Эдгар Варез. Отец-основатель эл. музыки

Apr 26, 2009 16:31




Он смотрит на благодарных слушателей... ну сами знаете как.

По своей жизни могу с уверенностью заявить, что всё определяют редкие судьбоносные встречи с Человеками, лично или через т.н. "творчество". Так можно, нарочно иль случайно, скачать некую идею. Идеи распространяются по людям, преломляясь, мутируя и усиливаясь.

И вот. Ничуть не удивился, когда узрел в биографии Эдгара Вареза (Edgar(d) Varèse, французско-американский композитор, один из пионеров конкретной и электронной музыки) встречу с Марселем Дюшаном (тоже американским французом - диаспора, хуле). Дюшан был основателем (переносчиком через океан, контрабандистом) дада-движухи в Штатах.

Видимо, исключительно благодаря этой встрече в 1915 году, Варез скачал и установил себе новую эстетику (вернее апгрейднул, Варез торчал на Дебюсси - звезде музыкального импрессионизма, это уже немало), стал великим музыкантом, отцом-основателем, дерзким новатором.

Теперь Эдгара Вареза называют «отцом электронной музыки». Именно благодаря его работам электронная музыка обрела свой главный признак - использование нестандартных тембров музыкальных инструментов. Изменение тембров и подстройка инструментов прямо в процессе исполнения музыкального произведения - чрезвычайно популярные сегодня приёмы также возникли во многом благодаря стараниям Вареза. Своей музыкой он доказал важнейший принцип всей современной музыки: звук, его окраска и физические характеристики, важны ничуть не менее мелодии и гармонии, сильно переоцененных в традиционной музыке.

Идеи Вареза во многом совпадают с художественными новациями Пьера Шеффера. Неудивительно, ведь оба музыканта получили техническое образование (Шеффер - инженер-акустик, у Вареза - папашка видный инженер), резко изменившее их взгляд на музыку. Тем не менее, разница в датах рождения на добрую четверть века сыграла злую шутку с Варезом. Его творчество в течение всей жизни втаптывалось в грязь критиками, неприученными к "новой музыке". Инструменты, для реализации его идей не могли быть созданы в силу общего технического несовершенства радиоэлементов. Лишь на самом закате жизни композитора, после возникновения интереса к академической авангардной музыке и, в частности, «конкретной музыке», его творчество было оценено. В это же время произошёл технический прорыв в электронике, позволивший создать уникальные электронные инструменты, необходимые для исполнения музыки Вареза.

Молодые годы будущего гения электронной музыки прошли в Париже. Его друзьями были известнейшие личности в прогрессивной музыке: Русолло, Кауэлл, Сати. Однако наиболее сильное влияние на его музыкальные предпочтения оказало знакомство с известнейшим в то время композитором Клодом Дебюсси. По его совету Варез начинает эксперименты по совмещению стилей европейской и восточной музыки. Результаты этих экспериментов не устраивают ни автора, ни слушателей. Оценить заново первые пробы пера Вареза, к сожалению, невозможно - его ранняя музыка не сохранилась до наших дней.

Во время первой мировой войны Варез переезжает в США. Здесь он основывает Новый Симфонический Оркестр, исполняющий исключительно современную европейскую музыку - Дебюсси, Бартока, Стравинского. Параллельно он занимается и собственным творчеством. На сей раз Варез не пытается привнести новые современные элементы в классическую музыку. Его цель - создание принципиально иного подхода к понятию «музыкальность». Первым экспериментом такого рода стала его композиция Hyperprism (1923).

Гиперпризма была принята неоднозначно. Она отличалась обильным использованием ритмических перкуссионных инструментов, а также устройств, искажающих голос. Первая идея композиции через десять лет станет популярной благодаря музыке Джона Кейджа, вторая - ещё через десять после появления вокодеров. В начале двадцатых критики снисходительно отнеслись к подобным новациям, но в целом в среде слушателей реакция была весьма прохладной.

В следующем заметном произведении - Ionisation (1930) Варез помимо использования в музыке исключительно перкуссии отличился, применив в качестве лидирующей партии две сирены. Их меняющаяся тональность звучания натолкнула Вареза на идею взять за основу музыкальные инструменты с подстраиваемым тембром. Наиболее подходящим выбором на тот момент был терменвокс. Так появилась Ecuatorial - музыка для двух терменвоксов, голоса, духовых и перкуссии. Премьера прошла в Нью-Йорке 15 апреля 1934 года.

