Тамбов зажигает: в центре города открыли статую "Тамбовская казначейша"

Oct 17, 2016 02:48


Оригинал взят у marina_klimkova в "Жена чиновника": В Тамбове открыли статую "Тамбовская казначейша"

Самыми обсуждаемыми событиями в городе последних дней стали новые заоблачные налоги на недвижимость, обыск в доме и рабочем кабинете главы города и открытие скульптуры "Тамбовская казначейша". В народе поговаривают, что неслучайно эти события совпали по времени, поскольку имеют некую смысловую связь. Да и как эту связь не заметить, если почти через два столетия после выхода в свет "Казначейши" Михаила Лермонтова в Тамбове опять всплыла бессмертная тема: деньги, "казначей" (образ чиновника) и его жена? Помнится, о своей супруге лермонтовский казначей-чиновник вспомнил, когда его дела были совсем плохи...






Бронзовую статую "Тамбовская казначейша" (скульптор А. Миронов) открыли на пешеходной улице Коммунальной 14 октября, приурочив к празднику Покрова, на который в 1636 году город-крепость Тамбов был освящен. Горожане сразу стали недоумевать: почему казначейша изображена старше указанного возраста, имеет нелюбезное выражение лица и мощное телосложение; почему ее одежда не соответствует эпохе, а сама скульптура не вписывается в архитектурное окружение исторической улицы? Лишь ленивый, в интернете или реальной жизни, не выразил  своего отношения к груди "Казначейши", которая ненормальным образом вышла за пределы платья. Одним словом, многие сошлись во мнении, что лермонтовская Авдотья показана в скульптуре в фривольной позе и слишком обнаженной, отчего имеет налет пошлости. Все это стало заметным на открытии, в праздник Покрова, прославляющий Богоматерь и ее честной Покров - чудесное покрывало, закутывавшее замужнюю женщину с головы до пят.

На противопоставление бронзовой "Казначейши", соперничестве с Богородицей указывает и то, что скульптура преподносится как чудотворная: потрите, мол, ее и она дарует вам денежное благополучие. Теперь, видимо, по поводу новой неподъемной суммы налогов переживать не стоит, ведь в городе появился чудодейственный идол, который вопросы денег решит моментально!:)


Кстати, самый удачный ракурс статуи



В день рождения Лермонтова, 15 октября, осмотрела "Тамбовскую казначейшу" в натуре, после чего стало понятно, почему на зрителей она производит, как пишут в сети, "двойственное" впечатление. Образ действительно как бы собран из частей тела разных людей.



Верхняя часть женщины, от головы до пояса, не может не пугать своей нереальной мощью. Шея, плечи и грудь непропорционально широкие.



Обхват рук от плеча до локтя стремится к толщине ног у их основания. А если сравнить руки героини, то окажется, что одна из них длинней другой.



Зато нижняя часть тела "Казначейши", судя по выглядывающей из-под платья ножке, является верхом изящества! Заключение о хрупкости низа можно сделать и по факту того, что заднее место под одеждой совсем не читается (хотя должно было бы, поскольку вся верхняя часть туловища к этому взывает).



Таким образом, создается впечатление, что верхнюю часть "Казначейши" лепил один исполнитель с натуры, а нижнюю - другой, с другой натуры, после чего две половины механически соединили.



В статуе двойственность олицетворяют не только верх и низ, но правая и левая части, каждая из которых могла быть отдельной композицией.



Возможно, образ "Казначейши" не получился бы таким "сырым" и "двойственным", если бы автор не ограничил сроки работы четырьмя месяцами. Думаю, когда он увидел окончательный вариант статуи в перспективе классической улицы Коммунальной (бывшая Гимназическая), то сам все прекрасно понял, сказав на открытии, что ему из Тамбова, возможно, работу больше не закажут.

Лишенная цельности и монументальности, "Казначейша" имеет и достоинства. Хорошо вылеплены и ритмически уложены складки одежды, аккуратно выполнена туфелька, орнамент на платье, цветы в вазе, прическа героини. Видно, что художник является мастером исполнения деталей, увлекшись которыми, он в данном случае совсем забыл о главном - обо всей скульптуре.






Кто-то высказал предположение, что статуя задумывалась и делалась как шарж или карикатура на лермонтовскую героиню. Если это действительно так, то почему сатире подверглась именно фигура казначейши? Какое явление таким способом высмеивается?




Кем была лермонтовская Авдотья? Женой казначея Бобковского - губернского чиновника, "врага трудов полезных".

От юных лет с казенной суммой
Он жил как с собственной казной.
В пучинах сумрачных расчета
Блуждать была ему охота,
И потому он был игрок.

Видимо, сегодняшний образ "Казначейши", установленный в Тамбове, отвечает  современным представлениям о том, как выглядит жена чиновника. Поскольку решение об установке скульптуры принимали без общественного обсуждения, решением отдельных высокопоставленных госслужащих, то можно предположить, что таков и есть женский идеал этих чиновников. Надо сказать, очень говорящий идеал! Поэтому данный "подарок" городу может восприниматься как знак времени, характеризующий эпоху - нравы, культурную политику и вкусы современной бюрократии.




А молодому и безусловно талантливому скульптору можно пожелать почаще посещать музеи изящных искусств, не спешить зарабатывать деньги, заранее определять место установки своей будущей работы, думая больше об окружающей архитектуре, а не о том, как вписать статую в рисунок на тротуарной плитке.













памятники, скульптура, Тамбов

Previous post Next post
Up