Строительство современного Музейного комплекса вблизи Соловецкого монастыря
Как сообщает член президентского совета по культуре и искусству Константин Михайлов на сайте
"Хранители Наследия", Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО «подтверждает высказанную ранее озабоченность относительно неуместного расположения Музейного комплекса и настоятельно призывает государство-участника незамедлительно прекратить строительство, демонтировать уже построенные части здания и рассмотреть более подходящие проект и место расположения Музея, после чего представить доклад в Центр Всемирного наследия к 1 декабря 2016 года, для рассмотрения».
Это ровно то, в чём российские эксперты и градозащитники два года безуспешно убеждали Министерство культуры. По мнению К. Михайлова, эта резолюция, принятая
закончившейся на днях 40-й сессией Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в Стамбуле, должна, наконец, поставить точку в затянувшейся авантюре со строительством нового музейного комплекса на Соловецких островах, в зоне прямой видимости ансамбля Соловецкого монастыря.
Напомним, что эта проблема была поднята К. Михайловым
на заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству 25 декабря 2015 года. В начале апреля 2016 года увидели свет
поручения Президента РФ по итогам этого заседания. Одно из поручений, адресованное главе правительства Д. Медведеву, гласит: «Обеспечить соблюдение положений Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 год), требований практического руководства по выполнению указанной Конвенции, а также решений Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в отношении включённых в Список всемирного наследия ЮНЕСКО объектов культурного наследия, расположенных на территории Российской Федерации». К. Михайлов выражает осторожную надежду на то, что прямое поручение Президента России Правительство РФ, Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО и, в особенности, Министерство культуры РФ не посмеют игнорировать, и “соловецкий приговор” ЮНЕСКО будет приведен в исполнение.
По мнению К. Михайлова, теперь предстоит разобраться, кто отвечает, кто довел ситуацию до той стадии позора, что Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО вынужден в очередной раз защищать Соловецкий монастырь от его российских “хранителей”, до принятия официальной резолюции, осуждающей даже не бездействие, а сознательные действия российской стороны, оказывающие, в терминологии резолюции, “негативное воздействие” на ценность объекта Всемирного наследия.
Текст проекта резолюции по Соловкам был
заблаговременно опубликован на официальном сайте ЮНЕСКО (пункт 56). Проекты документов по трем российским памятникам Всемирного наследия (Соловецкий архипелаг, Исторический центр Ярославля и Кижи) были
одобрены сессией без обсуждения. И в самом деле, что еще с нами обсуждать, если эксперты ЮНЕСКО и ИКОМОС, приезжавшие в Россию в 2014-2016 гг. для мониторинга объекта, неизменно критиковали проект музейного комплекса, а российская сторона простодушно прикидывалась Васькой, который слушает, да ест, то есть строит и строит.
Хорошо еще, что сессия Комитета Всемирного наследия не стала применять крайнюю меру и включать Соловки в список «наследия под угрозой», но резолюция Комитета Всемирного наследия абсолютно недвусмысленна.
Вспоминая предысторию строительства Музейного комплекса, К. Михайлов с горечью пишет о многочисленных упущенных Министерством культуры возможностях прислушаться к голосу разума, задуматься об историко-культурном ландшафте островов и роли ансамбля Соловецкого монастыря, которую никак нельзя было умалять появлением по соседству с ним такой внушительной постройки. "Но от всех заседаний лета 2014 года у меня осталось четкое ощущение, что все эти и подобные им историко-культурные материи при принятии решения рассматривались в лучшем случае как третьестепенные. И Министерство культуры на всех развилках упорно выбирало вожделенное строительство, строительство, строительство".
Заключительная часть статьи К. Михайлова нам представляется не менее важной, чем её начало, поэтому приведём её полностью:
"В любой беседе о соловецком строительстве весь последний год я неизбежно слышу один и тот же аргумент, один и тот же вопрос: как же это разбирать, ведь на стройку потрачены бюджетные деньги, ведь это сделано по госконтракту? И второй вопрос: традиционный: а где же вы раньше были?
