Набережная реки Мойки дом 104. Свой нынешний вид дом принял в 1840-х годах, когда в ходе перестройки в него был включён одноэтажный каменный флигель XVIII века, выходивший лицевым фасадом на Мойку. По мнению исследователей в нём в 1780-1790-х годах располагалась библиотека А. И. Мусина-Пушкина, в которой хранилось "Слово о полку Игореве" и многие другие уникальные памятники отечественной литературы и истории.
Под давлением общественности наметилось положительное решение вопроса по восстановлению "Дома А. И. Мусина-Пушкина" в перечне выявленных объектов культурного наследия.
Напомним, что до 2001 года дом по набережной р. Мойки 104 состоял на учёте в КГИОП по "Списку вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" и находился в Объединённой охранной зоне центральных районов Санкт-Петербурга. В ответе на запрос жителей первый заместитель председателя КГИОП Таратынова О. В. сообщала письмом от 05.05.1999 № 7/2010: "Здание построено по проекту архитектора Н.П. Гребёнка и инженера-капитана Трувеллера в 1840-х годах в стиле "классицизм" и имеет значительную архитектурную и художественную ценность. В целом здание сохранило своё объёмно-планировочное решение в соответствии с авторским замыслом". Как следует из письма Таратыновой О. В., по мнению КГИОП в 1999 году дом обладал "значительной архитектурной и художественной ценностью" даже без учёта его значения для отечественной культуры и истории как места, где хранилось выдающееся собрание российских древностей графа А. И. Мусина-Пушкина.
Однако уже через два года при корректировке "Списка" по неизвестным причинам дом из него был исключён. Поползли нехорошие слухи, что сделано это было в угоду инвесторам, задумавшим заавариить и расселить дома по набережной Мойки, а затем перестроить их под элитное жильё и гостинничные апартаменты. Подозрения в недобрых намерениях стали оправдываться, когда соседний участок дома 102 по набережной реки Мойки вместе с расположенным на нём зданием детского сада в 2008 году город продал строительному холдингу "Охта Групп" под возведение элитного клубного дома.
В апреле 2015 жители подали заявку в КГИОП на восстановление дома 104 по набережной Мойки в перечне выявленных объектов культурного наследия. Приложенная к заявке обширная историческая справка на этот раз особенно подробно описывала историю одноэтажного каменного флигеля XVIII века, включённого в состав нынешнего дома при его перестройке в 1840-х годах и связанного с именами его владельцев Н. А. Демидова, Г. А. Потёмкина и в особенности А. И. Мусина-Пушкина и хранившейся здесь его коллекцией. Заявку поддержали Российская Национальная библиотека, Институт Русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук, Союз архитекторов Санкт-Петербурга, Союз художников Санкт-Петербурга, Ассоциация историков искусства и художественных критиков Санкт-Петербурга. Одновременно вице-губернатор В. Кириллов объявил о решении городского правительства установить наконец на доме в Год литературы мемориальную доску в память о А. И. Мусине-Пушкине и хранившемся здесь "Слове о полку Игореве" и других памятниках отечественной культуры.
Однако 11.08.2015 КГИОП отклонил заявку. Комиссия во главе с председателем КГИОП Макаровым С.В. пришла к заключению об ... отсутствии у дома историко-культурной ценности. В воздухе запахло скандалом. Жители обратились в администрацию президента и Министерство культуры РФ, потребовав от Мединского В.Р. в порядке надзора проверить обоснованность решения, принятого региональным органом охраны культурного наследия. Одновременно администрация президента запросила в правительстве Санкт-Петербурга материалы по рассмотрению заявки.
КГИОП и лично его председатель Макаров С.В. поначалу слали в Москву отписки, явно недооценив ситуацию, решительный настрой и подготовку оппонентов. Не помогла и откровенная ложь в том духе, что от усадьбы А. И. Мусина-Пушкина, мол, ничего не сохранилось, а в каменном флигеле, выходившем лицевым фасадом на Мойку, жили... слуги и использовался он для хозяйственных нужд. Подвели господина Макарова С.В. не только плохое знание источников и отсутствие необходимого образования, но и утрата чувства меры.
Под давлением неопровержимых фактов Министерство культуры РФ согласилось с необходимостью повторно рассмотреть вопрос об отнесении к выявленным объектам культурного наследия с последующим включением в единый государственный реестр памятников культурного наследия народов Российской Федерации здания по адресу Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 104, литера А, как «дома Е.П. Трувелер с включённым в его состав каменным флигелем XVIII века Н.А. Демидова - А.И. Мусина-Пушкина». Правда, у чиновников ещё теплится надежда оттянуть решение вопроса: они предложили заявителям... подать новую заявку, которую КГИОП по указанию департамента государственной охраны культурного наследия готов будет рассмотреть.
Но едва ли у этой уловки есть шансы. Во-первых, это "компромиссное" предложение Минкультуры направило заявителям до известных событий, нарушивших размеренное течение жизни в столичном учреждении. Во-вторых, заявители резонно считают, что в новой заявке потребности нет, поскольку старая была подана в полном соответствие с действовавшими требованиями, но была рассмотрена КГИОП с грубыми нарушениями закона.
Минкультуры поначалу пыталось уверять заявителей, что не имеет оснований для пересматра или отмены решения КГИОП. Заявителям пришлось напомнить чиновникам прямым текстом про надзорные функции федерального органа охраны по отношению к региональным органам охраны культурного наследия в части контроля за исполнением переданных им полномочий, прописанные в ФЗ-73.
Продолжаем следить за этой поучительной историей.
См. также:
Дом на набережной Мойки 104, где хранилось "Слово о полку Игореве"См. также:
КГИОП препятствует принятию правительством Санкт-Петербурга решения по дому А. И. Мусина-ПушкинаСм. также:
Как Яковлев и Явейн снимали с охраны дом, в котором хранилось "Слово о полку Игореве"