Чудо на Покровском погосте под Петербургом

Jan 13, 2017 15:15



Оригинал взят у ollazarev в На Покровском погосте

В нескольких километрах от Санкт-Петербурга находится комлекс, именующийся Покровским погостом. Покровский погост объединяет реконструкции утраченных памятников деревянного церковного зодчества Русского Севера. Кроме прочего здесь воссозданы 25-главая церковь с росписью "неба", Святые врата с оградой, часовня и колокольня. И это только начало становления паркового комплекса «Усадьба "Богословка"», который в будущем помимо Покровского погоста будет включать реконструкции Каргопольской деревянной крепости, деревянной усадьбы Зиновьевых, реконструкции русской и карело-вепской деревень и многое другое. Планы развития у создателей комплекса, прямо скажем, "наполеоновские". Архитектурные жемчужины будут объединены в форме русского этнографического парка, где каждый посетитель сможет прикоснуться к истории своей страны, не связанной с камнем...

26 ноября, когда мы с товарищем затемно прибыли "на место", на Погост обрушились обильные осадки в виде частого мокроватого снега, что внесло свою "изюминку" в общую атмосферу. Все-таки в сочетании с заутренней темнотой и белым снегом шедевры архитектуры Русского Севера выглядят глубже и таинственнее...


К сожалению, передать здесь ночную атмосферу за отсутствием фотографий не удастся, но снег, заметая следы на тропинках Погоста, не прекратился и днем, поэтому все дневные фотографии вышли по-северному снежными и морозными.



Святые врата ограды Спасского погоста. XVIII век, деревня Верхнее Гурье Каргопольского уезда Олонецкой губернии (ныне - Прионежский район Республики Карелия). Воссозданы по плану реконструкции архитектора Б.Д.Лурье.



Святые врата. Вид с территории погоста. В ста метрах за воротами протекает река Нева.

Погост - муж., новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и причта, с кладбищем, в нижнем заволжье и новг. село, хотя тут нет ни одной крестьянской избы, а приход раскинут деревнюшками вокруг; о таком погосте говорят лежит деревенька на горке, а в ней хлеба ни корки, или: Звону много, а хлеба нет. (Толковый словарь живого великорусского языка, сост. В. И. Даль)

"В старину погосты были немноголюдны: деревни, входившие в них, обычно состояли из одного-двух домов. Со временем деревни расстраивались, постепенно несколько соседних деревень соединялись и получали общее название. В таком виде многие погосты здесь сохранились до нашего времени.
Центром каждого погоста являлось обычно более или менее крупное селение с церковью и кладбищем. Остальные деревни были живописно разбросаны вокруг него по холмам и берегам окрестных рек, ручьев и озер, среди пахотных земель, сенокосов и выгонов. Как правило, эти деревни не имели регулярной планировки и не знали улиц: каждый крестьянский дом с хозяйственными строениями располагался в соответствии со вкусом застройщика и с учетом рельефа и климатических условий данной местности. Позднее, в XVIII и XIX веках, по мере роста населения, планировка деревень стала приобретать регулярный характер; обычно дома выстраивались в один или два ряда вдоль тракта или по берегу реки" (А. Рыбаков. Устюжна. Череповец. Вытегра).


Имя погосту дает церковь Покрова Пресвятой Богородицы, возведенная в 1708 году на Онежской земле Северо-Запада России (деревня Анхимово Вытегорского погоста, Олонецкая губерния, ныне - Вологодская область). По народному преданию, церковь построена по рисунку Петра I, который сам неоднократно ее посещал.

Из книги Н. А. Криничной "Предания Русского Севера":

