Не претендуя на раскрытие на темы, просто приведу фрагменты из книг двух историков экономики.
Рассмотрев оценки населения Римской империи, сделанные различными историками, Ангус Мэддисон («Контуры мировой экономики») предполагает, что к 14 г.н.э. на Апеннинском полуострове проживали 4,5 млн. свободных и 2,5 млн. рабов, на территории остальной империи - 35 млн. свободных и два миллиона рабов. То есть, в целом на 44 млн. жителей Империи приходилось 4,5 млн. рабов. При этом норму занятости для свободных Мэддисон оценивает в 0,36, а для рабов - в 0,8 (с.81), то есть на 14 с лишним миллионов занятых в экономике свободных приходилось 3, 6 млн. рабов. Значительная часть их была занята в сельском хозяйстве и горнорудных предприятий. Понятно, что цифры оценочные и приблизительные, но они дают в целом представление о роли рабства в Империи.
Более высокая норма занятости среди рабов объясняется и тем, что значительная часть их поступала в Империю из-вне, взрослыми. Но роль и доля замещения рабов посредством репродукции в Древнем Риме оценивается по-разному. В книге приводятся две полярные оценки. Так, по Шейделю необходимо было ежегодно ввозить «14 тыс. молодых варваров», по Харрису - 225 тыс. (с.69). По мнению, Мэддисона, истина где-то посередине. Сравнивая положение рабов в Древнем Риме с положением их в Америке нового времени, автор обращает внимание на тяжелое положение их в Вест-Индии и Бразилии, и проводит аналогии с Соединенными Штатами (до гражданской войны). Но замечает, что в Риме не было расизма, т.е. возможности для интеграции вольноотпущенников были выше.
Мэддисон обращает внимание на то, что рабство - институт, общий для мусульман и древнеримского миров. Разница в том, что мусульмане широко использовали рабов не только в сельском хозяйстве или на тяжелых работах (в шахтах), но также для гаремов и на военной службе. В Африке римского времени рабство использовалось в меньших масштабах по сравнению с мусульманскими временами или римской Италией. Так, в римском Египте доля рабов была менее 11% (сс. 303-304).
Мэддисон делает акцент на роли арабов в развитии работорговли в Черной Африке. Как правило, в рабство обращались люди, принадлежащие к группам, не имевшим государственности, и очень редко - мусульмане (с.342). При этом, появившаяся несколько позже «атлантическая работорговля значительно отличалась от вывоза невольников в мусульманские страны с точки зрения половозрастного состава. В первом случае две трети невольников составляли молодые люди в работоспособном возрасте (…)» . В отношении же потока рабов в мусульманские страны «две трети рабов составляли женщины и дети» (сс. 350-351).
Но что же произошло в Африке, когда поток рабов через Атлантику, достигнув пика в 1760-89 гг. на уровне 76 тыс. рабов в год и сохраняясь даже в 1831-1850 гг. на уровне 31 тыс. человек в год (с.352), резко сократился в последующие годы? В Черной Африке… резко выросла практика рабовладения. В конце XIX доля рабов в общей численности населения западного, центрального и нилотского Судана достигала 30-50% населения. В 1850-х гг. половина населения халифата Сокото на севере Нигерии была рабами. При этом имело место значительное увеличение численности рабов крестьянских хозяйствах и на плантациях, в ориентированном на экспорт производстве продуктов. Де факто рабство было и в Бельгийском Конго, на юге и юго-востоке Африки, где рабочая сила была прикреплена к предприятиям (с.353).
См. также -
https://mpolikar.livejournal.com/139885.html Вернемся к Новому свету. Более полно тема положения рабов в различных макрорегионах Америки раскрыта у Бернстайна («Великолепный обмен»). «США и Канада приняли менее одной двадцатой части всех рабов, а теперь в этих странах живет около трети их потомков. Обратную картину мы видим в Вест-Индии, которая приняла около двух пятых всех рабов, но сейчас там живет лишь одна пятая их потомков». «Сахарное рабство» было очень тяжелым, с высокой смертностью. А вот «черное население Британской Северной Америки, где тростника выращивали мало, росло почти так же быстро, как и белое. Единственным исключением из этого образца низкой смертности среди рабов была Луизиана - одно из немногих мест на континенте, где выращивали сахарный тростник. Точно так же исключением из образца высокой смертности рабов в Бразилии была провинция Минас-Жерайс, где больше занимались «легким» трудом - кофе и молочными продуктами».
«Британская Северная Америка, благодаря быстро растущему населению, требовала все меньшего импорта африканских рабов. После 1800 года довольно высокая рождаемость и низкая смертность среди рабов позволила владельцам плантаций больше не импортировать африканцев. (…) К 1808 году почти все рабы Северной Америки были местными уроженцами, а ко времени Гражданской войны культурная память об Африке почти исчезла». А вот острова Вест-Индии, напротив, требовали постоянного притока африканцев. И поэтому язык йоруба бытовал на Кубе даже в XX столетии («Великолепный обмен», сс. 324- 327).
См. также
https://mpolikar.livejournal.com/104350.html В США до гражданской войны доля рабов составляла 40-50% в пяти плантационных штатах Нижнего юга (Джорджия, Южная Каролина, Алабама, Миссисипи, Луизиана), при этом рабы по численности превышали белое население в Миссисипи и Южной Каролине. Прочие южные штаты были плантационно-фермерскими либо фермерскими, и доля рабов там была не очень высока. В целом на Юге рабы составляли менее трети населения.