Итоговое заявление по результатам заседания FOMC 27 - 28 июля и последующая пресс-конференция Джерома Пауэлла практически не внесли ясности в отношении дальнейшего направления политики ФРС, точнее сроков начала её ужесточения. Собственно, большинство аналитиков сейчас склоняются к тому, что относительная ясность появится во время проведения ежегодной конференции банкиров в Джексон Хоул 26 - 28 августа и/или на заседании FOMC 21 - 22 сентября. Пока же прозвучали "дежурные" фразы о том, что восстановление экономики США продолжается, несмотря на рост числа заразившихся коронавирусом, а также усилился оптимистичный тон и указания на ведущиеся дискуссии о сворачивании скупки облигаций.
Как отмечает Reuters, на пресс-конференции после заседания глава ФРС Джером Пауэлл сказал, что рынок труда США ещё "должен проделать определённый путь", прежде чем придёт время сокращать стимулы, введенные американским центробанком весной 2020 года для борьбы с последствиями пандемии. "Я бы хотел увидеть сильные цифры с рынка труда в ближайшие месяцы, прежде чем сокращать скупку облигаций в объёме $ 120 млрд в месяц", - сказал он. Руководство ФРС сообщило, что ведёт дискуссии о сроках сокращения программы скупки облигаций, которое станет предвестником повышения процентных ставок.
В декабре ФРС сообщала, что не будет менять параметры скупки до тех пор, пока не увидит "значительного дальнейшего прогресса" в восстановлении рынка труда, на котором в тот момент было на 10 млн рабочих мест меньше, чем до пандемии. Сейчас эта цифра ниже 7 млн, и ФРС впервые признала, что экономика сделала шаг к тому, чтобы центробанк мог сократить скупку облигаций казначейства в объёме $ 80 млрд в месяц и облигаций, обеспеченных закладными, в объёме $ 40 млрд в месяц, призванную снизить стоимость долгосрочных заимствований для потребителей и бизнеса.
"Экономика достигла прогресса и FOMC продолжит оценивать прогресс на ближайших заседаниях", - говорится в сообщении ФРС, указывающем на возможность сокращения скупки бондов в конце текущего или начале 2022 года. ФРС также сообщила, что повышенная инфляция является результатом "преходящих факторов", и это указывает, что центробанк не воспринимает рост цен в качестве неизбежной угрозы. По последним данным индекс потребительского доверия от Conference Board в июле составил 129,1 пункта - это самое высокое значение с 2018 года (прогноз составлял 123,9 пункта). Индекс цен на жильё от FHFA вырос на 1,7% (при консенсус-прогнозе 1,6%), а такой же индекс S&P Case-Shiller повысился на 16,99% в годовом выражении против ожидавшихся 16,33%.
Основная реакция рынков на итоги заседания FOMC ожидается сегодня, в четверг, особенно на фоне публикации ВВП США за второй квартал и данных по рынку труда и недвижимости. Данные по личным доходам и расходам американцев, включающие базовый индекс цен расходов на личное потребление, будут опубликованы в пятницу. Пока же #золото на тонком рынке подросло, отскочив от низов двух предыдущих сессий, и вновь торгуется выше $ 1810 за унцию. Что интересно, мнения аналитиков относительно будущих цен на жёлтый металл сейчас довольно существенно разделились. Одни предсказывают их рост чуть ли не до $ 4000 за унцию уже скоро, обосновывая это продолжением роста инфляции и сохранением ультрамягкой политики ФРС ещё долгое время.
Другие, как и Пауэлл, считают, что рост инфляции - явление временное, и сокращение ФРС покупок бондов с последующим повышением процентных ставок уже не за горами. Поэтому цена на золото должна существенно скорректироваться вниз. Пока сложно сказать, кто из них и когда окажется ближе к истине. Вполне возможно, что золото так и будет болтаться в текущем диапазоне ещё относительно длительное время, по крайней мере до конца сентября. Почему? Есть несколько странностей в поведении рынка золота на фоне наличия казалось бы сильных исторически значимых драйверов для его роста.
Хотя индекс S&P 500 (SPX) и другие основные фондовые индексы продолжают день за днем бить новые исторические максимумы, цена на золото остаётся относительно низкой. Фактически, в то время как SPX вырос на 38% по сравнению с прошлым годом, золото упало более чем на 5%. Многие думали, что во времена более высоких темпов роста инфляции, падающих процентных ставок, самой мягкой денежно-кредитной политики в истории, чудовищных долгов и постоянно расширяющейся денежной базы, золото должно взлететь до небес, но этого не происходит.