Потеря паспорта в Абхазии и возвращение в Россию

Oct 04, 2012 09:05

В конце сентября у меня был запланирован недельный отпуск. Вместе с друзьями мы намерились провести время на Черном море в окрестностях Адлера, а уже на месте решили посетить Абхазию. В результате мой отдых по ту сторону российской границы обернулся серией неприятностей, о которых весело вспоминать сейчас, но совершенно не хочется оказаться вновь.

Для туристов, уставших от олимпийской стройки и взвинченных цен, Абхазия кажется идеальным местом для отдыха. Красивые пейзажи, нетронутая природа, малое количество отдыхающих и демократичные цены. Казалось бы, прекрасная альтернатива Краснодарскому краю для отпуска в бархатный сезон. Однако плата за это - катастрофическая обстановка в стране.




Официально, за исключением России и ряда стран с сомнительной репутацией вроде Науру и Тувалу, в мире Абхазия считается грузинской территорией, которая мало того что незаконно самопровозгласила независимость, так еще и пустила на спорную территорию российские войска.

История конфликта абхазов и грузин начала активно набирать обороты после развала Советского союза, в результате которого собственную независимость признали ряд государств, включая Грузинскую Советскую Социалистическую Республику. 9 апреля 1991 года президент страны Звиада Гамсахурдиа подписал указ о создании нынешний Грузии. В январе следующего года руководитель страны был свергнут и его место занял Эдуард Шеварднадзе, который вернул в республику Конституцию 1921 года, согласно которой Абхазская АССР являлась частью Грузии. Естественно, это не понравилось абхазам, которые предприняли ответный шаг и восстановили в стране Конституцию 1925 года.

Завязалась война, продлившаяся с 14 августа 1992 года по 30 сентября 1993 года. Не без участия российской стороны абхазам удалось выдворить грузин со своей территории и объявить о независимости республики. Этот день, 30 сентября, абхазы называют «Днем победы», хотя в официальных документах он фигурирует как «День независимости».

В борьбе за право жить в собственной стране руководство Абхазии совершенно забыло о собственном народе. И он, какое-то время порадовавшись победе над врагом и лежащему в шкафу автомату Калашникова, с удивлением обнаружил отсутствие работы, денег, еды, а также полностью закрытую с Россией границу.

Местные говорят, что 8 лет назад в Сухуми было по-настоящему страшно появляться на улице. Отсутствие четкого и внятного руководства страной привело к мародерству, процветанию криминала и полному беззаконию. И происходившие в далеком XX веке события эхом отдают в сегодняшней Абхазии.



Не успел я пересечь границу, как у меня украли паспорт. Это произошло в среду, 26 сентября 2012 года, в маршрутном такси по дороге от Псоу в Гагру. Возвращение на стоянку местных водителей результата не дало, как, впрочем, и беседа с пограничниками, которые сразу объявили о невозможности возвращения на родину без российского документа.

Вечером того же дня я обратился в отделение МВД в городе Гагра для получения справки об утере паспорта. Процесс написания простой бумаги из трех предложений занял у местного блюстителя два часов. Сначала он вынужденно выехал на задание, потом принял участие в «сходке» (съезд сотрудников милиции с целью покурить, пожать друг другу руки и посмеяться над очередным приколом в телефоне) и лишь к полуночи документ был написан.

К сожалению, милиционер Эдуард не владеет компьютером, из-за чего распечатка справки была отложена на утро четверга, 27 сентября, когда на работе появится штатная машинистка. В ночь со среды на четверг один из номеров на нашем этаже был вскрыт, у постояльцев украли деньги и паспорта. Не поучаствовать в ограблении было невозможно: крик женщины, звуки топающих ног и удар от прыжка на соседнюю крышу были крайне отчетливо слышны в 5 утра. Спустя 2 часа, когда я уже был готов выехать в сторону отделения, на нашем этаже показался тот самый Эдуард, крутящий ключ вора в руках и рассказывающий что-то потерпевшим о необходимости снятия отпечатков пальцев. «Разве что своих собственных», - подумал я.



