Антон Бредихин: Диаспора как опора внешней политики

Nov 06, 2010 21:56



Выделение Кабинетом Министров 4 млн. гривен на участие в мероприятиях по укреплению связей с украинцами за рубежом2 связано в первую очередь с тем, что Украина стремится сохранить связи со своими соотечественниками и увеличить количество своих потенциальных лоббистов в других странах. Данному событию способствовали предшествующие договоренности Виктора Федоровича Януковича с представителями Всемирного Конгресса украинцев. Заинтересованность Януковича отныне будет направлена на представителей всей диаспоры и в немалой степени именно на среднеевропейскую диаспору. В период президентства Ющенко наоборот, когда говорилось, что официальный Киев заинтересован в поддержке всей диаспоры, то акцент переносился исключительно на Североамериканскую ее часть (украинцев США и Канады).


Характерным отличием украинцев Северной Америки всегда была слаженность и развитость диаспоры. Однако Ющенко во время своей первой предвыборной кампании хоть и опирался именно на нее, но не сдерживал обещания, данные ее представителям, потому и вопрос о признании русинов в качестве отдельного народа, Ющенко хоть клятвенно и обещал обсудить представителям русинской диаспоры США, но так и не поднял в период своего президентства.

Янукович, акцентируя свое внимание на украинцах Румынии, Словакии, России, Польши, Венгрии стремиться узнать потребности украинцев, живущих в непосредственной близости от своей Родины. А ведь их как всегда предостаточно.

Положение украинской диаспоры в Румынии носит весьма плачевный характер в связи с построением политики «Великой Румынии» с единой румынской нацией Траяном Бэсеску. Обобщая принципы его деятельности по отношению к украинскому меньшинству можно прийти к следующим выводам:

    - как показала перепись населения 2002 года, процесс денационализации и румынизации украинского национального меньшинства продолжается и на сегодняшний день;

    - в большинстве украинских сел главы местной власти и их заместители являются румынами по национальности, большинство советников (депутатов) местных советов являются румынами и не владеют украинским языком;

    - Румыния не создает необходимых условий для обеспечения задекларированных прав украинского меньшинства на образование родным языком, украинский язык и литература как предмет преподается не везде и не достаточно;

    - богослужение в церквях и религиозных культах в большинстве случаев проводится на румынском языке.

А ведь все это происходит на фоне фактически двойной политике Бухареста по отношению к диаспорам. На Украине румынская диаспора пользуется всеми правами национальных меньшинств, для чего были созданы благоприятные условия в Черновецкой области. Толерантность Киева по отношению к ней так же безгранична: большинство румын имеет второе гражданство Румынии, что запрещено законами Украины. Представители румынского правительства периодически напоминают Януковичу о румынском национальном меньшинстве и том, чтобы Украина сохраняла и соблюдала его права.

Все эти уступки по отношению румынскому меньшинству делаются в расчете на обратную аналогичную реакцию со стороны Бухареста по отношению украинскому населению Румыния, однако подобных действий не происходит.

Аналогичная ситуация характерна и для остальных стран, потому и озабоченность, проявленная Официальным Киевом вполне своевременна. Фактически в украинской диаспоре он может видеть стратегический запас украинцев, разбросанных по многим странам, но кооптированных в их политические и экономические системы.

По данным переписи 2004 года, на территории ПМР проживает более 160 тыс. украинцев (из них 44 тыс. - с украинскими паспортами). Но фактически местные украинцы были забыты Ющенко. Ситуацию в Приднестровье лучше всего демонстрируют следующие показатели: прессы на украинском нет, телевидения тем более, а из 40000 украинских школьников на родном языке обучаются школьники двух школ. И это притом, что украинский язык является одним из официальных языков ПМР3.

