Решения по поставкам энергоносителей в Европу

Dec 11, 2010 11:37

Украинские чиновники считают противоречивыми планы ЕС по строительству газопроводов в обход Украины.  "Не понятно, каким образом, декларируя, что приоритетом для ЕС является газопровод "Набукко", одновременно страны Евросоюза являются участниками, в том числе на корпоративном уровне, альтернативного маршрута "Южный поток", который приходит на тот же рынок. Мы должны для себя понимать четкую перспективу нашей будущей гарантии транзита", - сказал Бойко.

В то время как некоторые эксперты считают целесообразным вложение денег в процесс модернизации украинской ГТС, другие выражают сомнение и высказывают мнение о целесообразности вложения средств в новые газопроводы.

Руководитель Центра изучения мировых энергетических рынков Татьяна Митрова (Москва) обозначила три пути для Украины обеспечения бесперебойного транзита газа: или сотрудничество с РФ, или сотрудничество с Европой, или трехстороннее сотрудничество. При этом Митрова выразила сомнение в том, что Украине реально удастся договориться с Европой, так как европейцы имеют долгосрочные контракты на поставку российского газа (на границу страны Евросоюза, стоимость транспортировки по территории Украины или Беларуси уже включена в цену).

По мнению эксперта оксфордского института энергетических исследований Саймона Пирани Евросоюз должен присоединиться к модернизации украинской ГТС. Отмечая важность трехстороннего сотрудничества, английский эксперт отмечает, что "проблема состоит в том, что договоренности в рамках этого процесса остаются двусторонними - то есть, между Россией и Украиной". - сказал Пирани. "А сейчас важно трехстороннее сотрудничество - между Украиной, Россией и Евросоюзом".

В то же время, Митрова считает, что инвестора проще заинтересовать вкладывать средства в новые газопроводы, а не в ремонт существующих.

Вместе с тем, украинская сторона отметила прогресс в развитии энергодиалога с Россией. На конференции 7 декабря Бойко сказал: "Мы восстановили интенсивный диалог с российскими партнерами и урегулировали большую часть проблем, которые мешали сотрудничеству".

Он подтвердил, что в результате Украина получила скидку в 100 долларов на тыс. кубометров при импорте российского газа, а, в соответствии с дополнением к контракту о транзите газа между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины», согласованы ежегодные поставки через украинскую территорию 112 млрд. кубометров газа сроком на пять лет.

Несмотря на то, что в среднесрочной перспективе эти вопросы улажены, проблема долгосрочных гарантий в силу ряда объективных и субъективных факторов, сохраняется.

Президент России Дмитрий Медведев заявил в Брюсселе по окончании саммита ЕС-Россия, что лучшей гарантией бесперебойных поставок газа в Европу через Украину являются деньги. «Сегодня наши отношения с Украиной существенно отличаются… Но речь не может идти ни о каких гарантиях», - сказал Медведев. «Лучшая гарантия - это деньги. Будут деньги - будет газ».

Наряду с этим, Президент России подчеркнул, что принципиальные гарантии может дать определенная нормативная основа, которой могут стать либо идеи России по развитию энергетического диалога, либо принятие новой Энергетической хартии, которая учитывала бы предложения России и других государств-экспортеров энергоресурсов.

Эксперты также высказали мнение о том, что создание совместных предприятий между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины" по добыче угольного метана и освоению структуры Палласа на шельфе Черного моря не решит проблем энергобаланса Украины.

"Я не думаю, что полностью изменится вся ситуация благодаря добыче совместным предприятием угольного метана. Тем не менее, если со временем будет добываться несколько миллиардов кубометров, это будет неплохо", - сказал президент Института энергетики и финансов (РФ) Леонид Григорьев, подчеркивая, что небольшие совместные проекты пойдут на пользу Украине, однако кардинальным образом ситуацию не изменят.

