Недавно всплывала старая история, где мужик организовал секту, а когда его прижучили за неуплату налогов и кое-какие вещи похуже, он приказал всем адептам самоустраниться из мира живых. И ни один из последователей не ослушался.
Судя по комментариям к истории, каждый первый считает себя защищенным от подобной судьбы. Пусть так. Однако, когда осторожными расспросами выясняешь, что именно составляет суть защиты, как именно она организована, лично мне становится неуютно.
В Синотне была такая тема - в начале и в конце каждого занятия все обнимаются. На тех, для кого объятия дело обычное, ритуал особо не действует. Но многие люди не могут просто так обнять кого-то, с кем они не спят и не собираются. Нельзя им так делать. Срабатывает внутренний запрет на несанкционированную близость. Им объясняют, что ничего такого, это не начало большой оргии, а просто местная традиция. Если тебе традиция не по душе, попробуй разок, хотя бы в качестве упражнения. Так, запрет на прикосновение успешно обманут и неофит оказывается полностью беззащитен перед магией объятий. Неведомым сознанию путём все вдруг становятся такие близкие-близкие и родные-родные. А у неофита просто нет опыта, как с этим справляться, поскольку он не разрешал себе его получать. И всё, человек оказывается прочно связан с группой именно потому, что всю жизнь защищался от близости.
Есть особенный тип защиты. Я называю его "изоляция". Идея в том, чтобы вообще не контактировать с опасностью. У изоляции есть много недостатков и самый главный - если каким-то образом “зараза” попала под изоляцию, то ты оказываешься беззащитен. Это как всю жизнь проходить в резиновых перчатках. Шансов схватить бациллу гораздо меньше, но если таки схватишь, то внезапно оказывается, что у тебя вообще нет антител.
По сектансткой теме, наблюдаю как минимум три слоя слоя изоляции: “сразу нет любой религии”, “сразу нет любым общинам” и “да - маленькому добру, сразу нет добру большому”.
Про общины сначала, ибо неочевидно.
Когда сообщество имеет некую идеологию, например, “спасение редких видов животных - самая важная задача человечества”, то общение с его членами на “идеологические” темы может быть не самым приятным. Тут и нетерпимость всплывает и нездоровый блеск в глазах и т.д. Но совсем другое дело, если смотреть на жизнь внутреннюю, общинную.
Если не брать не идеологическую сторону, а вполне бытовую, с кухней, с закупкой продуктов, с распределением обязанностей, с общением в коридоре и прочее, то оказывается, что быт некоторых “сектантских” сообществ невероятно похож на коммунистический рай, в самом хорошем смысле этого слова. Вообще, когда люди в общении друг с другом придерживаются одного и того же высокого этического стандарта, с которым они согласны, который они сами же выбрали, то быт и общение становятся невероятно комфортными. Искренность, внимание друг другу, понимание с полуслова, поддержка во всяких бытовых мелочах, ответственность, такое в своей собственной семье многие не видят, чего уж говорить о социуме вообще. А сторонний человек, попавший внутрь, получает всё тоже самое вдвойне, причём вполне искренне, ведь он в сообществе новый, а потому интересный. Человек неподготовленный потом выходит в мир ошарашенным, насколько чудовищно искажено его понятие нормы, насколько нездоровы и болезненны его ежедневные контакты людьми.
И опять таки, если это первый опыт наблюдения здоровой коммуны, то очень велик шанс вернуться в её лоно, даже особо не разобравшись, какому богу они молятся.
Тема самоизоляции от религии просто по факту того, что это религия очень многогранна. Но суть та же. Те, кто вообще избегал контакта с какой-либо верой на серьезном уровне, как правило сами давно и прочно увязли в системе верований. Но своя собственная “религия” находится внутри “резиновых перчаток”, поэтому осознаваться как религия не может.
Например, тот, кто ни разу всерьез не молился, может наивно полагать, будто у него никогда не было религиозных откровений. А они были. И давно стали неосознаваемой и неотторжимой частью мышления. Копнёшь какого-нибудь прожжёного технаря-позитивиста, а там непереваренный шок от столкновения “с великой и всеобъемлющей гармонией чисел”, и тлеющее, но не забытое чувство приобщения к истине, которое не будет продано ни за какие рациональные коврижки. И перед этим откровением он абсолютно беззащитен, он не умеет вписать его в свой мир, поскольку не признаёт за иррациональное откровение. А потом, глядишь, уже не просто любитель науки, а сформировавшийся технофашист.
И откровения - только один пласт. Тысячи их.
Про “сразу нет большому добру” пока писать не буду. Это сильно эмоциональная для меня тема. Может, в другой раз.
***
Да. Надеюсь, никому не показалось, что я тут агитирую в секты вступать для вырабатывания иммунитета. Не надо так делать. Как делать надо, я советовать не рискну. Но сам стою на позиции, что если можно получить опыт безопасно, имеет смысл его получить.