О чужих странах и людях

Nov 07, 2015 07:55

Оригинал взят у soltem в О чужих странах и людях

Я всегда подчеркиваю контекстный смысл музыки. Для меня музыка вне контекста вообще лишена какого-либо смысла, как ни странно кому-нибудь это может показаться. Потому что я давно согласился, что музыка - это одно из средств общения, коммуникации между людьми. У неё нет никакого значимого наполнения вне пределов эмоционального человеческого круга. Собственно, и поведение отдельного человека мне интересно в контексте его жизненных обстоятельств. Вот, например, кто-то небогат, живет в стесненных условиях, но проявляет высокие человеческие качества. Разве будет мне более интересно на фоне этого человека поведение какого-нибудь отпрыска, баловня судьбы, который родился богатым и просто чудит с деньгами? Или жизнь какого-то политикана, наделенного властью? Да что там для меня там может быть интересного, какие вершины человеческого духа! Любопытно действие в игре, оригинальность или смелость следующего хода в имеющейся позиции, а не просто расстановка фишек. Кстати, говорят, что за последние тысячи лет объем человеческого мозга сократился на 10%. Наверное, по причине более комфортной жизни, не требуется голову сильно напрягать, чтобы избегать опасностей для жизни. Так что ничего особо интересного во внутренней жизни "состоявшегося человека" для стороннего наблюдателя может и не оказаться.


Вероятно именно контекстность привлекает меня в вопросе обучения взрослого человека музыке. А как он поведет себя в этой чрезвычайно сложной сфере человеческих способностей? А зачем он берется за это почти безнадежное (судя по статистике) и затратное дело, которое не обещает в будущем никакого финансового результата? Что им движет? Как он рассуждает? А что он запоёт через год… через два…? Этакое «в чём правда, брат?».

Одновременно, наблюдение за тем, где и в каком количестве появляются такие люди, полагаю, позволяет как-то прикидывать развитость и духовное здоровье общества. В России, к сожалению, оно не на высоте. Сколько там сейчас процентов мировой суши за страной? А где же любители пианисты? Я не знаю такого места в интернете, где они собираются и ведут хоть какое-то маломальское общение. Либо ступор как на форуме http://www.forumklassika.ru/forum.php, либо какой-то подростковый флуд как на http://www.musicforums.ru/klavishnik/ или в разрозненных группах в «ВКонтакте». Из 130 человек, которые записались ко мне в фейсбучную группу «Пианисты-любители» за два-три года, дай бог, если наберется двадцать человек, которые действительно живут в России и изучают на любительском уровне игру на фортепиано. Да и продолжают ли ещё изучать - не особенно уверен, так как голоса они не подают. Может и не надо ничего обсуждать пианисту-любителю в интернете? Сиди себе тайно в своей квартире и ковыряйся потихоньку с пианино? Но музыка ведь есть общение и коммуникация! Почему в других странах что-то шевелится, и любители активнее предлагают послушать себя и навести критику их игры?

В наше время интернет технологий так просто завести где-то свой личный виртуальный уголок, обставить его собственноручно выращенными цветами исполненной музыкой, и звать всех к себе в гости на чай с плюшками. И обязательно с беседамий. Может быть интернет форумы не совсем исчерпывающий формат для ненавязчивого представления себя, но вот такие личные веб страницы, позволяющие «дружить домами», мне кажется, очень хорошее и правильное направление. Да мне во много раз интереснее будет заглянуть к какому-нибудь любителю «на огонек», чтобы посмотреть и послушать, что нового произошло с ним за прошедший год, нежели посещать сайт какого-нибудь Мацуева или Кисина. С профессионалами многое понятно. А вот с любителями нет - всегда остается интрига.

Вот, к примеру, уголок 66-летнего австралийца Джона Харрисона: http://harrisonsphotography.com.au/wp/ Джон начал изучать игру лишь четыре года назад, сначала несколько месяцев пытался обучаться сам, но потом стал брать уроки у учителей. Мне приятно было обнаружить на его странице его собственные рассуждения, которые проявились в ходе углубления в процесс обучения. Как он понял тщетность и неуместность вопроса «Сколько времени требуется взрослому, чтобы научиться играть?», как он преодолел парализованность руки после дорожной аварии, как он радуется просто возможности играть, какими советами и наблюдениями он готов поделиться.

И вот пример его игры. Меня его игра задела. 66-летний старик, начавший учиться в 62 года, немного ошибающийся и неровно играющий, а притягивает внимание! Он, действительно что-то рассказывает о себе... (Роберт Шуман: "О чужих странах и людях")

image Click to view



И для сравнения, а также для курьёзного сопоставления, технически совершенная игра от некоего таинственного Милана Джелена, который записался несколько дней назад в ФБ группу «Пианисты-любители». Возьмем для простоты тот же этюд Шопена, который исполнялся мальчиком с бумажным мешком на голове, представленным мной пару постов ранее.

image Click to view



Что-нибудь заметили?... Я полагаю, что весь Youtube канал этого Милана состоит из сгенерированных компьютером звуковых файлов. То есть не только тембр инструмента электронный (что простительно), но набор нот производился пошагово или в чрезвычайно замедленном темпе через MIDI сообщения. Получили техническое совершенство. А достаточно ли нам только технического совершенства?



Previous post Next post
Up