Есть такой известный британский историк - Ниал Фергюсон. Он сейчас живет и преподает в США. Фергюсон - автор нескольких интересных книг. И вот я добрался до его работы «Площадь и башня. Cети и власть от масонов до Facebook». Она была издана в 2017 году (русский перевод - 2020).
В самом начале автор пишет, что «Проблема сторонников теорий заговора в том, что, подобно обиженным аутсайдерам, они вечно неверно понимают и неверно толкуют способ действия сетей. В частности, они обычно полагают, что органы власти - тайно и всецело - находятся под контролем элитных сетей». Ага, решил я, сейчас будет разоблачение конспирологов. Но вскоре Фергюсон сорвал покровы с президентских выборов 2016 года в США: «В силу множества причин он [Дональд Трамп] не проиграл, в том числе и потому, что сеть российских спецслужб сделала все возможное для того, чтобы навредить репутации его соперницы, используя в качестве основных инструментов веб-сайт Wikileaks и телекомпанию RT».
Всесильная телекомпания RT способна повлиять на исход выборов в США? Неужели в процессе работы над книгой этого историка покусал какой-то сторонник теории заговора, у которого он брал интервью?
Дальше автор отмечает, что «другой причиной победы Трампа стало множество терактов, которые в течение года перед выборами устроила сеть террористов-исламистов, известная как «Исламское государство».
Вот, оказывается, кто в 2016 году выбрал Трампа!
Впрочем, много ниже, ближе к концу книги, Фергюсон пишет: «Во всем развитом мире уровень смертности снижается, а продолжительность жизни растет, но это не касается (неиспаноязычной) белой Америки - и прежде всего тех белых американцев среднего возраста, кто получил только среднее школьное образование. Для этой группы, охватывающей людей от 45 до 54 лет, уровень смертности от отравления (главным образом от передозировок наркотиков) вырос с 1999 по 2013 год более чем в четыре раза - с 14 до 58 на каждые 100 тысяч, тогда как смертность от хронических заболеваний печени и цирроза выросла на 50 %, а уровень смертности от порока сердца прекратил снижаться. Если бы уровень смертности белого населения продолжал падать теми же темпами, что и до 1999 года, то есть на 1,8 % в год, то в период между 1999 и 2013 годами можно было бы избежать почти миллиона смертей. (…) Можно предположить, что раньше времени загоняют себя в могилу при помощи алкоголя и наркотиков самые жалкие из белых американцев средних лет. А не склонные к самоубийству просто уходят с работы и садятся на социальное пособие по нетрудоспособности, и это объясняет, почему в США количество работающих мужчин в расцвете лет снизилось резче, чем где бы то ни было. Под таким углом политические волнения, всколыхнувшие США в 2016 году, выглядят революцией падающих ожиданий».
К этой книге я еще, наверное, вернусь.