Ответственными - не рождаются, а становятся

Jan 14, 2014 10:14




Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии - и воспитывать. Это довольно сложное волевое качество, заключающееся в умении управлять самим собой, придерживаться общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и отвечать за свои поступки и их последствия.

Чтобы ребенок вырос ответственным, нужно формировать у него добросовестное отношение к выполнению заданий и обязанностей, развивать умение предвидеть конечный результат, формировать желание брать на себя сложные дела и не бояться нести за них ответ. Составляющими ответственности является способность к сопереживанию, честность, справедливость, принципиальность, настойчивость, усердие, стойкость, выдержка.



Ответственность формируется у детей уже в дошкольном возрасте. Так, например, к пяти годам  ребенок уже вполне может усвоить и способен соблюдать определенные правила, установленные в обществе.

Наиболее востребованной ответственность становится в период поступления ребенка в школу. Ведь первокласснику приходится длительное время сидеть за партой и слушать учителя, выполнять школьные требования, делать задания и уроки, которые, возможно, и не всегда хочется делать. И многим новоявленным ученикам из-за недостаточной произвольности поведения и несформированности волевых качеств, сложно влиться в школьную жизнь. Такие дети быстро отвлекаются, не слушают учителя, занимаются своими делами, могут прогуливаться по классу во время урока и жить "от перемены к перемене".

Давайте поговорим о том, как же формировать ответственность у детей

Игры с правилами

Вопросом формирования ответственности у детей занимался швейцарский психолог и философ Жан Пиаже. Он считал, что благодаря детским играм, дети усваивают образцы социального поведения и воспитывается ответственность. Знакомясь и исполняя правила различных игр, ребёнок приобретает опыт общения и взаимодействия. Так, если девочке в игре, достается роль мамы, то и вести себя она будет соответственно этой роли: будет готовить, убираться, кормить ребенка, ухаживать за ним, гулять и т.д. Причём будет делать это с удовольствием, а не по принуждению.

Психолог Д.Б.Эльконин провел эксперимент со своими двумя дочерьми 5 и 7 лет. Он предложил им играть в "любящих сестёр". Следуя правилам игры, девочки практически перестали ссориться, стали делиться игрушками, общались доброжелательно, с нежностью, со временем перенеся такое поведение в привычное и постоянное.

Личный пример родителей

Ребенок с малых лет перенимает у взрослых манеру поведения. Формирование ответственности начинается со стиля воспитания: авторитетного, попустительского или авторитарного.

При авторитетных доверительных отношениях между родителями и ребенком, последний чаще обращается к родителям за поддержкой и советом. В таком случае родителям не составит труда привить ребенку хорошие манеры, навыки общения, ответственность за свои поступки, обязательность, а также внушить ребенку осознание необходимости и важности выполнения поручений.

При чрезмерной опёке или авторитарном стиле воспитания дети становятся слишком зависимыми от родителей и не способны на ответственные поступки.

Похвала и поощрения



Похвала используется как поощрение и закрепление положительного поведения. Ребенок будет стремиться повторять те действия, которые приводят к похвале. Похвала должна носить конкретный характер, иметь определенный адрес, а не сообщать ребенку то, что он вообще хороший. "Ты хороший мальчик" - так говорить не стоит. "Мне нравится, как хорошо ты сегодня убрал свою комнату" - так гораздо лучше. Родителям следует не упускать возможности похвалить ребенка за хороший поступок, чтобы внушить ребенку мысль о том, что все его действия, как положительные, так и негативные, приводят к неизбежным последствиям.

Негативное поведение и его последствия

Родители должны предоставлять ребенку возможность испытывать в разумных пределах неприятности от своих необдуманных поступков. Так, если ребенок не хочет убирать игрушки, то однажды игрушки могут "обидеться" на ребенка и уйти от него к другому ребенку.

Нужно учить ребенка способам исправления своих промашек. Если вы поругали ребенка за разлитую чашку компота - считайте, что вы сняли с него всякую ответственность за его поступок. А вот если вы вместе с ним расстроились о появившейся на полу луже, вместе придумали способ устранения данной неприятности и показали ребенку, как вытереть разлившийся компот - тогда вы сделали шаг в сторону воспитания у него чувства ответственности.

Чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи.

5-7, Дарья Колдина, 2-3, 4-5, 3-4, статьи, 1-2

Previous post Next post
Up