Не сыпь мне соль...

Dec 23, 2015 04:51

Публикуем большой и очень интересный материал учёного-эколога Натальи Токаревой, о том, чем травят наши улицы зимой, и к каким последствиям для нашего организма приводит халатность и вредительство чиновников.



Когда римляне разрушили Карфаген, ненависть победителей была столь сильна, что по решению Сената, город был засыпан солью, чтобы здесь никогда ничего не росло и никто никогда не жил… Хотелось бы знать, за что сегодня наши чиновники так же ненавидят русские города? Ведь они с упорством, достойным лучшего применения, проделывают то же самое. Почему главный хозяйственник Химок давит штрафами городские службы, заставляя их убивать город солью? Кто дал ему право на экоцид? Вроде XXI век на дворе, и у государства Конституция, свидетельствующая о демократическом общественном строе, а реально тоталитарный режим.
Я снова о «соленых городах». Тема эта архиважная, болезненная и очень своевременная. В теплое время года мы пожинаем плоды зимнего применения противогололёдных материалов (далее ПГМ). Летом в этом легко убедиться, проезжая по улицам города. Вдоль дорог - седые от соли тротуары, чахлый газон, остовы засохших и полузасохших деревьев и кустарников. Они болеют, преждевременно стареют и умирают благодаря работе городских благоустроительных служб.
Важность проблемы признана, наконец-то, государством. 13 февраля 2015 года заседал Высший экологический Совет при Комитете Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. На нем обсуждался острый вопрос по использованию в городах зимних противогололёдных материалов. Участники заседания внесли предложение не позволять местным властям регионов использовать технологии зимней уборки населенных пунктов без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Прогресс есть, ведь до сих пор достаточно было заключения неизвестного лаборанта, о том, что ПГМ качественный и потому безвредный. Рекомендовано также исключить, применение химикатов вне проезжей части автодорог и во дворах, что, впрочем, и сегодня не разрешено, но коммунальщики предпочитают делать вид, что не знают об этом. Законопроект, предусматривающий суровые штрафы (в сотни тысяч рублей) за экологические нарушения, внесен на рассмотрение в Думу. Заметьте, штрафы за то, что высыпают на город горы соли, а не наоборот. А у нас в Химках штрафуют за недосып…(?!). Руководство города ведёт себя так, будто город не в Российской Федерации, и оно ничего не знает о заседании высшего законодательного органа страны. А главное так, будто деньги на ПГМ из его личного кармана, налогоплательщика никто не спрашивает.