383. Петр Первый и Вытегорская Покровская церковь

В царствование Петра Первого в Вытегорском погосте, в деревне Крюковой, жил один очень богатый крестьянин, по прозванию Плотников, у которого и был один только сын - грамотей.
В проезд Петра, когда он рассматривал здешнюю местность в видах соединения Волги с Балтийским морем, сын богача Плотникова подпал опале государя и был, по его повелению, казнен за то будто бы, что когда приехал сюда сержант Петра, для заготовки лошадей, он читал какой-то указ государя или, может быть, приказ о заготовке подвод в шапке и рукавицах, чем оказал неуважение к особе государя и, сверх того, много нагрубил и сержанту.
Сержант все это передал государю, и еще в преувеличенном виде. Петр, выслушав сержанта и будучи не в духе, тотчас же дал приказ казнить виновного.
Старик Плотников, услышав такой строгий приговор, пал в ноги государю и умолял о пощаде сына, предлагая ему все свое огромное богатство; но Петр остался непреклонен, и сын был тут же казнен. Убитый горем, и не зная, кому оставить свое богатство, Плотников еще до выезда государя вздумал построить в память казненного сына над его могилою богатую церковь, в которой бы приносилась о нем бескровная жертва, и кряду обратился с просьбою - разрешить привести в исполнение задуманную им мысль. Петр на этот раз внял просьбе, и сам тут же начертил рисунок, по которому впоследствии и воздвигнута эта церковь.
Зап. от Смирнова С. в г. Вытегре Олонецкой губ. в 1871 г. С. Партав-СКИЙ//ОГВ. 1873. № 19. С. 212-213; неточн. перепечатка: ОГВ. 1887. № 2. С. 12; ОГВ. 1890. № 16. С. 165; ОГВ. 1895. № 100. С. 6.

384. Петр Первый и Вытегорская Покровская церковь

Когда-то Петр Первый, находясь в Олонецкой губернии, около Вытегры, деревня Анхимово, потребовал лошадей, тройку. А хозяина-купца дома не было, был его сын дома.
Ну, Петр, по всей вероятности, был не под именем царя, а под именем каким-либо другим. Потребовал лошадей, а сын купца не дал ему лошадей. Заупрямился - и только. Да, тогда приказать он, конечно, не приказывал ему.
В это время возвращается отец, сам купец. Ну, и царь, значит на него напустился:
- Что, мол, у тебя такой сын непослушный? За неподчинение ты должен сам его наказать!
Ну, а сын, узнав о том, что это царь, оба, с отцом, конечно, упали на колени.
- Наказывай сам!
Под рукой ничего у купца не случилось. А в санях был топор (обычно с оружием ездили тогда). Купец схватил топор и отрубил сыну голову. И сам упал тут замертво. Что там дальше было?
Но после этого купец построил церковь двадцати шести глав, без единого гвоздя причем церковь сделана (это исторический памятник был, но она теперь сгорела). А купец ушел в монастырь.
Зап. от Субботина А. Н. в дер. Анненский Мост Вытегорского р-на Вологодской обл. 22 июля 1971 г. Н. Криничная, В. Пулькин//АКФ. 134 Я» 106; Фонотека, 1624/16.

Из книги А. Рыбакова "Устюжна. Череповец. Вытегра":

"В 1708 году на Вытегорском погосте была выстроена холодная деревянная церковь Покрова, которая стала одним из чудес деревянного зодчества Северной Руси. На высоком берегу реки, над приземистыми крестьянскими домами, взметнулась вверх целая пирамида глав храма - зрелище, ранее невиданное на Севере. Вначале он, возможно, имел двадцать пять глав; четыре из них, по-видимому, утрачены при ремонте 1793 года, когда под церковь был подведен каменный фундамент. Только через шесть лет на Онежском озере выросла вторая подобная диковина - знаменитая ныне двадцатидвухглавая Преображенская церковь Кижского погоста.

Обычно сооружение Покровской церкви Вытегорского погоста и Преображенской церкви в Кижах ставится в связь с победами русской армии в Северной войне, с подъемом национального самосознания. По-видимому, эти причины действительно оказывали определенное воздействие на творчество русских мастеров, вдохновляя их на создание шедевров. Кипучая деятельность Петра I, его внимание к Северу произвели настолько большое впечатление на жителей Заонежья, что здесь родилось множество легенд, связанных с его именем. В частности, в преданиях говорится, что и вытегорский, и кижский храмы возведены по плану Петра I."


С. М. Прокудин-Горский. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Вытегорский погост. 1909 год.
На снимке слева направо: колокольня Спасской церкви, перед ней Всехсвятская церковь, справа 20-ти главая деревянная Покровская церковь, которая закрывает (слева видна одна главка) церковь Спаса Нерукотворного (у Прокудина-Горского - церковь Спасителя).

Покровская церковь сгорела в 1963 году. Воссоздана по плану реконструкции академика А.В.Ополовникова в парковом комплексе «Усадьба "Богословка"» Ленинградской области.



Шатровое крыльцо, примыкающее к западной части церкви.


