У моих дочек два тренера.
Более непохожих людей трудно себе представить, начиная от внешности и заканчивая методами работы.
Недавно я разговаривала со старшенькой. Выясняла потихоньку, из-за чего она посралась со своим сэмпаем и что думает делать дальше. В принципе, я знала это и так; даже удивительно, как долго она продержалась. Она сказала:
- Когда я буду тренером, я буду любить детей. Детей надо любить, а не строить.
"Знамо дело!" - подумала я, но вслух произнесла:
- Деточка, это боевые искусства, в них вообще присутствует налёт казармы и подчинения. Кроме того, вы чейчас такие независимые, чтобы не сказать нахальные, что если вас не строить, дело вообще с места не сдвинется!
Дочь упрямо поджала губы:
- Я сумею договориться с ребёнком не с позиции силы. И потом, я не буду выстругивать, вырубать и выпиливать чемпионов. Кто хочет, станет чемпионом и так.
Я вздохнула. Её тренер - авторитарный самодур. Ему срать, что да как. Но результат он выдаёт превосходный. Есть и нюанс: с каждым годом всё меньше детей хотят рвать жилы под его окрики; поколения сейчас сменяются быстро, и нынешние семилетки вообще его наездов не понимают: их, уникальное творение природы, обзывают "бандар-логами" (и это ещё самое ласковое), и за малейшую провинность заставляют отжиматься полсотни раз! Однако у Антона есть некоторое количество перспективных спортсменов.
Лично я величаю этот клуб "Театр Карабаса-Барабаса". Потому что ни дать, ни взять.
Тренер мелочи - другой. Нет, он не такая уж душка-лапочка. Временами из него прорывается что-то, что, наверное, характерно вообще для тех, кто вырос и тренировался в Союзе. Но детей он не строит. Вообще. Он их любит и прощает им вообще всё: капризы, закидоны, внезапные и нелепые проигрыши... Только разводит руками и с непередаваемым выражением лица вздыхает: "Дети!.." Никогда не заставляет - только предлагает: делаем то и это. То есть даёт задание, а сам идёт, к примеру, на брусьях отжиматься или ролик стоя катать - очень следит за собственной формой, но не следит, халявят дети или пашут как следует; считает, что это должно быть на усмотрение ученика, на его совести. Будет совершенно бесплатно по утрам готовить детей к Первенству России, терпеливо объясняя и показывая что-то. Но если дитё это занятие проспит, и он прокатается впустую - дитю не прилетит. Всех своих более-менее работающих считает как минимум потенциальными, а то и реальными звёздами. И неважно, что результаты пока невелики, "всё будет!" - так он говорит. Только вот будет ли? Большинство деток при таком его отношении краёв вообще не видят, гонору много, а работать неохота.
Знаю и других тренеров. Мало кому удаётся соблюсти разумный баланс. Преобладают или черты первого тренера, или второго. Есть и тренеры-"договорняки", но о них сейчас вообще не будем.
Чего бы мне хотелось, если Катерина будет тренировать детей, как собирается - чтобы она научилась строить их, любя. Чтобы видела не коллектив, а каждого в отдельности. Кстати! Первая учительница моей мелочи грешила именно этим: любила детей абстрактных, детей вообще - как класс, как коллектив - но совершенно не хотела вникать в нужды конкретного ребёнка. Это весьма и весьма непедагогично, не находите?