![](http://shkola7gnomov.ru/upload/image/4079244361_417ecf71ba.jpg)
Наблюдения за живой и неживой природой, за
природными сезонными изменениями развивают в детях память, внимательность, умение видеть красивое и воспитывают бережное и вдумчивое отношение к окружающему миру.
Осенние прогулки Гуляя на улице, обращайте внимание ребенка на то, что изменилось по сравнению с летом:
- Скажите ребенку: «Помнишь, летом было жарко и тепло, а сейчас как стало?»
Поговорите о летней и осенней одежде: «Когда летом было жарко, мы ходили в футболках и шортах, а что мы теперь одеваем?»
- Объясните, почему стало холоднее (на небе - серые тучи, они мешают солнцу светить).
- Во время дождя скажите ребенку, что погода «хмурится», на небе тучи. Предложите ему подставить ладошку: «Чувствуешь, как капают капельки дождя «кап-кап-кап»?»
- Обратите внимание ребенка, что после дождя на дорогах лужи и надо надевать резиновые сапоги.
- Спросите: «Какого цвета стали листья на деревьях?».
- Обратите внимание на сильный ветер, он сдувает листья с деревьев, получается листопад. Во время ветреной погоды можно поиграть с «вертушкой».
- Предложите ребенку послушать пение птиц. Не слышно. Многие птицы улетают в теплые края. Объясните малышу, почему они вынуждены покидать свои дома (нет корма и холодно). Покажите стаи улетающих птиц.
- Спросите: «Видно ли бабочек, жучков, мух?». Что-то нет их. Расскажите, что насекомые
осенью прячутся в щели домов, под кору деревьев, под опавшую листву и спят там до прихода весны.
- Поговорите о том, как звери готовятся к зиме: белка запасает грибы и орехи, медведь наедается перед спячкой, делает себе берлогу.
- Поздней осенью, выйдя на утреннюю прогулку, обратите внимание крохи на иней и на лужи, покрывшиеся корочкой льда.
- Почитайте ребенку
стихи на тему осени; например, такие: К. Бальмонт «Осень», А.Кольцов «Дуют ветры», С.Михалков «Овощи», М.Ходякова «Если на деревьях листья пожелтели», И. Винокуров «Ходит осень», В.Степанов «Осень идёт».