Молодежная журналистика, или почему я хочу стать «дядей»

Nov 01, 2013 11:09

Общество стремительно меняется, вместе с ним меняются журналисты - зеркала общества. Все чаще задаю себе вопрос: «Какой стала журналистика?», и все чаще слышу: «Журналистика - не профессия, журналистом может стать каждый, кто владеет информацией». Спрашивается, что я делаю и чему учусь вот уже третий год на факультете филологии и ЖУРНАЛИСТИКИ?




Чтобы разобраться в тонкой медиаматерии, стоит обратиться к комментариям профессионалов.

Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ: «Журналистика потеряла монополию на новости как профессионально сделанный продукт. Он растворился в потоке любительских новостей, поскольку кажется, что новости создают все. Профессионалы, конечно, ослабили свои позиции в формировании повестки дня, во фрейминге реальности. Остается вопрос, потеряли ли они свои позиции в формировании смыслов, но в определенном отношении лучше бы они их потеряли, потому что не следует, чтобы журналист навязывал смысл, надо чтобы он отражал действительность».

Я берусь рассуждать только о возрастной группе, к которой принадлежу сама, то есть молодые люди от 16 до 20 лет. К тому же, это - моя потенциальная аудитория. Не по силам писать 18-летнему «журналисту» для взрослых, социально - зрелых людей. Я, по идее, должна отображать действительность так, чтобы моему читателю было интересно.

Вопрос: «Что интересно молодежи?». Обратимся к социальным сетям, как показателю интересов моих потенциальных читателей. Самыми популярными пабликами «ВКонтакте» являются группы, названия которых произнести неприлично. Основной контент - «приколы», комиксы, незамысловатые картинки, диеты, советы - как похудеть, цитаты о подростковой любви, нескончаемая реклама, компьютерные игры и так далее.

Какое время - такое и общество, ничего не поделаешь. Если работать в таком направлении - будет интерес аудитории, будет спрос, но будет ли это журналистикой?

Конечно, нельзя всех равнять под одну гребенку, но все же такая ситуация характерна для большинства представителей молодежи. К слову, можно писать и так, что статьи о диетах и играх возьмут за душу, но для этого нужно мастерство, которое приходит с опытом, то есть со временем. Это время пройдет, я научусь, но мне будет уже не обязательно писать об этом, мне будут по плечу темы и посложнее. Или это задача университета, научить нас в условиях меняющейся реальности писать о том, что актуально, но писать мастерски, стать Прилепиным для подростков?

К вопросу об образовании. Нужно ли учиться на журналиста и тому ли нас учат? Задумываясь над первым вопросом, обнаруживается интересная тенденция. Владимир Познер окончил биолого-почвенный факультет МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности «физиология человека». Ксения Собчак окончила факультет международных отношений МГИМО. Владимир Соловьев окончил Московский институт стали и сплавов. Екатерина Андреева - выпускница Московского педагогического института им. Крупской. Александр Гордон учился в Театральном училище им. Щукина.

Это не вопрос об их профессиональных навыках и личных симпатиях к вышеперечисленным журналистам. Их имена на слуху, они популярны в медиасреде, и они в начале своего жизненного пути не поступали на факультет журналистики. Разумеется, в противовес можно привести в пример журналистов с профессиональным образованием, но все чаще наблюдается другая картина.

Человек, который является хорошим специалистом в узкой области, приобретает навыки журналиста в профессиональной среде и для уже знакомой и сложившийся аудитории вещает с позиции журналиста. Возможно, этот человек даже и не знает, в каком журнале работал Добролюбов или почему закрыли «Современник», но ему это не мешает, он знает то, что ему реально понадобится в работе, что будет нужно его читателям.

Иногда хочется подойти к зданию Министерства образования и громко крикнуть: «Не пора ли менять систему обучения журналистов?! Может нам важнее знать, кто такой Навальный и как монтировать сюжеты?!». Да, я могу всему этому научиться сама. Зачем мне нужно образование?

Есть и другая сторона. Все, чему нас учат, развивает наш кругозор, складывает по кирпичику наш интеллект, делает из нас образованных людей. И я счастлива, что у меня есть возможность все это знать. Есть еще и другая волшебная вещь - производственная практика, придя на которую, я поняла, что я так и не научилась ни говорить, ни писать. И это на третьем то курсе. Хорошо, хоть математики нет.

А вот мнение по этому вопросу Алексея Волина (заместителя министра связи и массовых коммуникаций): «…если ваше СМИ не покупают, не дают рекламу, вы делаете совершенно бессмысленные вещи. Зарабатывать владелец СМИ может только на том, что реально интересно публике. У журналиста нет задачи сделать мир лучше, нести свет истинного учения, вести человечество правильной дорогой, - это не бизнес. Задача журналиста - зарабатывать деньги для тех, кто его нанял. Быть интересным зрителям, слушателям и читателям. Нам нужно учить студентов тому, что, выйдя за стены факультета, они пойдут работать на дядю, и дядя будет говорить им, что писать и как писать. И он имеет на это право, потому что платит. А если это кому-то не нравится, то есть два выхода: или найти другого дядю, или организовать собственное СМИ и стать дядей самому».

А я надеялась, что в будущем буду выполнять великую миссию журналиста - нести через свои тексты свет и добро. К сожалению, с вышеуказанной позицией согласно большинство начинающих журналистов. Тогда, я хочу стать «дядей» с собственным изданием и просвещать тех, кому будут интересны мои мысли. Только сейчас очень много таких «дядь», но с совсем другими целями, и найдет ли меня мой читатель - вопрос.

Подводя итог моим, наверное, наивным мыслям, хочется сказать, что мы «маленькие журналисты» вряд ли сможем противостоять такой огромной машине, как наше общество. Но безумно сильно хочется думать, что мы сможем что-то поменять, что нас будут читать, слушать и смотреть.

Спасибо университету, что нас не лишают этих светлых надежд, и мы имеем право мечтать, творить, но уже задумываться о будущем. Все равно у журналистики есть миссия, все равно мы - четвертая власть, хоть и мнимая для кого-то, все равно не зря мы учимся чему-то. Но нужны изменения, потому что мы окунемся в ледяную воду действительности после окончания ВУЗа, и мы должны быть готовы.

Горбачева Елена
Творческая студия «.PROразвитие»
Фото Павла Симакова

Выбор, Елена Горбачева, Журналисты, Проблемы образования, Павел Симаков, Современная журналистика, #Астрахань, «Молодежный центр развития», Творческая студия «.PROразвитие», Фото, #Молодежное Правительство АО

Previous post Next post
Up