В свою очередь, Татьяна Митрова высказалась за развитие тактики "малых шагов" в развитии украинско-российских отношений и отметила, что "те объемы, которые будут добываться, принципиальным образом проблемы украинского энергобаланса не решат. Поэтому я бы, скорее, рассматривала их как пробные мероприятия в рамках подготовки к гораздо более масштабной и сложной сделке по созданию крупного СП между "Газпромом" и "Нафтогазом".

Бойко считает, что эффективное использование запасов месторождений на шельфе сможет обеспечить половину потребностей Украины в сырье.

Одновременно, крупнейшая польская компания PKN Orlen подписала соглашение о сотрудничестве украинским министерством охраны окружающей среды о разведке и добыче углеводов в Украине, в частности, как обычного шельфового, так и сланцевого газа.

6 декабря глава Российского газового общества, вице-спикер Госдумы РФ Валерий Язев сообщил, что на сегодняшний день совместных предприятий между НАК "Нафтогаз Украины" и ОАО "Газпром" не создано. "Идут разговоры об объединении, как было предложено Владимиром Путиным, "Нафтогаза" и "Газпрома" - как этап было заявлено, и мы рассматриваем создание одного-двух, серии СП. Чем теснее будет сотрудничество, тем лучше", - сказал Язев.

По словам Язева, продолжается обсуждение создания СП, куда Украина вносит свою ГТС, а Россия - два месторождения. Вице-спикер Госдумы подчеркнул, что Россия заявила о готовности добывать газ на шельфе Черного моря и добывать метан из угольных пластов. "Насколько я знаю, на сегодня пока еще окончательных итоговых документов о той или иной форме интеграции, о тех или иных СП не подписано", - подчеркнул Язев.

Эксперт Андрей Конопляник (РФ) подчеркнул, что "после присоединения Украины к ДЭС перспективы создания СП «Нафтогаз-Газпром» более ограничены и замедлены, чем до присоединения".

При этом, международные эксперты считают, что экологические стандарты ЕС являются для Украины основным вызовом в процессе присоединения к Европейскому энергетическому сообществу. В частности, страна не готова для выполнения директивы Евросоюза, которая устанавливает ограничения на выбросы теплоэлектростанций, в связи с чем, наиболее вероятным является пролонгация сроков введения европейских требований, если ЕС пойдет на уступки Украине.

Российские эксперты также предостерегают Украину от инвестирования в СПГ-инфраструктуру. Украина реально может быть в числе таких рынков сбыта, однако она не имеет технической возможности принимать СПГ, поэтому воспользоваться такой возможностью в переговорах с «Газпромом», в отличие от Европы, у Украины не получится.

Заметим, что объединению "Газпрома" и "Нафтогаза" препятствуют также нормы существующих законодательств обеих стран, а также запланированный аудит активов этих компаний, который должна проводить международная консалтинговая компания, что замедляет процесс газового слияния.

На конференции экспертов в Киеве 7 декабря украинский министр также сообщил, что вопрос увеличения добычи нефти связан также с рассматриваемыми профильным министерством планами по реформированию НАК "Нафтогаз Украины" и созданию вертикально-интегрированной нефтяной компании (ВИНК), объединяющей активы добычи ("Укрнефть"), переработки ( "Укртатнафта"и другие НПЗ), и продажи (сеть АЗС). Бойко отметил многоэтапность процесса трансформации, "который потребует усилий по урегулированию конфликтных ситуаций с частными акционерами". "Мы провели переговоры с акционерами с частной стороны (группа "Приват"), и я уверен, что мы выработаем механизм, который позволит улучшить показатели (нефти и газа "Укрнефти")", - сказал министр Украины.

Отметим, что 50%+1 акция "Укрнафты" принадлежит НАК "Нафтогаз Украины", 42% акций контролирует группа "Приват", которая осуществляет оперативное управление компанией. Наряду с этим, анонимный источник в группе "Приват" сказал, что сомневается в реалистичности озвученных Бойко планов.

