Эрмитаж по понедельникам

Mar 26, 2016 10:49

Оригинал взят у bloha_v_svitere в Эрмитаж по понедельникам
Продолжаю рубрику "Эрмитаж по понедельникам". И сообщаю заинтересовавшимся ею читателям: для этой рубрики буду ставить тэг "понедельник", чтобы не путать его с другими многочисленными уже заметками про Эрмитаж в моем журнале.

Как Эрмитаж Леонардо да Винчи купил и потерял

В 1850 году на аукционе собрания короля Нидерландов Виллема II Эрмитаж купил картину Леонардо да Винчи "Коломбина, любимица Франциска I". За нее было уплачено 40.000 гульденов, что составляло примерно 32 тысячи рублей. И это была самая высокая цен, которую русская казна заплатила во время аукциона. Эрмитаж наконец-то приобрел Леонардо! Только сейчас эту работу Леонардо да Винчи вы в музее не найдете... Что случилось? Украли во время взятия Зимнего дворца? Продали жадные до денег большевики? Потеряли во время Великой Отечественной войны?

День 12 августа 1850 года Голландия считает днем национального бедствия. В этот день в Гааге начался аукцион, на который была продана коллекция короля Виллема II, скончавшегося годом ранее.



После смерти короля, жившего, как говорится, не совсем по средствам, остались огромные долги, которые угрожали семье финансовым крахом. Вдова, королева Анна (дочь императора Павла I и сестра императора Николая I), написала в Петербург умоляющее письмо:



"Милый брат, дорогой и любезный друг, ты, конечно, понимаешь, что только обстоятельства крайней необходимости вынуждают меня нарушить наше общее горе и говорить с тобой о вещах материального свойства. ... Долги составляют 4,5 млн. гульденов [примерно 3.5 миллиона рублей]. Для их уплаты нам нужно будет продать всю землю и недвижимость в этой стране, поэтому я обращаюсь к тебе, любимый брат и друг, с просьбой, чтобы ты в этот роковой час согласился купить собранные Виллемом картины, к которым ты так привязан".

Между тем, оказалось, что картины, которые Анна Павловна предлагала купить, уже были отданы в залог Николаю I: в 1848 году король Виллем II взял у брата своей жены ссуду в миллион гульденов (примерно 540 тысяч рублей серебром) под залог картин. Саму же коллекцию король оценил в 2 миллиона гульденов После внезапной смерти короля наследникам надо было вернуть в Россию или деньги или картины. Государь император выразил согласие "взять галерею за долг, но безо всякой доплаты". Для этого в Гаагу был отправлен профессор Академии художеств П.А. Басин "для осмотра означенной галереи, составления каталога картинам с оценкою, для приема их и укладки при отправлении в Петербург". В Гааге ему предъявили 186 картин, он их внимательно осмотрел и составил полный список с ценами и краткими характеристиками. Полностью всю галерею он оценил в 654 150 рублей серебром (примерно 1 миллион 400 тысяч гульденов).

Но вступающий на престол принц Хендрик и великая герцогиня София не были согласны отдаль галерею за долги - все-таки покойный папа оценил галерею в 2 миллиона гульденов, и они были заинтересованы получить эту сумму. Поэтому они погасили русский долг (деньги дал брат умершего короля принц Фредерик) с набежавшими процентами, и объявили о предстоящей распродаже королевской коллекции на аукционе.

На аукцион приехали многочисленные музейные агенты со всей Европы, ажиотаж был необычайным. Газеты писали: "Святотатство свершилось. Наша страна навсегда потеряла сокровища, собранные оплакиваемым государем и бывшие для нас памятником его вкуса,либерализма и любви к изящным искусствам. При попустительстве правительства и нации их распродали на публичном аукционе".



Выручка, однако, составила...771059 гульденов - почти в три раза меньше суммы, на которую рассчитывали наследники! А Эрмитаж приобрел 13 картин за сумму чуть превышающую 100 тысяч рублей серебром, из которых треть была уплачена за картину Леонардо да Винчи.

10 сентября 1850 года картины были выставлены на обозрение Николая I в Зимнем дворце

П.А. Басин, который был своеобразным "художественным комиссаром" от России на этом аукционе, характеризовал работу Леонардо да Винчи как "превосходную картину сего мастера". Его коллега Т.Л. Нефф был более сдержан в оценках что представляется само по себе странным (не забудем, они характеризовали Леонардо!): "Хотя картина сия составляет большую редкость и достойна внимания по имени бессмертного мастера, но некоторые частности оной, именно зелено синий цвет одежды, по соображению с высокой оценкой за оную, не удовлетворяют вполне желанию". Ишь какой, "зелено синий цвет" его не удовлетворил!

Эта картина и поныне занимает почетное место в итальянской коллекции Эрмитажа:



Прелестная молодая женщина держит в руке цветок аквилегии (по-английски colombine), отсюда - одно из названий "Коломбина". Иногда ее называют "Флорой", "Тщеславием", "Женским портретом". Есть еще версия, что для этого образа позировала небезызвестная Мона Лиза Джоконда. Обнаженная грудь дамы, подбор и символика цветов свидетельствуют, что художник изобразил mогиню плодородия. Например, в складках плаща - анемоны, которые являются знаком смерти и обновления. Ветка жасмина - намек на утраченное целомудрие.

А в 1899 году ее атрибутировали как работу ученика Леонардо да Винчи - Франческо Мельци. Так Эрмитаж лишился картины Леонардо да Винчи...

Из книги: Виллем II и Анна Павловна. Королевская роскошь Нидерландского двора: Каталог выставки. СПб., 2013.

экспонат, Зоррш, музыка, 100500

Previous post Next post
Up