В 1936 году Варез пишет Density 21.5 - музыку для соло флейты. Названа она в честь цифры плотности платины (21.5 г/см3), из которой изготовлена флейта известного американского исполнителя-флейтиста Джорджеса Баррере. Разумеется, именно он впервые исполнил Density 21.5 на публике, традиционно не оценившей новаторскую музыку Вареза.

После очередного неуспеха композитор решил забросить сочинение музыки и занялся популяризацией терменвоксов, считая, что именно за этим инструментом будущее. Новость о неожиданном «отъезде» Льва Термена (русского изобретателя, создателя оригинального музыкального инструмента) в СССР стала ещё одним ударом. Надо тут сказать, что с тех пор и до конца шестидесятых годов в Америке Термен числился умершим, и многие годы в энциклопедических справочниках, рядом с его фамилией стояли даты (1896-1938). Термена в СССР в марте 1939 г. арестовали, предъявив абсурдное обвинение в подготовке убийства С. М. Кирова. Изобретателя вынудили признаться, что группа астрономов из Пулковской обсерватории готовилась поместить фугас в маятник Фуко (!!!), а Термен должен был послать из США радиосигнал и взорвать фугас, как только к маятнику подойдет Киров (!!!!!!!). Особое Совещание при НКВД СССР приговорило Термена к 8 годам лагерей и его отправили в лагерь на Колыму. Далее про Термена читайте отдельно, настоятельно советую. Только представьте себе как Термен из центрового персонажа нью-йоркской и европейской арт-тусовки (давал многочисленные концерты по всей Америке и Европе) и просто состоятельного человека (владельца известной фирмы по системам сигнализации) в одно мгновение стал заполярным з/к! Правда был на Колыме он недолго, уже в 1940 году он был переведён в туполевское конструкторское бюро ЦКБ-29 (в так называемую «шарашку»), где проработал около 8 лет.

Варез надеялся на сотрудничество с инженером и даже начал разрабатывать концепцию нового инструмента на основе терменвокса. Планам не суждено было сбыться. Во время войны интерес к авангардной музыке резко упал. Варез оказался окончательно забыт и критиками и слушателями. Тяжелое положение дел привело композитора к глубочайшей депрессии, едва не побудившей его окончательно забросить музыку.

Тем временем война закончилась. Люди, пережившие страшное потрясение, позабыли старые ценности и требовали новых. Внезапно, музыка Вареза, всего лишь десять лет назад растерзанная критиками, стала популярной, хоть и не в широких кругах. О нём вспомнили. Одновременно начался новый этап в развитии электроники. Появились новые устройства, позволявшие реализовывать самые невероятные музыкальные идеи.

Варез в одночасье превратился из музыканта-маргинала в гуру «новой музыки», почитаемого и восхваляемого всеми прогрессивными композиторами. Семидесятилетний Варез вновь энергичен и готов творить, словно за плечами не было безызвестности и непонимания. Его приглашают работать в студию экспериментальной электронной музыки RTF, где уже обосновался Пьер Шеффер. Восхищённый потенциалом конкретной музыки Варез пишет одно из самых известных электронных произведений того времени - Deserts. Большинство критиков вновь выдали разгромные рецензии, но композитора это мало волновало. Ведь находилось немало людей поистине боготворивших Вареза и его творения. Да и поддержка других композиторов-авангардистов сыграла немалую роль.

В 50-х годах наконец-то исполнены все старые произведения Вареза. Он выступает с лекциями во всех крупнейших университетах. Кажется, всё хорошее, что могло случится уже случилось. Но пик его карьеры ещё впереди.

На Всемирной Выставке в Брюсселе строится новый павильон компании Филлипс. Авангардную архитектуру и подсветку здания планируется «оформить» и нетрадиционной музыкой. Архитектор проекта, француз ле Корбузьер оказался большим поклонником творчества Вареза и убедил руководство Филлипс обратиться к композитору. Варез получает полную свободу действий. Он ограничен лишь 480 секундной длительностью произведения. Так появляется Poem Electronique. Её слышат миллионы посетителей павильона, до того дня не знакомые с музыкой Вареза. Это был настоящий триумф композитора.

Эдгар Варез умер спустя несколько лет после всеобщего признания, получив осложнения после болезни бронхитом.

Что забавно, его фамилию можно воспринять на слух (а как ещё нужно воспринимать музыканта?) как warez.

Удивительно и жутчайше интересно самостоятельно исследовать все эти жизненные линии, складывающиеся постепенно в сложный рисунок.

постискусство, ДОБРО, музыка

Previous post Next post
Up