В номере общественно-политической газеты "
Волга" опубликована статья Елены Саванюк "
В гостях у Догадина". Предлагаем нашим читателям ознакомиться с ней:
Идея посетить картинную галерею имени П.М. Догадина возникла совершенно спонтанно: из разговора о проникновенной любви к живописи, о картинах, экспонируемых в астраханской галерее, запомнившихся с детских лет. А почему бы вновь ее не посетить? Это тот случай, когда разговор имел продолжение.
У парадной лестницы особняка купца Плотникова (в 1921 году из дома Догадина коллекция переехала в особняк купца) нас «встретил» сам Догадин. Каждый день Павел Михайлович принимает гостей галереи, предлагая погрузиться в мир живописи XVIII - XX веков. Мы остановились, чтобы безмолвно поздороваться. С портрета на нас смотрел красивый кареглазый брюнет, я бы даже сказала, утонченный аристократ. Известного астраханского коллекционера нам представила заведующая научно-просветительским отделом Ирина Страшко: «Не зря Павел Михайлович Догадин - тезка Третьякова. Павла Михайловича. Третьяков собрал удивительную коллекцию для России, а Павел Михайлович Догадин собрал и сохранил ее для Астрахани. Долгое время галерея носила имя Кустодиева, но в 2008 году восстановлена историческая справедливость - галерея переименована».
Экспозиции галереи открылись подлинными воротами Успенского кафедрального собора, мастерами-резчиками которых являются Иван Тимофеев и Матвей Логинов. В музее три вида ворот: центральные - восточные, выполненные в технике выпуклой чеканки; в резной технике изготовлены северные и южные ворота. «Работа действительно ювелирная. Эти врата оценил сам Петр Первый», - с воодушевлением рассказывает нам экскурсовод.
В первом зале древнерусского искусства расположилась первая экспозиция - иконы, датируемые XVI столетием. Более месяца назад в музее появилась дополнительная выставка икон - деиисусная экспозиция.
По скрипучему полу мы прошли в зал живописи XVIII века. Светское искусство, характер русского человека эпохи просвещения через работы известных художников удивили реалистичностью давно минувшего. Вот сама императрица Елизавета. Ее парадный портрет на почетном месте в этом зале.
«Это копия, написанная неизвестным художником, с одного из восьми парадных портретов Людовика Каравака. На парадном месте - портрет императрицы, потому что картина выполнена действительно мастерски».
«А эту картину я помню, но тогда в детстве я не понимал глубокого ощущения возраста. За глазами этого человека целая жизнь», - ремарка моего спутника оказалась очень кстати, потому что на портрете в глазах российского государственного деятеля Дмитрия Бантыш-Каменского я увидела лишь легкую усталость.
Последовали за экскурсоводом, и попали в XIX век. Легендарная картина моментально приковала взгляд. Остановилась на пару секунд, огляделась и отправилась к ней. Что говорить, краски необыкновенные, свет реалистичен. До сих пор с некоторым трепетом вспоминаю «Ночь на Днепре» Архипа Куинджи.
После увиденной лунной ночи я и думать ни о чем не могла. Экскурсовод рассказала еще о нескольких пейзажах Куинджи, но без всяких сомнений Днепр, освещенный лунным светом, для меня - лучшая картина художника.
О мой любимый авангард! Наша экскурсия завершилась в зале, где мое художественное восприятие окончательно взорвалось от ярких работ Кандинского «Рок. Красная стена», Малевича «Жница» и Шагала «Метельщик». Экспозиции покорили безудержной свободой, парящей в воздухе, портретом женщины, спокойно расположившейся на диване, захватывает и борьба королей, увлекают содержание и квадратные формы Кандинского. Искусство авангарда либо принимаешь, либо отвергаешь. Я безоговорочно приняла еще за школьной партой на уроке мировой художественной культуры. А в этот раз я открыла для себя еще одну картину, в которую влюбилась, - сюрреалистичный «Метельщик», за спиной которого ничего нет. Хочется только оглядеться.
Вроде, что может быть сюрреалистичного в обычном мужчине, подметающем улицу? Может. Тем, кто не видел, - советую это сделать. А я отправлюсь в Дом-музей Велимира Хлебникова.
Пресс-служба Молодежного правительства