С-310 Омар Хесус Кастильо(погиб)
С-318 Херардо Гильермо «Turca» Исаак
Два транспортных заправщика С-130 1-й Бригады ( I Brigada Aérea (FAA))

Эта работа посвящена памяти погибших пилотов Омару Хесус Кастильо и Хосе Даниэль Васкесу, их гибель не была напрасной.

история

Previous post Next post
Up