Смех как оружие: Владимир Сорокин

Feb 15, 2016 10:07

Оригинал взят у kmi9 в Смех как оружие: Владимир Сорокин


Введение

Первым делом для иллюстрации технологии, предложенной Бахтиным, я хочу рассмотреть творчество современного автора Владимира Сорокина.

Почему именно его?

Приведём цитату из учебника для студентов МГУ под редакцией Н.Л. Лейдермана «Поэтика Владимира Сорокина (р. 1955) представляет собой наиболее последовательный пример концептуализма в прозе. Как признается сам Сорокин, для него важна мысль философа Мишеля Фуко о тоталитарности любого дискурса, так как любой дискурс "претендует на власть над человеком. <...> Он гипнотизирует, а иногда - просто парализует".»

Чтобы понять этот текст, разберёмся, что такое дискурс.

Дискурс - это «в современной французской философии постмодернизма - характеристика особой ментальности и идеологии, которые выражены в тексте, обладающем связностью и целостностью и погруженном в жизнь, в социокультурный, социально-психологический и др. контексты.» Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

Т.е. наличие в тексте дискурса, свидетельствует грубо говоря, о том, что это текст О ЧЁМ-ТО. И это «о чём-то» по мнению Мишеля Фуко является тоталитарностью, гипнотизирующей и парализующей.

Сорокин же рассматривает именно соцреалистический дискурс. И занимается его деконструкцией, т.е. разрушением (высвобождением от власти дискурса). Почему именно соцреалистический? Этому есть три основные причины:
  1. Властная - в буквальном, политико-идеологическом смысле - семантика соцреалистического стиля еще абсолютно свежа и актуальна.
  2. В русской культуре нет другого такого стиля, который по самой своей природе в таком чистом, рафинированном, виде представлял бы собой манифестацию всеобъемлющей ВЛАСТИ.
  3. Как утверждает Катерина Кларк, в основе сюжетов соцреализма лежат традиционные мифы и прежде всего мифы инициации.
Чтобы понять, о чём говорит К. Кларк, приведу развёрнутую её цитату, описывающую рассказ «Сергей Андреевич»:

«Выпускники школы в последний раз идут в поход вместе со своим учителем. Ситуация похода в сочетании с окончанием школы соответствует первой фазе инициации - отделению неофита от прежнего, знакомого ему, окружения. В центре - собственно "переход", материализованный в системе наставлений Учителя ученикам. Наставления эти обозначают стандартную для соцреализма иерархию ценностей. В этих стереотипных поучениях четко заданы онтологические (природа - техника - человек), социальные (школа - институт - фабрика) и индивидуальные (величие простого человека) ориентиры соцреалистического дискурса. Одновременно проводится "испытание магического знания", также неотъемлемое от ритуала инициации. Испытание выглядит как простая проверка знаний о звездном небе - но в знаковой системе соцреализма звезды четко соответствуют высоте романтических устремлений. Показательно, что только один ученик, Миша, выдерживает это испытание. Кульминацией рассказа вполне логично становится завершающее "поиск" ритуальное приобщение. Эту роль исполняет натуралистическая сцена экстатического поедания учеником экскрементов своего учителя.»

Эти слова являются ещё одним подтверждением слов Константина Мельника о религиозности советской идеологии. Получается, цель Владимира Сорокина заключается в деконструкции всего религиозного, что было в коммунизме.

В предыдущей статье я указывал, что смех (у Фрейда - остроумие) действует как таран, который пробивает защиту у слушателя, без которой становится проще донести нужные рассказчику смыслы. Так же происходит и в этом рассказе. Мы проникаемся той обстановкой, которую создаёт автор, проникаемся этим мифом. И в кульминации его ждём нечто благое, высшее. Сорокин же сбрасывает нас в мерзостную сцену материально-телесного низа тем самым уничтожая всё, связанное с высоким.

В рассматриваемом произведении есть все основные для Карнавальной культуры Бахтина слагаемые. Перевёрнутый верх и низ, гротеск (как совмещение несовместимого), торжество материально-телесного. И, конечно, борьба с официальной серьёзной культурой (соцреализма). То основное, что больше всего нужно Бахтину. Единственное, в этом произведении нет самого смеха. Но, на мой взгляд, это объясняется в основном тем, что для смешного необходимо остроумие, а его автору не хватает. Владимир Сорокин как заправский инженер, лишь добросовестно воплощает схему (концепт) в жизнь.

хуево, Книги, Хуйня

Previous post Next post
Up