Трёхгорка

Aug 26, 2024 15:54



Вчера узнал о ведущейся разборке фасадных стен бывшего ДК им. Ленина на Трёхгорном валу. Вспомнил, что четыре года делал для бюро "Атлас" историческую справку по территории знаменитой мануфактуры (тогда была надежда на реставрацию). Неясна дальнейшая судьба стоящей позади клуба избы рабочей кухни - а это, вероятно, тот самый штаб восстания 1905 года. Выложу для истории сокращённую версию справки, в которой мне по крайней мере для себя удалось прояснить три запутанных момента: историю раннего, ещё ампирного комплекса на Рочдельской улице, хронологию застройки Нижнего и Верхнего дворов мануфактуры и вопрос об адресе штаба Восстания.




История Трёхгорной мануфактуры начинается в 1799 г., когда московские купцы Василий Иванович Прохоров и Федор Иванович Резанов заключили договор об учреждении ситценабивной фабрики. Поначалу они арендовали землю, принадлежавшую князьям Хованским, но в 1803 г. выкупили её и приступили к строительству. К 1812 г. на пологом склоне западнее нынешнего Глубокого переулка были сооружены корпуса резной и набойщицких мастерских, химическая лаборатория для составления красок, отделочная, уксусная и складские помещения. Корпуса (в основном деревянные на кирпичном нижнем этаже), стояли выше Нижней Пресни (с 1932 г. - Рочдельская улица, в районе нынешнего вл. №12), эта территория называлась Верхним ткацким двором. Располагавшийся отдельно участок на нижней стороне улицы (Нижний двор) использовался для беления холстов, на нём располагались три пруда; сейчас это центральная часть основной территории Прохоровской мануфактуры. В 1809 г. к фабрике была прибавлена т.н. Волынская земля - березовая роща к западу от Нижнего двора.

Едва отстроенная фабрика была отчасти разорена в дни французского нашествия, и в память об этом была установлена чугунная доска (ещё сохранявшаяся в начале ХХ в.) со следующим текстом:



В 1815 г. руководителем предприятия становится 16-летний Тимофей Васильевич Прохоров. В 1816 г. при фабрике основывается первая в России ремесленная школа. Постепенно фабрика получает новое техническое оснащение и после 1828 г. её основным профилем становится ткацкое дело (производство узорчатых тканей, платков, шалей, покрывал). К руководству фабрикой подключаются младшие братья Тимофея - Яков, Константин и Иван.



Помимо деревянной застройки в 1829 г. на фабрике имелось одно каменное 3-этажное здание и четыре 2-этажных полудеревянных дома. Вероятно, самым крупным был ампирный жилой дом с треугольным фронтоном, стоявший с небольшим отступом от Нижней Пресни (на фото слева). Вскоре рядом с ним появился более протяженный и более нарядный жилой 3-этажный корпус с большим арочным окном в центре фасада (оба здания сохранялись до 1980-х на месте строения №35). На планах XIX в. большинство строений Нижнего двора обозначены жилыми; вероятно, они совмещали производственную и жилую функции, ибо наёмные крестьяне как правило ночевали при своих рабочих местах.



Трёхэтажные корпуса стояли на парадной стороне двора, над прудом, имевшим форму трапеции. В центре пруда был остров, на котором в 1839 г. выстроена 3-этажная полудеревянная сушильня, а на его южной стороне основан ещё один 3-этажный каменный дом с пониженными боковыми крыльями (возможно, его кладка сохраняется в стенах нынешнего стр. №19-20). Таким образом, Нижний двор получил почти симметричную осевую композицию, что было нехарактерно для большинства фабрик той поры, застраивавшихся хаотично.  По сведениям 1833 г. «фабрика помещается в семнадцати корпусах разной обширности», оснащённых семью «машинами русской работы».

В 1830 г. Прохоровы приобретают ещё два участка, один примыкал с востока к Нижнему двору, а второй располагался отдельно, на верхней стороне Нижней Пресни (меж нынешними Большим и Средним Трехгорными переулками). Он получил название «Трёхгорной фабрики»: здесь были обустроены два ткацких корпуса и выстроен в 1836 г. собственный дом Якова Васильевича Прохорова, сохраняющийся доныне  в перестройках 1877 и 1892 гг. (Б. Трёхгорный пер., 2а). В советские годы здесь был клуб Трёхгорной мануфактуры, до сих пор сохраняется лепнина и роспись парадных комнат.



