Люди и авиация в поселке Лазаревское

Apr 03, 2015 22:42

Проезжая по дороге в Сочи, среди многочисленных прибрежных поселков, выделяется один наиболее крупный (в нем есть даже гипер "Магнит") поселок Лазаревский. При ближайшем рассмотрении которого оказывается, что поселок имеет достаточно богатое авиационное прошлое и в определенном роде уникальное настоящее. Здесь попытаюсь рассказать немного о том, что было там в период войны и как обстоят дела в нынешнее время.

1. Итак, первое, что привлекло мое внимание в этом поселке это относительно новый (всего 5 лет ему) памятник в виде устремляющегося вверх МиГ-23. При ближайшем рассмотрении самолета возникло сразу несколько вопросов.




2. На борту у МиГа нанесен бортовой номер "236" - красный, эмблема АГВП "Стрижи" и 18 "победных звезд". Какое отношение имеет самолет (или памятник) к "Стрижам" выяснить мне не удалось. К звездам мы вернемся чуть позже.


3. Табличка же, установленная на памятнике гласит, что он посвящается авиаторам, строителям и обслуживающему персоналу аэродрома, который начиная с Великой отечественной войны располагался в этом поселке. Судя по ее виду, за ней старательно следят и подрисовывают буквы, когда те стираются)


4.


5. Дело в том, что в начале Великой отечественной войны в поселке был организован полевой военный аэродром с посадочным курсом со стороны моря, благо устье реки Псезуапсе это позволяло. На аэродроме дислоцировалась 236 истребительная авиационная дивизия. Об этом гласит памятная табличка на улице им. Д.Л. Калараша - самой длинной улице поселка, параллельно которой и проходила взлетная полоса. Отсюда и номер на борту МиГа - "236".


6. Вот здесь и располагался полевой аэродром. Там где сейчас "Магнит" располагались укрытия и прочие аэродромные постройки. Напротив моря в горах были выточены две пещеры в которых хранились боезапасы. К технике в кадре мы вернемся позже.


7. Немного о тех, кто летал с этого аэродрома в период ВОВ. Безусловно самым известным авиатором был Герой Советского Союза - Калараш Дмитрий Леонтьевич. Собственно в честь него и названа самая длинная улица поселка. Судя по историческим справкам Дмитрий Леонтьевич был выдающимся тактиком воздушного боя. В ходе боевых действий, по известной информации, он одержал 11 личных побед (по некоторым источникам 14) и 6 в составе группы (всего - 17, тут совсем не понятно, почему на "МиГе" - 18). Подробнее о его биографии можно почитать здесь. Погиб Д.Л. Калараш, выполняя воздушный таран немецкого "мессершмитта" 29 октября 1942 г. Вот фото и МиГ-3 на котором летал Д.Л. Калараш



8. Еще одним известным авиатором, защищавшим небо над поселком, был командир 32 истребительного авиационного полка морской авиации - Наум Захарович Павлов. Его последний бой описывают так: 23 сентября 1942 года фашисты сосредоточили огонь на Туапсе, за день совершили несколько массированных налетов. Самый крупный из них был совершен под вечер. Майор Наум Захарович Павлов находился в воздухе, когда около пятидесяти вражеских самолетов стали приближаться к Туапсе. Завязалась отчаянная схватка, и Павлов буквально загнав в угол двух фашистских юнкерсов, заставил врезаться их в скалы недалеко от Лазаревского. Но и сам погиб он в том бою.


Н.З. Павлов и Д.Л. Калараш похоронены рядом на горке Героев в Сочи.

9. По окончании войны аэродром стал использоваться в гражданских целях. С него летали в основном самолеты Ан-2 по местным воздушным линиям. Работа аэродрома имела специфический характер... взлетать самолетам всячески мешали местные жители. Вот как это описывает газета "Знамя социализма" в номере от 21 августа 1956 г.:
«10 августа 1956 года в курортном посёлке Лазаревском открыт аэропорт. По местной воздушной трассе регулярно курсируют 9-местные «Ан-2», перевозящие пассажиров. За 19 дней уже 53 вылета в разных направлениях: Сочи, Геленджик, Краснодар. Введены спецрейсы прогулок в пределах Черноморского побережья - 810 рублей в час за самолёт. По словам начальника аэропорта товарища Берденко, самая большая трудность при взлётах и посадках - это то, что по аэродрому почти беспрерывно ходят пешеходы, ездит транспорт, пасутся животные».
Единственное дошедшее до нас фото аэродрома тех лет:


Источник - www.lazarevka.ru

10. До нашего времени аэродром "сжался" до вертолетной площадки, которая сейчас используется в интересах авиации МВД и частной малой авиации.