В милиции обнаружилось отсутствие на рабочем месте штатного фотографа, от которого требовалась самая малость: сделать несколько снимков размером 35 на 45 миллиметров. Вместо 9 утра он прибыл на рабочее место к 12, да и то лишь после моих многократных просьб вызвать его в отделение. В прокуренной, пропитой и пропахшей потом комнате за 100 рублей и 20 минут ожидания (еще чуть-чуть и быстрее было бы нарисовать портрет от руки) у меня оказались заветные фотографии. Следом предстояло выцепить Эдуарда, заставить его приклеить полученные снимки к заявлению, поставить печать и расписаться. Под конец беседы мне было сказано, что документ стоит 200 рублей, которые я без промедления передал милиционеру, а он столь же невозмутимо положил их в карман рубашки.



Следом требовалось добраться из Гагры в Сухуми, где базируются консульство и посольство Российской Федерации. Отечественные дипломаты прибыли в столицу Абхазии вскоре после конфликта 2008 года, по результатам которого тогдашний президент России Дмитрий Медведев объявил о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. В феврале 2009 года посольство РФ открылось в Цхинвале, а менее месяца спустя в Сухуми. Как утверждает моя коллега, закончившая журфак МГУ, для студентов МГИМО даже ввели обязательное изучение абхазского и осетинского языков для последующей работы на территории спорных республик.

Согласно российскому законодательству, в случае утери паспорта в другом государстве единственным документом, который позволяет вернуться на родину, является Свидетельство о возвращении в Российскую Федерацию. Для его получения следует иметь на руках справку из правоохранительных органов об утере или хищении паспорта, а также максимальное количество документов, подтверждающих вашу личность и все, что с ней связано. Пригодятся водительские права, копии паспорта, обратный билет с временем и датой отбытия, другой паспорт (российский в случае утери заграничного и наоборот).

Однако все это не поможет, если вы явитесь в посольство России один. Правила гласят, что вашу личность должны подтвердить как минимум двое граждан РФ с российскими паспортами на руках. В случае их отсутствия уровень доверия к вам как к возможному россиянину скатывается до нуля и дипломаты прибегают к крайне долгому процессу, который предполагает запрос с собранной о вас информацией в российские ведомства. Ответ может последовать как через день, так и через полмесяца.

К обеду четверга я прибыл к зданию консульства России в Сухуми (контактные телефоны +7 (840) 226 36 93 и +7 (840) 226 04 91), располагающееся на улице Званба, 9/23. Несмотря на шаткость ситуации, в которую мне довелось попасть, невозможно было не заметить обстрелянные дома, сожженные квартиры и разбомбленные здания. Столица Абхазии напоминает брошенный город и мне страшно представить, что представляет собой территория, близкая к границе с Грузией.

Один мой знакомый, отправившийся в Абхазию несколькими неделями ранее, по прибытию рассказал, что он также лишился сумки с вещами и документами, но выбрал путь возвращения своего имущества окололегальным (если это слово вообще применимо к местным реалиям) методом. На протяжении двух дней он вместе с оперуполномоченным ездил по бандитским притонам в поисках пропавших вещей. В одном из подобных рейдов абхаз выдал ему собственный пистолет и со словами «Если выйду не я, стреляй» скрылся в подвале дома. В конечном итоге сумка была найдена и вернулась к владельцу безвозмездно (магарыч милиционеру исключим из схемы).

График российского консульства, как и большинства учреждений нашей страны, отличается удобством: с понедельника по четверг с 10 до 18 с полуторачасовым перерывом на обед, а в пятницу дипломаты и вовсе работают до полудня. Мою ситуацию усугублял тот факт, что обратный билет на самолет был куплен на воскресенье, 30 сентября. Как было замечено ранее, эта дата является для абхазов судьбоносной и ни о какой работе в этот и соседствующие с ним днями говорить не приходится.

В анкете, выданной сотрудницей консульства, я указал свои ФИО, данные похищенного паспорта, адреса проживания и прописки, имена и контактные телефоны близких родственников, а также наименование и адрес работодателя. Ключевым аспектом, который помог мне в получении свидетельства о возвращении, сыграли мои друзья Павел и Ирина, вызвавшиеся помочь и написавшие заявления о подтверждении моего гражданства.