После 1840 г. к фабрике прибавляется смежное с запада владение купца С.Н. Прокофьева, при этом был сохранён жилой дом на линии Нижней Пресни. Его ампирный фасад виден на фотографии 1890-х: полудеревянный, с шестиколонным портиком и флигелем в пять окон (снесены к 1897 г. для сооружения Прядильного корпуса, стр. №5). На плане 1872 г. дом с колоннами обозначен как набивной корпус, а флигель всё ещё показан жилым: можно предположить, что именно в этом углу фабричного участка проживал Константин Васильевич Прохоров. Тогда как на Верхнем дворе находился дом Ивана Васильевича, пять ткацких корпусов и хозяйственные постройки.



В марте 1877 г. Товарищество приобретает землю соседней ситценабивной фабрики Балашовой меж Нижним двором и Камер-Коллежским валом. Возможно, от балашовской застройки сохраняется 2-этажное строение №7 (на фото в центре). Его приято считать постройкой начала ХХ в., но вероятно, что основу составляет корпус первой половины XIX в., бывший в дни Русско-турецкой войны солдатским лазаретом. Судя по историческим планам и фото, существующее строение №7 соответствует немного расширенному 2-этажному корпусу с той разницей, что межоконные ниши на уличном фасаде стали заменены окнами.

В декабре 1877 г. Прохоровская мануфактура пострадала от сильного пожара, в котором сгорели все деревянные корпуса на берегу Москвы-реки. В связи с этим Прохоровы временно переносят основное производство в Серпухов и в 1879-1881 гг. при участии архитектора Б. Фрейденберга строят новые 2-этажные кирпичные ситцепечатные и красильные корпуса на месте сгоревших. Они образуют сплошную линию застройки вдоль реки, в глубине фабричного участка также строятся новые здания.



В 1881 г. скончался главный учредитель Товарищества Иван Яковлевич Прохоров, его преемником становятся сыновья Сергей и Николай Ивановичи. В 1882 г. они открывают научную химико-аналитическую лабораторию, которая отличилась множеством передовых технологических разработок. В 1895 г. обустраивают корпуса для нового бумагопрядильного производства, одновременно строят здание центральной электростанции. При участии архитекторов И. Финисова, В. Залесского, А. Фатова Нижний двор ещё раз увеличен к западу, по его новой границе выстроены 2-4-этажные кирпичные корпуса (линия нынешней ул. 1905 года) и надстроены корпуса в западной половине набережной линии. С востока были пристроены помещения подготовительного отделения, также продолжалось строительство внутри Нижнего двора: граверный цех (стр. №29, 1897 г., арх. С. Коновалов) и отбельный цех (стр. №10, 1904), ныне признанные ОКН регионального значения. Три пруда Нижнего двора были к этому времени поэтапно засыпаны.



В 1884 г. архитектор В. Залесский в западной части Верхнего двора строит собственный дом для четвертого поколения Прохоровых - Сергея Ивановича и Николая Ивановича. Наиболее броский среди прочих жилищ хозяев фабрики, дом (№26/1 стр. 2 по Рочдельской улице) поставлен над высоким склоном горы в виде псевдоготического замка со стрельчатыми окнами и зубчатой башней. В саду с южной стороны располагалась большая Чайная беседка, где Прохоровы угощали рабочих и проводили для их детей праздники. Беседка утрачена, а главный дом в 1990-е и затем в 2011 г. надстроен, потеряв прежний романтический образ.



В 1897-1899 гг. архитектор А. Милюков стравит на линии ул. Нижней Пресни два больших корпуса: 5-этажный Прядильный (стр. №5) и 4-этажная Ткацкий (стр. №8). Здания имели большие оконные проёмы, были оснащены системами парового отопления и вентиляции. В настоящее время также имеют статус ОКН регионального значения. В конференц-зале прядильного цеха находилась выразительная роспись 1982 г. авторства Народного художника РФ И.Л. Лубенникова. В настоящее время роспись забелена, но возможно, не утрачена окончательно.

Прохоровская мануфактура знаменита тем, что имела передовую, развитую социальную инфраструктуру. Кроме вышеназванного реального училища (для которого в конце ХIХ в. было выстроено отдельное здание в Б. Предтеченском переулке, 30) в помещениях фабрики существовали народный театр, лечебница, богадельня, столовая. На углу Б. Предтеченского и Б. Трехгорного переулков в 1908 г. построено деревянное здание детского сада. Также функционировали библиотека, хор,оркестр и «духовно-нравственные собеседования и чтения со световыми картинами».