11. Также сейчас на территории поселка располагается Станция испытания воздействий погодных и климатических условий на авиатехнику (может быть она как-то по другому называется). Станция относится к ГосНИИ ЭРАТ ВВС. Информации о ней крайне мало. На территории станции установлены несколько бортов-лабораторий на которых производится исследование влияния субтропического климата на авиационные материалы. Самолеты на мой взгляд очень интересные. Вот например Су-17М2 ранних серий. Самолет явно принадлежал 802 УАП, о чем свидетельствуют фирменные "глаза" и летал с нашего аэродрома Краснодар-Центральный. Причем подобная модификация была выведена из строевой части довольно давно. Борт находится в хорошем состоянии. Учитывая, что другие самолеты 802 УАП совсем недавно утилизировали, очень хотелось бы, что бы этот "выжил".


12. МиГ-29 (9-12) принадлежал 831 ИАП из Смоленска. Сюда попал из 275 АРЗ так и не дождавшись ремонта.


13. Интересный Ми-24В бортовой "22-голубой". Предполагаю, что Кореновский борт. Причем судя по голубой линии и аббревиатуре "МС" вертолет участвовал в конфликте на Кавказе в начале 90х.


14. Также на территории Станции находится Су-27 бортовой "36 - красный". Если верить распространяемой информации, борт базировался на аэродроме Килп-Явр в составе 941 ИАП. Во время "холодной войны" этот Су-27 "схлестнулся" с норвежским "Орионом" на северных границах СССР. Вот описание этого инцидента:
1987 г. В этом году авиационный мир впервые на практике увидел маневренные характеристики обычного стандартного истребителя Су-27, поступившего но вооружение ПВО Советского Союза. 13 сентября этого года норвежский патрульный самолет Р-3В «Орион» из состава 333-й авиационной эскадрильи ВВС Норвегии, дислоцированной на авиабазе Андойя, по сообщению министра обороны Норвегии, совершал «обычный разведывательный полет над Баренцевым морем», а точнее - пытался вести наблюдение за группой советских военных кораблей в нейтральных водах Баренцевого моря, а еще точнее - над международными водами к северу от Мурманска, в 48 милях от ближайшего побережья Советского Союза. Летчик истребителя Су-27 Василий Цимбал из 941-го истребительного авиаполка 10-й армии ПВО получил приказ выполнить учебный перехват норвежского самолета и предотвратить постановку им гидроаккустических буев. Для молодого летчика это был первый полет на перехват реальной цели. Подойдя ближе к «Ориону» Цимбал попытался принудить его к изменению курса, но это ни к чему не привело, «упрямый» «Орион» продолжал выполнять свою задачу. По заявлению министра обороны Норвегии, Су-27 приблизился к Р-3В с левого борта на расстояние меньше 1,8 м. И здесь произошло неожиданное. Экипаж «Ориона» решил избавиться от навязчивого противника и применить стандартный прием - резко уменьшить скорость полета, полагая, что истребитель противника не сможет держаться рядом с ним на такой малой скорости и непременно начнет сваливаться. Однако Су-27 продолжал устойчивый полет точно под «Орионом». Летчик Р-3В, потеряв «двадцать седьмой» из виду, стал маневрировать в результате чего воздушный винт правого внешнего двигателя ударил по левому килю истребителя. Впрочем, можно сформулировать и по-другому: в ходе маневрирования летчик «двадцать седьмого» задел килем воздушный винт «Ориона».
Произошло разрушение воздушного винта, обломки которого разлетелись с большой скоростью и пробили фюзеляж «Ориона», в результате чего произошла разгерметизация. На Су-27 была разрушена радиопрозрачная законцовка киля. «Орион» вынужден был покинуть зону патрулирования, а Су-27 благополучно вернулся на свою базу.


Теперь этот борт с отремонтированным килем можно увидеть в Лазаревке!!

15. Вот такая вот интересная история у этого курортного поселка. В конце концов где вы еще можете увидеть боевой МиГ и Эйфелеву башню местного масштаба рядом))

Су-14, Су-27, памятники, Ми-24, МиГ-23, ввс россии, МиГ-29, история

Previous post Next post
Up