"Приват", которая фактически контролирует "Укрнафту" и выстроила вертикально-интегрированный холдинг в нефтяной отрасли, своеобразно готовится к планам государства вернуть актив. В частности, НАК "Нафтогаз Украины" лишилась лицензии на разработку крупнейшего месторожджения в Украине - Сахалинского, уступив его компании, среди акционеров которой структуры группы "Приват", что накладывает серьезный отпечаток на намерения государства.

Напомним, что Сахалинское нефтегазоконденсатное месторождение в Краснокутском районе Харьковской области - крупнейшее в Украине. Оно было открыто в 1981 году, извлекаемые запасы газа составляют 15 млрд кубометров, газоконденсата - 1,7 млн т, нефти - 1,7 млн т. Для сравнения: годовой объем добычи газа в стране - 20 млрд кубометров, нефти - 4 млн т.

Процесс задекларированного украинским чиновником объединения будет сложным и длительным. "Совладелец группы "Приват" Игорь Коломойский остается игроком на энергорынке и начинается длительная тихая борьба, в результате которой они эту сферу разделят", - считает украинский эксперт Владимир Сапрыкин.

Нефтяной бизнес «Привата» во многом процветал благодаря оптимизации налогообложения и самостоятельному использованию наполовину государственных или чужих («Укртатнафта») активов.  Группа «Приват» имеет доступ к украинской нефти, которую, благодаря государственным аукционам, может закупать по цене ниже рыночной.

Важно подчеркнуть, что к ограничению поставок нефти на Украину и незаполнению трубопровода “Одесса-Броды” изначально привел конфликт между совладельцем группы “Приват” украинским и израильским миллиардером Игорем Коломойским и российской “Татнефтью” за владение Кременчугским НПЗ, Полтавская обл., которое является наибольшим в Украине нефтеперерабатывающим предприятием. ЗАО “Укртатнефть” (Кременчугский НПЗ) было создано в 1994 году в соответствии с указом президента и крупнейшими акционерами ЗАО “Укртатнефть” является НАК “Нафтогаз Украины” и российское ОАО “Татнафта”.

Хорошие отношения с прежней властью помогли в свое время группе “Приват” отсудить Кременчугский НПЗ у компании “Татнефть”. Миллиардер Коломойский тогда поломал бизнес не только этому предприятию, но и “Лукойлу”.

Напомним, что осенью 2010 года группа "Приват" Коломойского за счет значительных объемов безналогового импорта в Украину нефтепродуктов способствовала удержанию стабильных цен в розничной сети, столь нужного Виктору Януковичу в ответственный момент выстраивания административной вертикали. В частности, "Приват" начал безналоговый импорт сырья для контролируемого НПЗ во второй декаде сентября, а ДП "Ливела" в октябре 2010 г. в общей сложности импортировало в Украину 409,68 тыс. тонн светлых нефтепродуктов без уплаты акцизного сбора и НДС для ОАО "Днепрнефтепродукт", контролируемого группой "Приват". Из этого объема 231,74 тыс. тонн - бензины. Согласно данным Гостаможни Украины, это составляет около 50% от общего объема поставок светлых нефтепродуктов, а участники рынка считают, что
структуры "Привата" могли получить еще около 30 тысяч тонн бензина, произведенного на подконтрольной группе "Укртатнафте".

Такие поставки продолжались под прикрытием украинских властей, несмотря на то, что Европейская бизнес-ассоциация в письме на имя Президента Украины Виктора Януковича объективно отметила, что безналоговый импорт нефтепродуктов станет препятствием для развития партнерских отношений между ЕС и Украиной, а исполнительный директор ТНК-ВР подчеркнул, что это дестимулирует инвестиции в нефтепереработку Украины.

В связи с тем, что подземные хранилища в настоящее становятся рыночным инструментом, министр Бойко сообщил, что минтопэнергетики Украины изучает возможность расширения хранилищ природного газа на востоке страны, хотя эксперты отмечают утрату возможностей Украины при развитии мощных европейских газовых хранилищ. "Запланированное большое развитие газовых хранилищ в Европе ударит по Украине", - считает эксперт Светлана Мельникова (РФ).