В эту же пору встал вопрос о строительстве спальных общежитий (ранее рабочие жили прямо в цехах или на съёмных углах в округе), которые были выстроены в виде 2-5-этажных кирпичных казарм, расположенных в основном вдоль Трехгорного вала. Казармы были оснащены канализацией, водопроводом, отоплением и электрическим освещением. Особенно выделялись казармы для семейных рабочих, ныне сохраняющиеся в надстроенном виде по адресам Трёхгорный вал, 14, и Ср. Трёхгорный пер., 9.
Больничный двор фабрики в XIX в. располагался отдельно, в Б. Предтеченском переулке, севернее Никольской церкви. В 1894 г. выстроено новое 2-этажное здание больницы на красной линии Нижней Пресни, напротив фабричной проходной (место современного вл. №24). В 1906 оно было значительно расширено, а рядом появилось здание родильного приюта.

Декабрьские события 1905 года не обошли Прохоровку с её многотысячным рабочим населением. По стечению обстоятельств фабрика оказалась в эпицентре восстания, и хотя из 450 дружинников прохоровцами были не более 75 человек, в помещении Малой кухни фабрики расположился штаб. Не было зафиксировано случаев расхищения и порчи фабричного имущества, но фабрика пострадала от артиллерийского обстрела. После подавления восстания в Нижнем дворе мануфактуры состоялась казнь дружинников, точное число расстрелянных до сих пор неизвестно. В 1923 г. на западной стене Ткацкой фабрики (стр. №8) была открыта торжественная мемориальная доска с текстом: "Спите, дорогие товарищи, мы за вас отомстим. Вы первые подняли знамя восстания. Мы донесли его до диктатуры пролетариата. Клянемся донести до торжества мирового коммунизма. От рабочих Красно-Пресненской Трехгорной Мануфактуры". В 1980-е доска перенесена на южную сторону здания.

Вскоре деятельность мануфактуры была полностью восстановлена. В 1913 г. были приобретены обширные земли к востоку от Нижнего двора (до места нынешнего Дома правительства), где началось строительство деревянных 4-квартирных домов для семейных мастеров фабрики. В революционных событиях 1917-го рабочие Трёхгорки активного участия не принимали. В сентябре 1918 г. фабрика была национализирована и вскоре переименована в "Краснопресненскую Трехгорную мануфактуру".
В 1925 г. началось переоборудование ситценабивной фабрики, одновременно была обустроена набережная Москвы-реки и береговая линия реки заметно сместилась к югу. На расширенном берегу начали строить новую фабричную электростанцию. Краснопресненская ТЭЦ - яркий памятник промышленного конструктивизма, оконченный в 1928 г. Корпуса Электростанции были построены по проекту архитектора М. Бабицкого, инженеров А. Сорокина и Н. Лаврова. Наиболее заметной частью комплекса является цилиндрическая водоёмная башня высотой 36 м. Станция реконструировалась в 1934-1937 гг., в 2010 г. выведена из эксплуатации, имеет статус ОКН регионального значения.



Около 1930 г. на месте бывшей фабричной столовой был организован заводской Дом культуры им. В.И. Ленина. Реконструировались старые прохоровские казармы, были построены ещё четыре многоэтажных дома для рабочих,. В 1936 г. фабрика стала называться хлопчатобумажным комбинатом имени Дзержинского.

В 1980 г. началась общая реконструкция Трёхгорки, сопровождавшаяся сносом старых и строительством новых корпусов, в частности на месте старых ампирных корпусов и фабричных ворот встал новый цех, стр. №35. Пик выпуска тканей на комбинате пришелся на 1980-е, а в 1992 г. комбинат был приватизирован и преобразован в ОАО “Трехгорная Мануфактура”. Объёмы производства сократились, а после начался процесс постепенного перевода на новую площадку - в город Гаврилов-Ям Ярославской области, освободившиеся фабричные корпуса сдаются в аренду. В 2016 г. стратегия развития территорий «Трёхгорной мануфактуры» стала одной из основных тем фестиваля «Зодчество», однако запланированные работы по преобразованию территории так и не начаты.



ДК им. В.И. Ленина (столовая-кухня Прохоровской мануфактуры)
Ул. Трехгорный вал, 6

Здание кухни для рабочих выстроено в 1902 г. Изначально представляло собой просторное одноэтажное строение под двухскатной кровлей с примыкающим со двора тамбуром, с большими лучковыми окнами и скромным кирпичным декором. Этот адрес вошел в историю Пресненского восстания как Большая кухня - место встреч и диспутов рабочих в дни подготовки мятежа.

