Игры

Jun 07, 2012 20:16

Йохан Хёйзинга, автор знаменитого «Homo Ludens», находил выражение состязательного (агонального) инстинкта и в разгадывании загадок, и в состязании поэтов, в игре воображения, и в философской игре ума, в виде музыки и рассматривал культуру через призму игры. Знавшие Йохана при жизни люди отмечали, что он всегда работал без спешки и суеты, при этом не ставя перед собой никаких целей. Он изучал только то, что ему было интересно само по себе. Его диссертация называлась: "О видушаке в индийской драме" (видушака - шут), для чего ему понадобилось прочитать на санскрите большинство древнеиндийских пьес. Вообще сам Йохан и его жизнь служат примером игры. Если интересно - вот.

Почему мы так ценим одни виды игры, например, творчество всех типов: науку, искусство, технику и не жалуем другие, например политические игрища, "грязные" интриги. Почему азартные игры азартны?

Условно говоря, есть игры: 1) с нулевой суммой 2) ненулевой. И есть две основные игровые стратегии: а) игра на повышение б) игра на понижение. Но обе стратегии всё равно действуют по правилам. И отдельно рассмотрим «взломщиков» игр, которые как раз пытаются обойти правила. (Ещё бывают кооперативные игры, некооперативные, симметричные, несимметричные, параллельные, последовательные, с полной информацией и не полной, детерминированные, конечные, бесконечные, дискретные, непрерывные и т.д., но всё это мы не сможем рассмотреть в этот раз.)

Одни виды игры расширяют реальность (с ненулевой суммой), а другие делят её (с нулевой). Те, что расширяют - они обычно по дефолту нравятся. Те, что делят - вызывают настороженность («Что там делят? Не поделят ли что-нибудь моё?»). Доминировать можно по-разному. Некоторые доминируют создавая пользу, некоторые - создавая проблемы. Торговать можно удовольствием, а можно страхом.


Конечно, нет идеальных ситуаций и абстрактных бесконфликтных субъектов (мы сейчас говорим не про плохой характер, а про конфликтологию). И учёные соревнуются за гос. гранты (долю налогов), и артисты лезут со своим спамом, и новая техника может создать тебе неожиданные негативные экстерналии. Но в целом эти люди созидают, а не делят. Даже если все они занимаются чепухой, полнейшей ботанической хернёй - что с того? Неужели от них и их деятельности нельзя абстрагироваться одним усилием? Перевёл взгляд и «проблемы» не стало.

Почему глуповато критиковать любой фильм, заостряя на нём особое внимание? Да потому что «иди и сними лучше» (ведь у меня, как я заявляю, такой развитый вкус и понимание предмета). Даже самый ужасный фильм я мог обойти («нет, я его скачал бесплатно, потом давился, но смотрел полтора часа, а потом написал гневный коммент этому идиоту - ну и говнище ты снял, меня тошнило от твоего фильма!»), а мог найти что душеньке угодно.

Даже такая модерновая профессия как критик из СМИ - стрелочник общественного художественного внимания для малограмотных некультурных пролов - сменилась рекомендациями френдов, близких тебе по эстетике людей из лабиринта сетей. Да и в самой сети я зафрендил кого хотел, читал-смотрел-слушал что хотел и, если мне что-то в итоге не понравилось, то кто же в этом виноват, если не я сам?

Единое массовое художественное пространство распалось на тысячи ниш и они продолжают разбегаться в разные стороны. Всё это точки приложение сил, задумок. Никогда не понимал вечных «недоволек», которым что-то не нравится в этой гигантской творческой галактике. Почти бесконечная область игры на повышение, где любая игра на понижение справедливо встречается «а не пошёл-ка бы ты к чёрту, братюня, сделай лучше и радуй друзей своими оригинальными поделками». Или что? ЗОГ строго запретил всем делать треки или кодить? Как гласит один из девизов американской да и мировой науки: Публикуйся или умри / Publish or Perish.

В играх с ненулевой суммой обычна стратегия на повышение: развивай свою ветку по правилам и не обращай ни на кого внимания, что создашь - всё твоё. От добра добра не ищут.

Но есть такие области, где игра в принципе всегда с нулевой суммой. Выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, идёт только передел собственности долей. Она же антагонистическая игра.

