Итоги IV Каспийского саммита

Oct 16, 2014 18:46


Состоявшийся 29 сентября 2014 года саммит прикаспийских государств в Астрахани можно расценивать как очевидный успех российской дипломатии, достигнутый в непростой международной обстановке.



По итогам саммита подписаны три важных соглашения: о сотрудничестве в области гидрометеорологии Каспийского моря; о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море; о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря.

Оценки его итогов в экспертной среде разделились. Для одних встреча лидеров России, Ирана, Казахстана, Туркмении и Азербайджана, учитывая, что конвенция о правовом статусе Каспия в результате так и не была подписана, стала саммитом «несбывшихся надежд». Для других - весьма конструктивным и плодотворным диалогом, свидетельствующим о приверженности его участников общей точке зрения по вопросам безопасности и развития региона.

Результаты саммита:

Один из главных вопросов региональной повестки дня - создание правовой конвенции о статусе Каспийского моря - так и не был решен в ходе встречи. Хотя и по нему сторонам удалось достичь ощутимого прогресса. Как заявил по итогам саммита Президент Владимир Путин, страны пятерки согласовали ключевые принципы действия на Каспийском море. «Удалось выйти на четкие формулировки о разграничении водных пространств, дна и недр, о режиме судоходства и рыболовства», - уточнил российский лидер.

В Астрахани стороны сумели договориться о наличии двух зон в прибрежном и морском пространстве Каспия. Речь идет об общей 25-мильной прибрежной рыболовной зоне, при этом у каждой страны остается исключительное право на добычу ресурсов в 15-мильной зоне.

Участники саммита также договорились и о том, что право пребывания на Каспии получают вооруженные силы исключительно прибрежных стран.

Помимо решения некоторых политических и экологических вопросов саммит запомнился еще и успешным решением вопросов экономических. «Каспийская пятерка» согласовала создание транспортного хаба, целью которого является соединение основных каспийские портов и расширение выхода с берегов Каспия через сеть автомобильных и железных дорог в Китай и в Европу.

Министры транспорта стран «пятерки» согласовали строительство в 2015 - 2018 годах железной дороги, которая пройдет по побережью Каспия и соединит порты каспийского бассейна. Все это, по некоторым оценкам экспертов, позволит увеличить товарооборот между странами региона в восемь-девять раз.

Положительные оценки экспертов:

В экспертном сообществе нашлось немало и тех, кто все же весьма положительно оценил итоги мероприятия. «Стороны договорились о правилах разграничения 25-мильной зоны, что является большим прогрессом», - заявил директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев. Эксперт особо выделил инициативу президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о создании зоны свободной торговли между странами «пятерки». По мнению Михеева, если нечто подобное найдет свое воплощение в жизнь, это позволит преодолеть целый пласт противоречий внутри самой «пятерки», в том числе и по трубопроводам.

Нашлись среди экспертов и те, кто положительно оценили итоги саммита, потому как не считали вопрос о правовом статусе Каспия первостепенным. «Сегодня, я думаю, в принципе, тема раздела Каспия вообще неактуальна, - прокомментировал ситуацию эксперт по Центральной Азии и постсоветскому пространству Аркадий Дубнов. - Сама каспийская проблематика, я так считаю, периферийна по отношению ко всем мировым проблемам. И не потому, что сегодня кризис вокруг Украины, в котором участвуют Европа, Россия, Америка, а просто потому, что делить Каспий сегодня уже никому невыгодно».

При этом эксперт выразил уверенность в том, что все страны «каспийской пятерки», которые были в свое время заинтересованы в каких-то собственных «дивидендах от раздела Каспия», сегодня остались «при своих», а некоторые и получили то, что хотели. «В первую очередь это касается России, Казахстана и Азербайджана, которые разделили северный шельф Каспия между собой и заключили трехсторонние соглашения, последнее из которых было подписано в 2003 году. С тех пор они осваивают нефтяные месторождения на этом северном шельфе, и им никто не мешает», - добавил Дубнов.

По мнению Аркадия Дубнова, основное значение прошедшего саммита в том, что он в принципе состоялся. «Это уже эффект того, что эти страны все-таки готовы сотрудничать на переговорной площадке, созданной в свое время для того, чтобы появился новый статус Каспия», - пояснил эксперт.

«Самая главная договоренность, на мой взгляд, о том, что никто «иногородний», условно говоря, не может иметь на территории Каспия вооруженных сил. Главная заинтересованная в этом плане Россия, которая обладает существенной военной базой на Каспии, - сказал директор Института стран СНГ Константин Затулин. - Появление на Каспии НАТО стало бы серьезной проблемой. В азербайджанской и казахской прессе нет-нет да и обсуждалась возможность принятия в их странах баз альянса. Максимум возможного в этой ситуации было достигнуто».

Сам этот саммит - дипломатический успех, немалая заслуга в этом непосредственно Владимира Путина и его команды, уверен политолог.

Негативные оценки экспертов:

По мнению эксперта Михаила Крутихина, заявление о 15-мильном национальном суверенитете свидетельствует о том, что главный вопрос так и не был решен.

«Это совершенно нормальная возможность работать в прибрежной зоне. Для нефтегазовой отрасли это совершенно никакого значения не имеет, потому что нужно было договариваться о разделе дна моря на какие-то национальные секторы», - пояснил эксперт.

«Россия с Казахстаном договорилась, с Азербайджаном договорилась, но между Ираном, Туркменистаном и Азербайджаном такой договоренности нет. Поэтому там границы не определены, национальные секторы не определены, и всё остаётся, как прежде», - говорит Михаил Крутихин.

Возвращаясь к проблеме правового статуса Каспия, ряд экспертов выразили сомнение в том, что в ближайшие годы вопрос этот будет решен. «Я, честно говоря, в это (заключение Конвенции по правовому статусу Каспия) не особенно верю, - заявил старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин. - Потому что, в принципе, три государства этот вопрос уже решили - Казахстан, Россия и Азербайджан. А то, что южнее, - это будут решать остальные страны самостоятельно».

Заключение:

Несмотря на относительное единодушие сторон в вопросах безопасности и сотрудничества, ряд болезненных вопросов по-прежнему ждут своего согласования. Среди них - право стран-производителей на прокладку по дну Каспия трубопроводов. На этом, в частности, настаивает Туркменистан.

Не впадая в эйфорию от прорывных результатов Каспийского саммита, вполне обоснованно рассматривать его как очередной важный шаг на пути укрепления сотрудничества прикаспийских стран. Что касается окончательного согласования Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, то он не имеет первостепенной важности для России на данном этапе, поскольку многие вопросы правового регулирования статуса российского сектора Каспия уже закреплены в двусторонних договорах с Азербайджаном и Казахстаном.

Обзор сделал Иван Мардынский
Пресс-служба Молодежного правительства

Обзор, Астраханская область, Астрахань, Мнения экспертов, IV Каспийский саммит, Итоги, Путин, Президент, Пресс-служба МП

Previous post Next post
Up