«Перспектива повышения процентной ставки в США и дополнительных мер по количественному смягчению в Европе в декабре должна придать доллару США дополнительную силу. Поэтому многое зависит от отношения инвесторов к доллару после почти стопроцентного варианта повышения ставки 16 декабря, и до заседания FOMC потенциал роста драгоценных металлов, скорее всего, будет ограниченным. Скорость дальнейшего ужесточения условий кредитования не только повлияет на привлекательность доллара, но и определит степень риска падения цен на драгоценные металлы. Участники рынка преимущественно ориентируются на новости, которые, за исключением какого-нибудь серьёзного геополитического события, с большой вероятностью будут негативными для золота, учитывая тот факт, что всё внимание приковано к предстоящему решению по процентной ставке». Это мнение Оле Хансена, аналитика Saxo Bank.
И если цены на золото и серебро сейчас в большей степени находятся в руках спекулянтов (инцидент с нашим истребителем на границе Турции и Сирии привёл к некоторому росту этих металлов), то на цены на платину и палладий оказывают влияние и другие важные фундаментальные факторы. Хансен отмечает:
Массовый уход инвесторов спровоцировал обвал цен на металлы платиновой группы. Платина и палладий сильно сдали позиции, причём последний потерял в стоимости более 10%. Оба металла, которые в том числе используются в автомобильных катализаторах, несут потери в ожидании негативного влияния замедления темпов роста экономики на продажи автомобилей в Китае. Однако на них также отрицательно сказалось прогнозируемое окончание периода ультранизких процентных ставок в США, благодаря которым был зафиксирован лучший результат продаж по итогам двух месяцев за 15 лет.
Эти два металла образуют довольно небольшие рынки, поэтому, когда так много инвесторов хотят выйти из торговли в короткие сроки, возникают проблемы с ликвидностью. Вплоть до августа инвестиции в эти металлы через биржевые индексные продукты были очень популярными, поэтому массовый уход инвесторов с рынка в течение последней пары недель создал большие затруднения.
1
В ноябре цена платины обновляет минимумы 2008 года, а цена палладия приближается к августовским минимумам $ 521.45. Максимальные запасы в платиновых ETFs были достигнуты 12 августа, составив 2.854 млн унций. На 13 ноября запасы сократились на 14,9% до 2.429 млн унций. Основной отток начался с 21 сентября - начала скандала с фальсификацией уровня выбросов автомобилей Volkswagen. На начало 2015 года запасы палладиевых ETFs составляли 3.067 млн унций, но к 13 ноября сократились на 21,1% до 2.421 млн унций. Правда стоит отметить, что за прошлую неделю, по состоянию на пятницу 20 ноября, фонды по платине и палладию больше не зарегистрировали ни одного оттока вкладов.
18 ноября вышел доклад «PGM MARKET REPORT NOVEMBER 2015. SUPPLY & DEMAND IN 2015» от Johnson Matthey PLC, а 24 ноября свой доклад «PLATINUM QUARTERLY Q3 2015» опубликовала WPIC. В обоих докладах анализируются рынки PGM (у WPIC - только платины) и даются прогнозы на будущее. Я не хочу повторяться, поэтому рекомендую тем моим читателям, кто пока плохо ориентируется в рынке PGM и в аналитических организациях, представленных на этом рынке, прочитать «
Платина и палладий: обзор рынка, аналитика, прогнозы от JM и WPIC».
Всегда интересно сопоставлять обзоры и прогнозы крупнейших аналитических компаний, но ещё более интересно сравнивать их с данными и прогнозами различных других источников, благо их на рынке предостаточно. Поэтому сначала пройдёмся по ним.