Эксперты прогнозируют, что европейский рынок не будет гомогенным, а будет представлять собой систему достаточно крупных хабов. При этом эксперт Конопляник характеризует ликвидность нынешних европейских газовых хабов "ниже критической".

Наряду с этим, строительство газопроводов должно сопровождаться строительством ХПГ, которые значительно повышают энергобезопасность Европы. 8 декабря с.г. Президент России Дмитрий Медведев во время официального визита в Брюссель подписал с исполняющим обязанности премьер-министра Бельгии Ивом Летермом Меморандум о взаимопонимании в области подземного хранения газа между российской энергетической компанией "Газпром" и бельгийской компанией "Флюксис", а также Декларацию о партнерстве между Россией и Бельгией в целях модернизации.

Как заявили представители "Газпрома", Меморандум дает возможность арендовать подземные хранилища газа в Бельгии не менее чем на 10 лет, что позволит оградить европейский рынок от возможных перебоев с поставками российского газа, что подтверждает верность прогноза эксперта Мельниковой.

Министр топлива и энергетики Украины также заявил о строительстве завода по фабрикации ядерного топлива в Украине, что является одним из пунктов, необходимых для получения замкнутого цикла получения ядерного топлива. "Мы выкупаем корпоративные права по заводу по обогащению ядерного топлива на территории России и строим у себя предприятие по фабрикации ядерного топлива в районе Желтых Вод", - сказал Бойко. Кабинет министров Украины своим распоряжением №2208-р от 8 декабря т.г. одобрил концепцию Ядерного кодекса Украины.

В то же время эксперт Национального экологического центра Украины по энергетическим вопросам Дмитрий Хмара считает нецелесообразным строительство на Украине завода по фабрикации ядерного топлива, поскольку "фактически, те ядерные мощности, которые у нас сегодня есть, не задействованы", - сказал он в эфире телеканала TBi, отметив, что «правительство должно направлять средства, предусмотренные на развитие атомной энергетики, на развитие альтернативной энергетики".

Эксперты считают, что Украине следует более эффективно использовать энергоресурсы и заняться модернизацией энергосферы, сосредоточившись на вопросах энергосохранения, а также использовать свои возможности в производстве биогаза и запуске ветряных электростанций.

Европейская геоэнергетичсекая промышленность пытается проиллюстрировать свой потенциал стать надежным источником дешевой энергии в энергетическом миксе очень отдаленного 2030 года, планируя поставлять не менее 20% от предлагаемого спроса.

В настоящее время существуют различные подходы и пути решения проблем в энергетической сфере, которые носят как региональный так и геополитический характер, в связи с чем такому игроку как Украина необходимо более рационально выстраивать свои отношения и приоритеты с учетом реальных, а не мифических возможностей (ср., например, потенциал «Газпрома» и «Нафтогаза Украина»).

В сложившейся ситуации Украине следует и более взвешенно выстраивать приоритеты развития энергетических отраслей, а не следовать модели стран третьего мира: ядерная энергетика, транзит газа и лишь затем - энергоэффективность. Евроэксперты советуют Украине прежде всего, обратить внимание на внутреннее энергосбережение на фоне строительства РФ и ЕС обходных газопроводов и отсутствия намерений увеличивать транзит газа через Украину, в связи с чем, ожидать бескорыстного финансирования на реконструкцию украинской ГТС от Евросоюза также не стоит, поскольку конкретные европейские страны развивают трубопроводы в обход и Украины, и России.

"Мы как бы в иерархии приоритетов приходим к абсурдной ситуации и понятно, что реальной энергоэффективности не будет, в то время когда европейская комиссия официально заявляет повышение энергоэффективности. Потому что это означает повышение энергобезопасности. Оказывается, данная аксиома не является аксиомой для наших чиновников", - говорит директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар (Украина).

В разрешении указанных проблем трансформирующегося и мутирующего энергорынка на первый план выступают вопросы геополитики. Многие решения поставок энергоресурсов в Европу будут определяться политической волей и ценами на газ, сравнительно с ценами на альтернативные энергоресурсы.