Над крыльцом - голубец с иконой Богородицы.
"Голубец - двускатная или иного очертания крыша, которая защищала от непогоды иконы, размещавшиеся на фасадах церковных строений Руси, а также форма могильного креста (с крышей)". (Н.И.Баторевич, Т.Д.Кожицева. Малая архитектурная энциклопедия)



Интерьер церкви составляют предметы и иконы, создающие атмосферу деревянного храма Русского Севера. Прогуляться по храму можно с помощью виртуального тура. А для того, чтобы вам захотелось это сделать, выложу несколько фотографий интерьера с информационных сайтов (фотографировать в храме не разрешается).



Роспись "неба" в центральном приделе Покровского храма.


Небо, в русской деревянной архитектуре - дощатый потолок в форме усеченной пирамиды, закрывающий часть внутреннего объема шатра, венчающего здание церкви. “Небо” расписывали орнаментом и изображениями Вседержителя, архангелов и евангелистов. (В.Г. Власов. Архитектура. Словарь терминов)



"Тощая свеча", изображенная на фотографии, не имеет отношения к Покровскому храму, но фотография позволяет рассмотреть особенности данного элемента церковного интерьера Русского Севера. К тому же, подобные "тощие свечи" можно увидеть в храме Покровского погоста (см. предыдущую фотографию).

Тощая свеча (=поставная свеча) - напольное поликандило с высоким цилиндрическим основанием большого диаметра, обычно покрытым декоративной росписью. (В.И. Плужников. Термины российского архитектурного наследия)

Узнать побольше о "тощей свече" и о том, почему ее так называют, можно из следующего трехминутного репортажа.


Справедливости ради стоит заметить, что деревянные подсвечники в храме не полые внутри, а имеют в своей основе цельный ствол дерева. Поэтому почти все они треснули, что, по моему мнению, не так уж и плохо, поскольку добавило своеобразия и кондовости во внутреннее убранство церкви.



Колокольня Нижне-Уфтюгского погоста. 1670 год, деревня Нижний Уфтюг Вологодской губернии. Воссоздана по плану реконструкции академика В.В.Суслова.


Вид на колокольню из-за ограды погоста.


Крыльцо колокольни.



Часовня Спаса Нерукотворного. Воссозданная копия утраченной из дер. Кириллово Каргопольского уезда (кон. XVIII - нач. XIX вв.) по планам реконструкции архитектора А.Б.Боде.



В часовне находится икона "Спас Вседержитель" (явленный образ на бересте).


На экскурсии по погосту говорили, что образ был явлен чудесным образом, и часовня строилась специально для него по благословению Патриарха Алексия II. Попытки узнать историю обретения иконы более обстоятельно, к сожалению, успехом не увенчались. Вообще, икона очень напоминает "Спас" Андрея Рублева Звенигородского чина.



Крест-голубец на восточной стене часовни.

Слово голубец, по В.И.Далю, искаженное голбец, слово скандинавское. "Голубец прочно вошел в православную культуру в виде креста с 2-скатным покрытием из 2 досок, объединяющим 3 верхних конца, или в виде более сложных сооружений, имеющих развитую кровлю с охлупнем, причелинами и помещенным в средокрестии объемным киотом". (Православная энциклопедия)



Соловецкий обетный крест за оградой погоста в память о возрождении древнего Покровского храма. Воссоздан в 2003 году в кресторезной мастерской Соловецкого мужского монастыря по аналогам традиционных христианских крестов русского севера XVII-XIX веков. Мастер - Георгий Кожугарь.

"Поклонные, маячные, кладбищенские, поминальные, благодарственные, памятные, охранительные... Ставились кресты по разным случаям. Сошли моряки на берег живыми, одолел ребенок страшную болезнь... Самой распространенной формой обета было обещание пожертвовать "на крест" отрез материи или полотенце. Высокие, с двухэтажный дом, кресты Мезени и Поморья украшались фартуками, шелковыми платками, куклами, к ним клали деньги. К наиболее почитаемым крестам ездили за многие километры..." (Ледяева Марина. В Малых Карелах установят "Хранителя Вселенной". Газета "Правда Севера", Архангельск, 31.05.2000)

Небольшое путешествие выдалось на славу. В тот день, проведя на территории погоста более 6 часов, мы побывали на богослужении, ознакомились с историей строений погоста и их архитектурой. Русский Север притягивает своей самобытной культурой и очень радует, что его частичка теперь есть совсем рядом с Санкт-Петербургом.

Благодарю Алексея Филина за предоставленные фотографии.

Санкт-Петербург, реконструкция, история, архитектура

Previous post Next post
Up