Вот, к слову, политика. Политики соревнуются за аудиторию, за проценты, то есть за долю пирога. Оттого любая политическая тема неизбежно сопряжена с жесточайшей критикой. Это неизбежно и просто заложено в самой природе политики. Люди делят. Это не хорошо и не плохо. Лишь бы соблюдались правила. Для политики по правилам придуманы дебаты, выборы и прочие важнейшие процедуры, это не просто ритуалы. Когда правила не соблюдаются - полит-срачи становятся травмоопасными, а в запущенных случаях - гражданской войной.

Ситуация многократно усложняется тем, что политика, как процесс, ставящий целью формирование универсальных правил (законов), осуществляется по правилам, сформированным предыдущим этапом политики (проще говоря, по существующим законам, кто бы их не установил). Этот факт и выдаёт в итоге все пертурбации, политические завихрения, мухлежи с выборным и митинговым законодательством, революции-реакции, апелляции к положительному и естественному праву. «Он узурпировал власть!» «Они подняли мятеж!».

Весь интернет-троллинг можно тоже понять как игру на понижение среди чужих аудиторий. Занятно, что вокруг политики он в основном и вьётся. Это всё дурное занятие в итоге, краткосрочный делёж внимания аудитории и что-то вроде состязания в острословии, чаще всего падающий до уровня ругательств. Вообще троллинг неизбежен (см. дилемму заключённого и вот тут ещё), в условиях когда понижение качества дискуссии даёт преимущество, когда нулевая сумма. Равновесие лежит где-то в районе бана и матерных ругательств, поэтому вероятность бана\ругательств близка к 1.

Вот в настоящем спорте проще, хотя это тоже игра с нулевой суммой, но там гораздо больше уважают правила (правила там почти святы!): участники стараются их соблюдать, и они их не формируют в отличие от политиков, в спорте идеальное разделение властей. Но сумма всё равно конечна. Чемпион всегда один, а остальные ему проиграли, кто-то больше, кто-то меньше. Оттого весь накал борьбы, эмоции. Но в итоге всё честно. Дружба естественно не победила, победил сильнейший, победили правила. Кстати к спорту можно отнести и киберспорт, компьютерные игры. Да хоть покер!

В играх с нулевой суммой обычна стратегия на понижение: создай конкуренту как можно больше препятствий, проблем, сложностей - это ключ к твоему собственному успеху. Нельзя сказать игры с нулевой суммой плохие, с ними связаны мощные эмоциональные переживания, привязанности, инстинкты, чувство победы и успеха. Но обязательно в рамках правил.

Экономика состоит из сочетания обоих видов игр. Соответственно, стратегии там как понижательные, так и повышательные (вспомним классических биржевых быков и медведей, как символы). Да, значительная часть экономики является дележом рынка, заказов, вакансий. Все ценности в мире уже поделены. Всегда будет вечное состязание с конкурентами и рекламные войны за конечную аудиторию. Но в экономике всегда можно сыграть на повышение: сформировать свой товар, свой рынок, произвести инновацию, сформировать новую потребность, новый спрос - там всегда есть новое пространство. Это перманентно избавляет от излишнего давления системы, порождает раз за разом новые отрасли и двигает прогресс. Если процесс конкуренции идёт по правилам - всё ок, экономика тогда больше похоже на спорт, чем на политику.

Теперь о взломщиках игр. В картах - шулеры, в киберспорте - читеры, в экономике - преступники, в политике - диктаторы и революционеры (одни взломщики по позитивному праву, другие по естественному, политика - сложный случай).

Взлом правил игры люди очень не любят, понятное дело. Что делают со взломщиками обычно - их изгоняют из игры. Что нарушил - оттуда и изгоняют. Бандитов изгоняют из экономики и нормальной жизни в тюрьму. Шулеров и читеров изгоняют из своих игр. Спортсменов - дисквалифицируют. Нарушителей выборного законодательства необходимо изгонять из политики.

P.S. Есть уникальные сочетания. Война, например, сочетает в себе максимальную игру на понижение с нулевой суммой и взлом правил. Такого адового сочетания все боятся, поэтому «лишь бы не было войны», а саму войну и вооружение пытаются делать по правилам (например, воевать только с комбатантами врага, убийство мирных жителей - это плохо, бактериологическое оружие - плохо и т.д.). Тех, кто нарушает правила даже на войне, обычно ждёт печальная участь.

ДОБРО

Previous post Next post
Up