Клубок накопившихся в энергосфере проблем показывает, что украинская власть будет вынуждена уже в следующем году сделать выбор между интеграцией государства в Европейский Союз и участием в российском проекте Единого экономического пространства (ЕЭП). "Политика доения двух коров - европейской и российской, - которую когда-то ввел Леонид Кучма, закончилась хотя бы из-за экономического кризиса", - сказал директор Фонда польско-украинского сотрудничества PAUCI Ян Пекло, комментируя сотрудничество Украины с Польшей и Россией".

В случае осуществления трехстороннего проекта выиграет, прежде всего, Европа, поскольку возрастет надежность поставок энергоносителей, и Украина. Вместе с тем, при "многовекторной" внешней политике и нестабильности Украина в контексте строительства "Северного потока" и "Южного потока", а также добычи Европой сланцевого газа и развития альтернативных источников энергии, в ближайшее время постепенно утратит ключевую роль транзитера энергоносителей с Востока на Запад, поскольку оба фактора обусловливают уменьшение транзита российского газа по украинской ГТС.

Наряду с этим, дестабилизирующая ситуация в Евросоюзе, включая долговые проблемы периферийных европейских стран, риск снижения потребления рынка КНР и корейский конфликт, который будет развиваться, а также общая нестабильная ситуация, существенно повлияют на характер и развитие энергорынка.

Так, директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Доминик Стросс-Кан 7 декабря с.г. призвал европейские страны найти всестороннее решение долгового кризиса в регионе и сказал, что до настоящего момента их подход к данному вопросу был непродуманным и слишком медленным.По его словам, на встрече министров финансов европейских стран, продолжающейся второй день в Брюсселе, обсуждается как увеличение временного фонда для членов еврозоны, нуждающихся в экстренной помощи, так и создание постоянного инструмента финансирования. Однако эти переговоры пока наталкиваются на острые разногласия между правительствами различных стран региона относительно деталей будущей помощи. "Мое мнение очень простое - еврозона должна найти всестороннее решение этой проблемы, - сказал Стросс-Кан. - Это нехороший подход, когда для каждой страны мы находим отдельное решение".

Несмотря на разные прогнозы и решения, обсуждения независимых экспертов содействует углублению понимания международным сообществом характера энергетических проблем, поиску путей их эффективного решения, формированию решений по вопросам энергетики, международному сотрудничеству и кооперации.

Постиндустриальный сценарий для будущего развития энергорынка - "энергетический микс". В связи с тем, что для энергорынка существуют высокие риски, слишком велики расхождения экспертов в долгосрочных прогнозах, и сегодня целесообразнее говорить о тенденциях развития.

Сложно прогнозировать, насколько новые энергоресурсы смогут конкурировать с традиционными. Вместе с тем, строительство новых угольных заводов, развитие альтернативных источников энергии, а также климатические изменения (существенное потепление на планете) могут внести весьма существенные изменения в общую картину энергорынка.

Создание крупного СП или слияние «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» во многом зависит от воли лидеров стран. При этом, существенную роль в трансформировании и стабилизации энергорынка не только Украины играет противоречивая роль украинских олигархов, по сути, захвативших энергорынок страны.

За несколько лет многое может существенно измениться, однако прогнозируется рост потребности в природном газе после 2020 г.  Наряду с тем, что из-за комплекса объективных и субъективных факторов, сегодня затруднительно прогнозировать развитие энергорынка на долгосрочный период, важно мониторить и исследовать динамику происходящего каждый год.

Наиболее эффективные и взаимовыгодные решения в государственной плоскости лежат в области вхождения Украины в Единое экономическое пространство, слияния «Газпрома» и «Нафтогаза Украины», что обеспечит как стабильность поставок энергоресурсов в Европу, так и стабильность общего рынка стран ЕЭП, с которым не смогут не считаться на мировой арене.

Матвей Владимиров

ЕС, Матвей Владимиров, Россия, газ, Украина, цены

Previous post Next post
Up