Надежды на разумное решение проблемы мало. Очень влиятельные люди, получающие от продажи соли для зимнего применения ПГМ существенную финансовую выгоду (откуда иначе такое безумие?), никогда не откажутся от неё. Бизнес, ничего личного. Этот монстр не остановится ни перед чем, и в погоне за сверхприбылью, как всегда, не оставит камня на камне. Так, представитель управления санитарного надзора Росприроднадзора Светлана Селина уже в ходе заседания думского «Круглого стола» заявила, что ущерб от химических ПГМ должным образом не изучен (?!). Это заявление вызывает сомнения в компетентности сотрудников Росприроднадзора.
На самом деле ещё как изучен этот ущерб. Главная беда от их применения - засоление городской почвы и попадание ПГМ в водоемы. Засоление влияет на свойства почвы, делая её непригодной для жизни высших растений и почвенной биоты. В этом ценном биокосном веществе в результате использования ПГМ изменяется содержание натрия и др. элементов. Наиболее вредное влияние на почву городов оказывают ионы Na+ и Cl-, ведь именно поваренную соль (галит) зимой в избытке рассыпают по городским улицам и дворам. В итоге она неизменно попадает на газоны и под деревья. Поваренная соль уместна на нашем столе, в умеренных количествах, но её применение в качестве ПГМ вредно. Ядов, как известно, в природе нет, важна концентрация вещества и место его воздействия. Натрий растениями не используется, но безвозвратно вытесняет из почвенно-поглощающего комплекса ионы кальция, магния и железа. Кроме того, при накоплении натрия в почве разрушается её структура: происходит уплотнение, почва заплывает, плохо пропускает воду, чем стимулируется еще большее накопление солей. При высыхании такая почва становится как камень, растения на ней жить не могут. Снижение количества осадков в Московсковской области в последние годы, спровоцированное вырубкой пойменной растительности и застройкой, усугубляет ситуацию.
Вследствие засоления почвы возрастает значение pH, т.е. почвы становятся щелочными. Элементы питания переходят в недоступную для растений форму. Кислотность почвы очень важна, она влияет на растворимость солей и усвояемость различных питательных веществ. Фосфор, железо, цинк, марганец, бор лучше усваиваются на кислых почвах. Для большинства растений наиболее благоприятной является слабокислая (pH = 5 - 6) или нейтральная (pH = 7) среда.
Напомню, что растения - живые существа, у них сложная физиология и при засолении почвы у наших зелёных соседей, без которых нам не жить возникают серьёзные проблемы со здоровьем:
1. Ухудшается или даже нарушается водный баланс (поступление воды в растение сильно затруднено). Растения испытывают осмотический стресс; осмотическое давление в засоленной почве вытягивает воду из них и растения засыхают;
2. Нарушается ультраструктура клеток корней, особенно наружных, а также проводящей сосудистой системы (разрушение плазмолеммы, потеря способности к избирательному накоплению веществ). Соли начинают поступать только пассивно с транспирационным током воды или не поступают вовсе;
3. В корнях нарушается синтез витаминов и фитогормонов;
4. Изменяется структура хлоропластов (особенно при хлоридном засолении поваренной солью), т.е. тормозится процесс фотосинтеза (основной источник кислорода, которым дышим и мы);
5. Из-за токсического влияния высоких концентраций солей нарушаются процессы обмена, в частности, азотного. Накапливается токсичный аммиак и др. продукты.
6. Высокая концентрация ионов натрия препятствует накоплению других жизненно необходимых катионов, в частности Ca ++ и K+ ,
7. При хлоридном засолении наблюдается резкий дефицит соединений серы;
8. Из-за нарушенных процессов дыхания (окисления и фосфорилирования) нарушается снабжение растений макроэргическими фосфорными соединениями (АТФ),;
9. Нарушается работа белков (ферментов - катализаторов биохимических процессов).
Человек растению не нужен, а вот без них нам будет лихо.
Любой, самый зелёный город при применении агрессивных технологий зимнего содержания зачахнет. Не сразу, потому, что растения живучи и стойко сопротивляются неблагоприятным воздействиям среды, но силы их на исходе и гибель неизбежна. Сорокалетнюю липу, живущую в природе 1000 лет, чиновники объявляют старой и подлежащей вырубке, только потому, что она больна по их милости. Безумное соление продолжается из года в год в геометрической прогрессии, усугубляя и без того тяжелую экологическую ситуацию.