Из воспоминаний рабочего П. Ефимова: «Большая кухня-столовая Прохоровки, начиная с октябрьских дней, представляла из себя беспрерывно митингующий котел, собравший тысячами рабочих как «Прохоровки», так и окрестных мест… Это был даже своего рода революционный университет. Тут разрешались экономические вопросы, разрабатывались требования, выбирался делегатский корпус. Тут же беспрерывное пение революционных песен, устройство флагов, знамен, транспарантов и место хранилища их» . 10 декабря 1905 г. именно здесь было принято решение о строительстве баррикад. Подтверждением того, что Большой кухней называли именно это помещение, является указание на то, что она находилась напротив сгоревшего в дни восстания дома В.А. Иванова в Домбровском проезде (на месте нынешнего дом №5 по Трёхгорному валу).



Сведения о расположение Малой кухни, игравшей роль штаба боевой дружины Трехгорной мануфактуры, более противоречивы. С одной стороны, мемориальная доска, отмечающая местонахождение штаба, находится вне владений Прохоровской фабрики, на здании бывшего училища Копейкина-Серебрякова в Б. Предтеченском переулке, 7. Там же находился временный питательный пункт восставших. Логично предположить, что он мог получить название Малой кухни, но так же логично, что Малой могла называться столовая изба во дворе Большой Прохоровской кухни (на фото 1920-х на её стене видна вывеска «Детская столовая Союза рабочих депутатов»). Вторую версию подтверждает аннотация к фото избы 1930 г. из архива ГЦМ Современной истории России: «Дом, где заседал штаб боевой дружины Трехгорной мануфактуры в 1905 г.».

З.Я. Литвин-Седой: «Местом нахождения штаба была определена Малая кухня фабрики Прохорова. Это помещение являлось центром, откуда исходили все важнейшие директивы по ходу восстания, где решались все важнейшие вопросы... Я пошел на Малую кухню, где пришлось сменить пришедших с баррикад дружинников. Мы стояли за второй от угла Б. Пресни баррикадой, со стороны Пресненской заставы» - указание вполне похоже на Трёхгорный вал, т.е. баррикада могла быть рядом с Прохоровской кухней, хотя прямого указания на это нет.

В любом случае, уцелевшая деревянная постройка Прохоровки заслуживает сохранения и реставрации.





Большая кухня оставалась общественным центром фабрики и после революции, в 1918-1921 гг. здесь неоднократно выступал В.И. Ленин. В 1929 г. здание кухни было капитально перестроено (увеличено в габаритах, оснащено подвалом) с использованием части стен старой постройки, оснащено кинозалом, и стало фабричным Клубом имени Ленина. В 1960-х на фасаде ДК появились панно, выполненные в технике сграффито, для размещения которых была заложена часть оконных проёмов. Слева располагалась композиция, посвящённая событиям 1905 года, справа - покорению космоса, над входом - изображение знамени с портретом Ленина.



Примерно тогда же, к 50-летним юбилеям Восстания и Октября, происходило благоустройство Сквера памяти борцов революции, разбитого в 1920 г. у Пресненской заставы, под окнами бывших рабочих казарм Трёхгорного вала. В 1963 г. в сквере появился памятник Ленину, а в 1967 г. - монумент, включающий знаменитую скульптуру «Булыжник - орудие пролетариата». Оформленный в плакатной стилистике фасад ДК воспринимался как часть этого мемориального комплекса.





С начала 1990-х в помещениях бывшего ДК размещались сменявшие друг друга ночные клубы, наиболее известным из которых был «Пилот». Весной 2010 года в здании произошел пожар и с тех пор оно стоит брошенным. Фасадные панно в значительной степени осыпались. При будущей реставрации возможны варианты с восстановлением фасада на 1960-е или на 1930-е, а временным компромиссом может быть укрепление уцелевших частей панно с докомпоновкой утраченных фрагментов сграффито краской.





Демонтаж бывшего ДК по стостоянию 25 августа 2024 (фото Татьяны Капковой) и проект гостиницы - https://t.me/monumentalno. ДКН в лице Л.В. Кондрашова уверяет, что ситуация "на контроле" и что ведущиеся работы являются противоаварийными, а проект будущей реставрации находится на рассмотрении. При этом доступный в Сети проект реконструкции ничуть не похож ни на охранеямый ОКН федерального значения, ни на здание кухни с доеволюционного фото.

Прочие фотографии - Pastvu, АБ Рождественка, Архив Трёхгорной мануфактуры.



UPD: Публикация "Архнадзора" прояснила остроумную комбинацию, разыгранную ДКН и инвестором: в предмет охраны памятника вписан материал стен постройки 1902 г. при высотной отметке 1960х, что дало возможность разобрать охраняемое здание до 1го этажа и возвести над ним новый объём в разницу высот. Фото Нины Потапенко.
Previous post
Up