Оригинал взят у
marina_klimkova в
"Градостроительство или революция" "Градостроительство или революция" - любопытная статья, написанная о Петербурге. Однако подобная публикация, в той или иной форме, может быть сделана о любом российском городе:
«Современное градостроительство - дитя XIX века, то есть промышленной революции с последовавшим за ним быстрым ростом мегаполисов, появлением сложных инженерных коммуникаций, рельсового, а затем и автомобильного транспорта. Когда население городов начало стремительно расти, главной проблемой стали трущобы, грязь и плохие коммуникации. Вызов был не только гуманитарный: поскольку социальное неравенство грозило бунтами, разрешение проблемы стало политическим вопросом.
Построить быстро достаточно жилья было невозможно, и тогда родилась идея, владеющая умами прогрессивных градостроителей до сих пор: в качестве компенсации плохих условий в частных домах и неравенства создавать удобные и красивые общественные пространства. Бульвары Османа в Париже, Рингштрассе в Вене, новый район Барселоны Эшампле, спроектированный Ильдефонсом Серда были первыми и во многом успешными попытками преобразить мегаполисы. Красивые широкие чистые улицы, одинаково доступные богатым и бедным, стали спасением от недовольства масс».
«Существует мнение, будто именно пренебрежение к урбанистическим вопросам стало причиной революции. По самой меньшей мере оно было ее необходимым условием.
«За прошедшие с тех пор сто лет города прошли что-то вроде полного круга: пытались строить города-сады, гигантские монументальные ансамбли, миллионы квадратных метров дешевого жилья в бетонных коробках, отчаянно сохраняли наследие, соревновались друг с другом в стройках самых высоких и самых необычных зданий. Пришли, однако, к тому, с чего начали. Самые прогрессивные градоначальники современности заботятся об общественных благах: ограничивают автомобильное движение в пользу тротуаров и полос общественного транспорта, строят социальное жилье, разбивают парки, борются с преступностью, сами ездят на велосипедах. Характерно, что происходит это далеко не только в уютной Европе с её относительно ровной социальной ситуацией, но и в странах третьего мира, где основной проблемой как и в XIX веке остаются трущобы и их бедное население».
Революции в ближайшее время, судя по всему, не предвидится. Да и столица теперь в Москве, а там с благоустройством дела обстоят хорошо, по некоторым оценкам даже чересчур. Фактом, однако, остается и то, что практически любая серьезная протестная активность в Петербурге сегодня имеет урбанистическую подоплеку - больше, чем ограничением политических свобод, люди недовольны сносами, стройками, вырубкой скверов. Для местного начальства альтернатива все та же, что и век назад. Градостроительство, несомненно, было бы лучшим выбором».
Полностью в
источнике.