Почва - богатство планеты, любого государства и города. Эта неотъемлемая базовая часть всех живых систем надорганизменного уровня формируется тысячелетиями. Именно на это природное богатство, посягают городские власти, нарушая и без того суперхрупкое равновесие сильно обедненных городских околоприродных систем. Для плохо образованных чиновников городская почва - просто грязь.
Растения не могут обойтись без почвы, а применяемые человеком ПГМ почву делают безжизненной. Здоровая почва - это густонаселенная сложная экосистема. Избыток солей убивает её обитателей - почвенных животных и микрофлору. В норме 1 г. почвы содержит 109 бактерий, 105 грибов, 103 водорослей. Суммарная масса всех микроорганизмов в пахотном слое полей обычно составляет примерно 6 - 7 тонн на 1 га. Городская почва тоже населена, это необходимо для устойчивости городских околоприродных систем. Численность микроорганизмов в прикорневой зоне растений в 50 - 100 раз превышает их численность вне сферы влияния корневых систем. Этот факт подтверждает важность микробиологического населения почвы для жизни растений. Они участвуют в минерализации органических веществ почвы, переводя их в усвояемые питательные вещества, выделяют витамины и гормоны роста. Многие высшие растения живут в симбиозе с грибами, образуя микоризу (грибокорень). На надземных органах растений развивается эпифитная микрофлора, которая также снабжает растение гормональными веществами. Взаимоотношения растительных организмов с микроорганизмами такие же, как у человека и любых других живых существ. Сегодня каждый школьник знает, что и человек не может жить без микрофлоры: пищеварение животных и человека неполноценно без здоровой кишечной флоры, являющейся, по сути, факультативным органом пищеварения. Трудно также переоценить влияние на здоровье человека микроорганизмов, живущих на коже и слизистых оболочках. Отдельных, не заселенных организмов вообще нет в природе, это всегда консорции - совокупность сосуществующих вместе живых существ. Каждый вид живых организмов ценен и необходим для системы в целом. Об этом следует знать всем.
Засоление почвы делает жизнь почвенных микроорганизмов невыносимой, что заставляет их менять стратегию выживания. Как известно, «собака бывает кусачей только от жизни собачьей». Этот принцип и в микромире действует неукоснительно. Условно патогенные бактерии, сопротивляясь неблагоприятным факторам среды, зачастую становятся патогенными. Закупоривание почвы асфальтовой коркой дает преимущества анаэробным микроорганизмам. Таким образом, ухудшение условий жизни почвенной микрофлоры наносит вред не только растениям, но и напрямую - человеку. Ученые из Института почвоведения и агрохимии и Института геологии Сибирского отделения РАН, изучив почву и воду Новосибирска и Прибайкальского национального парка, пришли к выводу, что даже незначительное загрязнение природной среды токсичными веществами в городах, провоцирует рост вредной для человека микрофлоры в почве, на растениях и в воде. В лесопарках верхний слой почвы, поврежденный толпами посетителей, все быстрее заселяют опасные бактерии. В городском воздухе постоянно висит бактериальная пыль. Люди расплодили вокруг себя потенциально опасных соседей: клостридий, энтеробактерий, микобактерий, стафилококков и стрептококков, плесневых грибов. Городская почва постоянно подщелачивается (в том числе и вследствие использования ПГМ, как уже было замечено) и поэтому с трудом освобождается от опасной микрофлоры. Научные исследования городской почвы обнаруживают неблагоприятные для высших растений сдвиги в видовом составе беспозвоночных животных, населяющих почву. Почвенная биота разнообразна - это простейшие, коловратки, энхетреиды, многоножки, ногохвостки, клещи, личинки насекомых, нематоды, земляные черви и др. Оказалось, что вблизи промышленных предприятий, где почва особенно загрязнена, преобладают нематоды, а среди последних - их растительноядные формы (те, что подгрызают корни растений). Они менее чувствительны к засолению почвы и изменению её кислотности (pH), т.к. тело их покрыто толстой кутикулой.