Вечером того же дня, в достатке насмотревшись на уровень вождения местных водителей, мы вернулись в Гагру. Город погрузился во тьму. Я запер замок своего номера, включил свет в комнате, положил сумку под голову, надел рюкзак на тело и попытался заснуть без сна. Мне было плевать на фотоаппарат стоимостью более полусотни тысяч рублей и вещи - главное беспокойство касалось злополучной справки из МВД и наличных денег. За все время пребывания в Абхазии я не нашел ни одного банкомата или отделения банка. Снять наличность в этой стране практически невозможно. О безналичной оплате товаров или услуг тем более стоит забыть.



Проснувшись утром, я быстро принял душ и без завтрака отправился обратно в Сухуми. Днем ранее в консульстве мне было сказано, что если звонка от сотрудников учреждения не последует, к обеду пятницы я должен приехать в посольство и получить справку о возвращении на родину. На вокзале Сухуми местный таксист с радостью повез меня к конечной точке после прозвучавшей из моих уст фразы «До посольства России доедем за сотню?», однако по приезду заявил о цене в 150 рублей. Я тактично заметил, что вчера дважды перемещался по этому маршруту за 100 рублей, поэтому платить двойную ставку не намерен. Из автомобиля я выходил под мат сокрушающегося в агонии таксиста, вырвавшего сотенную купюру из моих рук и бросившего сцепление.

К 11 утра я стоял у ворот российского посольства в Абхазии. Оно находится в нескольких километрах от консульства по адресу улица Лакоба, 103. И это настоящий оазис в мире разрухи и бандитизма. Белое сооружение располагается в пяти минутах ходьбы от набережной, его охраной занимаются трое военнослужащих, которые патрулируют территорию вокруг ведомства.



Заветный документ был получен мною в районе 12 часов дня и это была самая прекрасная бумага, которую я держал в руках за последние несколько лет. Среди аналогичных по значимости документов можно выделить разве что диплом об окончании университета и военный билет.



На обратном пути в Гагру российский БТР неудачно завернул на серпантине и протаранил старенькую BMW E39. Машины остановились, солдат выглянул и приказал абхазам подвинуть автомобиль, после чего бронетехника под неразборчивые возгласы пассажиров BMW уехала вниз по склону. Ни о каком возмещении или страховой выплате не может быть и речи - здесь другие нравы.

За те три дня, что я провел в Абхазии, уровень неприязни к местному населению достиг апогея. Это абсолютно бескультурная нация, для жителей которой не писаны никакие правила. Они могут позволить себе совершать обгоны с полным салоном людей через сплошную, двойную сплошную и даже на подъемах в гору. Для них абсолютно нормально высовываться из окна и кричать «Иди ко мне жить!» проходящим с чемоданами приезжим. Они плевать хотели на нормы морали при общении с другими нациями. К девушкам отношение абхазов отлично характеризует заявление, лежащее на столе у Эдуарда в Гагре, согласно которому у парня на пляже похитили спутницу и он до сих пор не в силах ее обнаружить. У берега не представляется возможным элементарно поплавать из-за засилья водных скутеров с абхазами за рулем, плавающих в двух метрах от берега и беспрестанно навязывающих свои услуги.

На разбитых дорогах республики довольно часто мелькают дорогие автомобили немецких концернов без номеров сплошь в тонировке. Прекрасно понятно и им, и нам, что каждая из этих машин в свое время была приобретена в одном из крупных российских городов, но позже без согласия на то владельца переместилась в этот уголок законодательного рая. Каким образом, не имея в стране ни одного дилерского центра и сервисной станции, абхазы чинят электронику BMW или Mercedes-Benz для меня остается загадкой. Тем не менее, каждая пятая машина в республике стоит далеко за 100 тысяч долларов и нуждается в квалифицированном обслуживании, которого нет. И кто бы что ни говорил об «электриках от бога», сделать из бородатого абхаза, всю жизнь занимавшегося «Жигулями», специалиста по люксовым автомобилям невозможно.

Бесчинство, беспредел и полнейшая вседозволенность пропитали эту страну сквозь и поперек. На месте президента Грузии Михаила Саакашвили я бы десять раз подумал, перед тем как пытаться вернуть Абхазию (про Южную Осетию говорить не могу, хотя подозреваю об аналогичной ситуации) в состав Грузии. Поверьте, грузины на фоне абхазов - немцы в противовес жителям Нигера или Конго.

отдых, преступления, adv, абхазия, криминал, инциденты, путешествия, ликбез, милиция, фото

Previous post Next post
Up