Долгая дорога в космос

Mar 27, 2017 12:15


Информация к размышлению от Макса.  Не со всем согласен, плюс он там ошибся с расценками на транспорт в РФ почти на порядок...

Но как бы читать надо и ярым совкодрочерам, адептам командно-плановой экономики, и тем более её неплохо бы прочитать и осмыслить либертарианцам-дрочерам на Маска и "невидимую руку рынка".

Оригинал взят у max_andriyahov в Долгая дорога в космос

"Зачем вам дороги, если у вас машин нету?!"
Известный шутник



Сатурн-V

Программа Аполлон началась со знаменитой речи Кеннеди "...следующая цель - до конца этого десятилетия, доставить человека на Луну и безопасно вернуть его на Землю!" и закончилась эпичным стартом Сатурна, пламя движков и ледяной град конденсата. Эпично.

В цифрах ещё интереснее: 8 лет, 136 ярдов (индексировано в ценах 2005 года), 4 президента сменилось. Полный успех, мощЪ, размах, опизденение и вот это вот всё. Лихие 60-е, одним словом.

Но была и другая, гораздо менее распиаренная программа...




"Национальная система автомагистралей имени Дуайта Д. Эйзенхауэра, 34-го президента, организовавшего её строительство.

Создание сети было утверждено Законом о федеральном финансировании строительства автомобильных дорог 1956 года, запланированная вначале сеть строилась в течение 35 лет. С того времени сеть расширялась и составила по состоянию на 2013 год 77 017 км.
Стоимость строительства определяется на уровне 425 млрд $ в ценах 2006 года"

Т.е. могли на Луну в три раза больше раз слетать, ну или наоборот - флагофтык и фоточки с Луны обошлись США в 24 645 км отличных автострад. "Мы стреляем городами" (с) Константин Руднев. А американцы - стреляли дорогами, получается.

Строили, строили и наконец построили:


МощЪ, масштаб... ну вы понели.

В СССР пошли другим путем и развивали в первую очередь сеть ж/д дорог. Оно и логично, для централизованной экономики и заводов-гигантов. Ибо отгрузить 100500 млн тонн руды с ГОКа на металлургический - проще и на порядок дешевле, чем автотранспортом. Благо у каждого гиганта своё развитое ж/д хозяйство, включая подъездные пути, погрузочно-разгрузочные сооружения, маневровые поезда, депо и т.д. И не только руду или чугуний, но и ширпотреб товары тоже. С фабрички - в сеть ОРСа города, на центральный склад.

Посудите сами, средний грузовой состав - это 5 млн кг, т.е. 125 фур по 40 тонн. Два машиниста супротив 125 шоферов - разница в з/плате. Потери на качение - железные колеса по рельсам или шины по асфальту, да и электротяга гораздо эффективней дизеля. Сплошные плюсы и экономия, слава Госплану.

Другое дело - проклятый мир капитализьму и мелких лавочников. Если у тебя изготовлено готового товару в неделю на один вагон произведено, то надо три грузовика заказать - экспедиция до вокзала, потом в другом городе еще три грузовика - экспедиция по складам таких же мелких лавочников.

Я с этим лично столкнулся, когда считали почем из Москвы в Бердск привезти катер. Фурой "от ворот до ворот" вышло в два раза дешевле, чем на платформе. Вот такой вот парадокс.

Но причём тут космос??? Ааааа, точно. Сча расскажу.



Вт, Ноя 10, 2015 12:25pm Владимир - 502 дня назад ↑↓

"Это небольшой оверсайз [негабарит]*. До 12ft [3,7 метра - диаметр Фалкон9]вообще гемороя нет. Только лишь в темное время суток нельзя ехать. А пермиты [примерно "согласование с ГИБДД штата"] первый раз долго. Обычно для этого существуют специальные агенты. Первый раз им предоставляешь все размеры своего трака, трейлера, расстояния между осями, растояния от осей до кингпина, растояние от осей трака до..... короче, там много чего.
Пермиты получишь в течение 2-3 часов. Там указан маршрут твоего движения, скорость и прочая лабуда. Отходить от маршрута нельзя. Пермиты стоят в каждом штате по-разному. В некоторых штатах нужен пермит, в другом нет. Н аэтот груз может быть $350-$400.
Да, еще, если овервэйт [перегруз], то пермит получишь только при условии, что груз представаляет собой единый неделимый кусок. Т.е. если там 2 гусеницы - заставят выгружать.
Водитель должен иметь на траке флажки и плакат с переди и сзади - Oversize Load, и красные тряпки на точках, выступающих за габариты. И еще должны быть установлены и моргать флэшлайтс [желтые лампочки]"
*[мои примечания] а текст с форума дальнобоев Чикаго

Т.е. с учетом аредованного флэтбэда это обойдется в 3-4 бакса за милю, пермиты в трех штатах и вуаля - вот эта дорога:


Для двух ступеней




обходится максимум в 100.000$. Сиречь 6 млн руб. А что же с жд транспортировкой в России?



Спецвагон для перевозки ракет.

"Дорога до космодрома составляет около 7 тысяч км и займет 38 суток. Ракета размещается в 13 вагонах (!). Поезд во время движения будет выдерживать специальный скоростной режим, чтобы перегрузки во время движения на блоки ракеты были в пределах нормы"
К сожалению не сохранил ссылку, а сейчас почему-то не могу нагуглить, но официально транспортные затраты оценивались в 160 млн руб за один Союз. Сиречь - 2,5 млн долларов. Хорошо быть монополистом, правда?Расскажите теперь о конкурентных преимуществах "у нас маленькая зарплата, мы запускаем дешевле американцев" ога.

И это ведь не только транспорт. "Космические частники" используют патенты НАСА, инфраструктуру космодромов, арендуют стенды и т.д. Почитайте как российский ЛИН хотел взять в аренду стенд - круче любого триллера.

И тут такая длинная философская простыня о роли государства в экономике... С одной стороны концепция "ночного сторожа и невидимой руки рынка" сходу явно курит в уголке, ибо такие пирамиды Хеопса грандиозные программы ни один частник не потянет, а в случае с Аполлоном и браться даже не будет. С другой стороны - содрали налоги с пейзан, вложились в дороги, нарисовали правила, а дальше сами. И тысячи независимых перевозчиков делают услугу доступной и очень дешевой, слава анархии.

Но - зачем вам ракеты, если у вас дорог нету?

перепост

Previous post Next post
Up