О вере в христианстве и атеизме

Apr 01, 2017 16:22

Наконец-то прояснил для себя тему веры в христианстве. Никогда не понимал, почему она так важна, почему ей столько уделяется внимания, да и суть самого слова не понимал. Теперь, кажется, понял. Сейчас, на правах ненастоящего сварщика, постараюсь изложить.

Внешняя сторона веры состоит в том, чтобы поддерживать свои убеждения твёрдыми, даже если обстоятельства к тому не располагают. Внимание! Речь не идёт об отбрасывании фактов, которые идут вразрез убеждениям. Закрывать глаза на правду очень плохо (об этом позже), а речь идёт вот о чём:

Допустим, ты посмотрел фильм “Мертвец” (или любой другой) и воочию убедился, что Джонни Депп гениальный актёр. Сразу после просмотра фильма это лишь знание. Но через месяц это уже вера, т.к. знания в несовершенном человеческом мозгу склонны затираться эмоциональными впечатлениями и прочими настроенчискими мотивами. Однажды, например, ты полетел в Америку и столкнулся с Джоном на голливудском бульваре, случайно наступив великому актёру на лакированный ботинок. А Джон, например, тебя грязно обматерил и плюнул за шиворот. После такого называть его гениальным актёром будет куда сложнее, хотя игра в “Мертвеце” НИКАК не была затронута этим поступком. Плевок Деппа был испытанием для веры. Человек сильной веры продолжит считать его сильным актёром, пусть и свиньёй. Человек слабой веры перезатрёт знания новой эмоцией.

Или есть у тебя причины доверять жене. Эти причины - знание её характера и ваших отношений. И тут у одного друга жена ушла к своей школьной любви, у другого к богатею, а у третьего не ушла, но, оказывается, встречалась весь год с мужской частью филармонического оркестра. И тут ты начинаешь терзаться сомнениями и устанавливаешь в телефон супруги программу-шпион. Что случилось? Знания, на которых было основано доверие никуда не исчезли, но исчезла вера в эти знания.

Т.е., согласно концепции веры, при возникновении сомнений ты должен спросить себя: “почему я верил?” и “случилось ли что-либо, относящееся к этим причинам?”. Если знания, стоящие в основе веры, остались нетронуты новыми фактами, тогда нужно продолжать верить. Конечно, если Депп признается, что вместо него во всех фильмах играли Хабенский и компьютерная графика, тогда базовые знания действительно затронуты и веру надо пересматривать.

В этом смысле, вера в Бога подвергается испытаниям в большей степени, чем любая другая. Факты, лежащие в её основе, как правило очень личные, персонифицированные и существует не очень много слов для их описания, даже для описания самому себе. Они могут “перетереться” даже просто длительным отсутствием внимания к вечным ценностям. Поэтому, поддержание веры очень важно. Важен непрекращающийся поиск, важно напоминать себе о причинах принятия веры и т.п.

Вера - добродетель, и она важна, вне зависимости от того, верующий человек или атеист. Потому как, повторюсь, она помогает поддерживать свои убеждения твёрдыми, даже если обстоятельства к тому не располагают. Ок. Но, бывает же так, что вера делает человека круглым идиотом. А ещё бывают фанатики, поведение которых откровенно деструктивно. И даже при таких условиях вера - добродетель? Теперь я знаю ответ на этот вопрос.

Вера гармонично работает только в комплексе с надеждой, любовью и мудростью. Мудрость - это ограничивающее и разделяющее начало. Без мудрости вера слепа, т.е. человек продолжает верить в то, что опровергается фактами и боится смотреть в глаза правде. Веру же в правдивое мудрость не ослабляет, а только усиливает. Вера без любви рождает фундаментализм. Такая вера и её носители как раз и порождают основные страхи перед религией и порождают не зря. Вера без надежды костна, не развивается, не впитывает новые знания, становится сакральной, клерикальной, закрытой, уделом избранных.

С т.з. христианства, есть и более глубокий слой веры. Я не рискну писать про него подробно, потому что не хочу своим неуклюжим изложением портить имидж огромного и очень важного пласта знаний. Но совсем не писать тоже не могу.

Вера, надежда любовь и мудрость не просто добродетели, это целые каналы, через которые в нас отображаются божественные свойства. Если вы не верите в Бога (увы), тогда понять будет труднее, но можете представить себе просто каналы реализации ваших представлений о мире.

Вера отображает Божье всемогущество. Мы верим, потому что видим, потому что чувствуем Его силу. И, наоборот, любая вера делает нас сильнее и цельнее. Даже учёный-позитивист видит непреодолимую силу физического закона и законов логики и верит в них. Стивен Хокинг, Элиезер Юдковский - атеисты, но в тоже время люди очень сильной веры. Повторюсь, вера позволяет поддерживать свои убеждения твёрдыми, даже если обстоятельства к тому не располагают.

Мудрость отражает Божье всеведение. Мудрый человек кажется всезнающим. Христианин видит, что Бог везде. Учёный-позитивист видит, что физический закон и логика повсеместены и всепроникающи, на них можно положиться. И тот другой получают свою долю заёмной мудрости. Но “больше” получает тот, чьё всеведенье “лучше”.

Любовь, естественно, отражает всеблагость. Проходя через нас, любовь даёт нам силы желать добра всем людям. С т.з. позитивиста мир не добр и не зол, доброта/зло это чисто чисто человеческое качество. Т.е. если атеист будет считать человечество значимой частью вселенной, у него есть шанс открыть канал для любви. Если нет - скорее всего придёт к интеллектуальному шовинизму или технофашизму.

Надежда “подключена” сразу ко всем свойствам. Благодаря знанию о всеблагости, можно рассчитывать, что Бог хочет нам добра. Благодаря знанию о всеведении, что Он знает о наших чаяниях, и, благодаря всемогуществу, может их осуществить. Надежда - комплексный канал, делающий нас одухотворёнными. Тут я затрудняюсь сформулировать оценку для атеистического видения, но, думаю, по аналогии, понятно.

Вот, примерно так я сейчас вижу эту тему.

По делу, Наблюдения, Вера, Психо

Previous post Next post
Up