А ведь территория Приднестровья изначально строилась в СССР как территория в составе Украины! Она служила основой Молдавской автономной республики, хотя в ней и преобладало украинское и русское население. Однако позднее, когда ей была отведена роль «молдавско-румынского Пьемонта» и Советским руководством был выбран путь присоединения Балкан через этот регион, то неожиданно про украинскую национальную составляющую будущей Молдавской ССР забыли. Напомнил о ней нынешний президент Молдавии - сторонник аншлюса с Румынией Михаил Гимпу. Согласно его подходу Украина может забрать себе «русское и коммунистическое» Приднестровье, в котором не нуждается «Великая Румыния», но взамен должна передать Бухаресту земли Буковины и Буджака.

Естественно, что, поддерживая и управляя украинской диаспорой в Приднестровье, Киеву не только удастся остановить румынскую экспансию на регион, но и, при грамотном воздействии и договоренности с Москвой, включить Приднестровье в орбиту своего непосредственного влияния. Подобный шаг будет соответствовать началу проекта «Великой Украины», в котором Киев рассматривается в качестве Центра по собиранию Православных славянских земель.

Немаловажно и то, что, говоря об украинской диаспоре в России, Янукович не будет поднимать вопрос о возможности ирредентизма Кубани с Родиной предков Черноморского казачества. Украинцами себя во время последней переписи там назвали 131,7 тыс. человек. Поддержка Киевом «Комитета по возвращению Кубани» весьма сомнительна, хотя во времена президентства Ющенко эта вероятность была весьма высока.

Понимание Официальным Киевом под понятием «украинец» населения, имеющего украинские корни и ассоциирующего себя с Украиной, поможет снять некоторые разногласия с Москвой. Ющенко, продвигая концепции галичанских националистов, подчеркивал, что жители Ростовской, Воронежской, Брянской, Курской, Белгородской областей, Краснодарского и Ставропольского краев являются подвергнутыми «насильственной русификации и депортации с целью изменения этнической структуры населения» украинцами4. Но теперь граница между понятиями казак (донской, кубанский, терский) и украинец устанавливается окончательно и не сможет в дальнейшем использоваться в политических спекуляциях.

Не до конца понятным остается отношение Януковича к двойственности украинской диаспоры в Словакии, Сербии, Хорватии. Официальный Киев так окончательно и не признал права русинов называться отдельным от украинского народа. Позиция русинства, выражаемая большинством русинских организаций категорична и признает право русинов на национальную (в этническом плане) идентичность.

Львовские украинисты, говоря о русинах, подчеркивают то, что русины есть лишь самоназвание украинцев, проживающих на внеукраниских территориях, используемое для сохранения самоидентичности. Для чего они вводят специфические название для данного населения «украинцы-русины». Русинский язык признается ими как диалект украинского, хотя он 70-80% имеет церковнославянскую основу. Данную позицию защищал и Ющенко, не разделяя русин и украинцев. Из чего и выходит, что вопрос украинской диаспоры непосредственно затрагивает русинский вопрос.

Дальнейшее налаживание взаимосвязей Киева и украинской диаспоры должно способствовать становлению единства в украинском обществе. Но и при этом Виктор Федорович должен помнить и о наличии диаспор в самой Украине, ведь русская - самая многочисленная из них, является основой его предвыборного электората.

Антон Бредихин, политолог (Ростов-на-Дону),
партнер МПК Вектор

1 Статья отражает авторскую точку зрения

2 Кабмин выделил деньги на украинскую диаспору//Одна Родина - Фонд Стратегической культуры - Украинская редакция - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://odnarodyna.ru/news.php?n_id=4861

3 Костенко В.Приднестровье: вызовы и новые возможности для Украины и России//Одна Родина - Фонд Стратегической культуры - Украинская редакция - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://odnarodyna.ru/articles/2/1180.html

4 Фролов К. Русский вопрос на Украине//Православие.ру - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.pravoslavie.ru/analit/rusideo/rusvoprosukr.htm#1

http://analitik.org.ua/author/4c8f30afaa18e/

Бредихин, Диаспора, Россия, Украина

Previous post Next post
Up