Начну со второго: не выйдет, господа. Вас предупреждали с самого начала. Вас уважаемые эксперты заклинали этого не строить, пока еще стройка не началась. Вам два с лишним года назад предъявляли все те аргументы, которые содержатся в решении Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО 14 июля 2016 года. Сделать вид, что прозвучал гром среди ясного неба, не удастся.
Панорама приостановленного строительства Музейного комплекса на Соловках. Лето 2016.
А теперь про деньги, про десятки миллионов рублей. Это серьезный вопрос, но только не нужно задавать его не по адресу. Кто отвечает? Это вопрос к тем, кто голосовал за этот проект на коллегии Минкультуры РФ. Это вопрос к тем, кто выдавал разрешение на строительство. К тем, кто рассказывал в газетных интервью и публичных собраниях, что строительство остановлено.
Я не прокуратура и не могу решать, является ли строительство на территории объекта ЮНЕСКО, приводящее два года спустя к официальной резолюции Комитета Всемирного наследия с «настоятельным призывом» демонтировать построенное - нецелевым использованием средств государственного бюджета. Но как журналист, я не могу не задать этого вопроса.
И наконец, с момента принятия резолюции Комитета Всемирного наследия прошла почти неделя, а мы так и не услышали пока никакой официальной реакции Министерства культуры РФ. Хотя бы очень простой: «Да, мы совершили ошибку». Или чуть более сложной: «Мы будем исполнять это решение так-то и так-то».
Молчание, может быть, и знак согласия, но в данном случае невозможно делать вид, что ничего не случилось.
А пока что единственным публичным последствием принятия резолюции ЮНЕСКО остается появившееся в архангелогородских газетах
извещение об отставке главного архитектора Архангельской области Дмитрия Яскорского, участника разработки и обсуждений соловецкого музейного проекта. СМИ региона напрямую связывают ее с «соловецким скандалом».
История строительства Музейного комплекса в Соловках, изложенная К. Михайловым, в подробностях повторяет происходящее в Санкт-Петербурге с другим объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, где жители и градозащитники с 2012 года пытаются остановить незаконное строительство 8-этажного элитного многоквартирного дома на набережной р. Мойки, 102 напротив знаменитой Новой Голландии и в двух шагах от прославленного Мариинского театра. И в Санкт-Петербурге, столкнувшись даже не с бездействием, а с сознательным противодействием властей и органа охраны культурного наследия, оказывающих, по терминологии ЮНЕСКО, "негативное воздействие” на уникальную ценность объекта Всемирного наследия, видные представители культуры и градозащитного движения
обратились к ЮНЕСКО с призывом вмешаться и потребовать от руководства города и государства остановить незаконное строительство, угрожающего уникальной целостности объекта всемирного наследия ЮНЕСКО - "Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников".
Панорама участка на набережной р. Мойки 102, с возобновлённым строительством 6-этажного клубного дома Арт Вью Хаус на 24 квартиры и 47 машиномест по проекту Евг. Герасимова. Июль 2016 года.
Об этом противостоянии мы регулярно рассказываем читателям журнала. По случайному ли совпадению, или нет, но в обоих случаях незаконное строительство пытались осуществить на территориях с трагической историей, где в прошлом содержались заключённые: печально знаменитый СЛОН на Соловках и не менее известный Литовский замок в Санкт-Петербурге. Зло притягивает зло. Надеемся, что после решения Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО с Министерства культуры и властей Санкт-Петербурга слетит, наконец, подозрительно долгое оцепенение и незаконное строительство элитного комплекса Арт Вью Хаус на набережной р. Мойки 102 также будет прекращено. До вмешательства ЮНЕСКО и до того, как сотни миллионов освоенных подрядчиком денег лягут тяжёлым бременем на городской бюджет.
Источник:
К. Михайлов. Соловецкий приговор См. также:
Жители Северной Коломны намерены блокировать стройплощадку элитного комплекса Арт Вью Хаус на МойкеСм. также:
ЮНЕСКО потребует остановить незаконную стройку на набережной Мойки 102См. также:
В суде обжаловано продление Стройнадзором разрешения на строительство на Мойке 102