Ярким биоиндикатором качества почвы являются земляные (часто их называют дождевые) черви. В пойменных почвах Нечерноземья прежде их насчитывалось до 300 на 1 кв. метр. Это норма. В настоящее время численность этих полезных животных сократи-лась в десятки и сотни раз. И всё из-за применения интенсивных технологий производства сельскохозяйственных культур, а в городских почвах - из-за применения ПГМ, тотального осеннего сбора опада и неумеренного выкоса. Теперь мы не видим их выползающих во время дождя в больших количествах. Человек не только лишает их пищи, но и создаёт убийственную среду. Тревожно и печально это не потому, что на рыбалку идти не с чем, а потому, что эти скромные создания, играют ключевую роль в переработке органических остатков в бесценный гумус, делающий почву плодородной. Кроме того, они старательно рыхлят почву, перемешивая и обеспечивая её увлажнение и аэрацию. Концентрация соли более 0,5% смертельна для дождевых червей. Ещё Дарвин, отмечая их огромную роль в природе, говорил о влиянии дождевых червей, ни много ни мало, на мировую историю. Ещё бы, есть урожай - страна живёт и процветает, нет урожая - плохо живёт страна. Выгребая по осени весь опад и обильно посыпая почву городов солью, мы рискуем оказаться в непригодном для жизни месте. Мощность плодородного слоя почвы на нашей географической широте итак невелика и составляет всего около 10 см. На этом тонком слое зиждется благополучие всего зеленого царства средней полосы России.
Проблема засоления городской почвы кроме экологической, имеет экономическую составляющую. К сведению недалёких чиновников, которые пишут инструкции, игнорирующие научные знания, зимние технологии с применением ПГМ очень дорогое удовольствие. И цена ему - не только стоимость соляных гор, но и жизни горожан. Либо соль, либо зеленый город, третьего не дано. Можно ли восстановить плодородие засоленной почвы? Да, можно. Для этого обычно почву промывают, вносят гипс (заменяют натрий на кальций), а для структурирования вносят органику (навоз, по-народному) или сеют многолетние травы. Дорого, хлопотно и малоэффективно. Эффективна только замена испорченной почвы на плодородную. А это еще дороже. Затраты значительно превышают те бешеные миллионы, что уходят на закупку соли. Естественное полноценное восстановление почвы происходит крайне медленно. А ведь старые технологии таких проблем не создают. Они и теперь применяются в странах, где ещё сохранились патриоты - в Финляндии, например, в Швеции, Японии. Может подумать о будущем России и вернуться к проверенным способам зимнего содержания городов?
Наше ближайшее будущее представить легко. 19 марта этого года, все новостные каналы России сообщили о зловещем облаке пыли, окутавшем Санкт-Петербург. Трава после зимы ещё не пошла в рост и потому, удержать раздуваемую ветром почву не могла. Похожая пелена висела не только в Москве, но и во многих городах Подмосковья. А в прошлом году желтое пыльное облако накрыло новые районы Химок на несколько дней. Власти тогда открестились сообщив, что, мол, зацвело что-то. Святая неправда. Достаточно беглого взгляда на вновь застроенные районы нашего города, чтобы убедиться, что не-обходимых озеленённых площадей там попросту нет и зацвести там нечему. Впору, как в Китае, жить в респираторах. К сожалению, эта пыльная буря не последняя. Пыль будет лететь всегда с участков, где солью, неумеренной косьбой и тщательным выгребанием опада изничтожена растительность. Городская пыль небезобидна, она, как хорошо известно, содержит не только частицы почвы, но и зимние противогололёдные мате-риалы (ПГМ), а также канцерогены и микроорганизмы. Город всем этим добром периодически дышит полной грудью, а потом дружно топает в поликлиники и аптеки. Благодарить за всё хорошее следует администрацию города и подчиненное им ЖКХ.
Что тут ещё комментировать? Есть замечательная русская поговорка: «Услужливый дурак - опаснее врага». И этот случай ещё не самый тяжелый, он решается простым устранением дурака. Гораздо хуже, если мы наблюдаем проплаченный экотерорр. И знаете, кто его проплачивает? Мы с вами, граждане. Ведь это на бюджетные деньги закупают бесовские тонны соли, это за деньги, которые мы вносим вроде бы за коммунальные услуги рассыпают реагенты под нашими окнами, на детские площадки, тротуары и пешеходные дорожки. На эти же средства осенью выгребают до земли листовой опад и косят траву под 0. А нам присылают платёжки с суммами, величину которых объяснить не могут.
Есть только один способ привести в чувство так называемую «местную власть» -приостановить денежные потоки. Увещевать господ бесполезно, до их Олимпа вопли граждан не долетают… Проверено. Они уверены в своем божественном происхождении и вседозволенности.

Наталья Токарева
Материал опубликован с небольшими сокращениями

Химки, экология, Госдума

Previous post Next post
Up