Оригинал взят у
moykariver в
«Потемкинскому дубу» требуется скорая помощь Многим из старожилов петербургской Коломны знаком их легендарный 300-летний «земляк», стойко переживший два самых грозных наводнения (1824 и 1924 гг.), катаклизмы революций, 900-дневный блокадный ад. А сегодня он оказался перед лицом новых испытаний, с которыми без человеческой помощи вряд ли справится.
Возможно, кто-нибудь уже понял - речь о том самом «Потемкинском дубе», который воспел в стихах Г. Р. Державин. Легенда гласит, что столетним «юношей» он прибыл в Cеверную столицу из крымских краев. Выкопанный с корнями и землей, он совершил долгое путешествие на подводе, был высажен в землю, принадлежавшую тогда светлейшему князю Потемкину, и императрица узнала в нем тот самый дуб, под которым она отдыхала во время своего путешествия по югу России. Окруженное много лет самым внимательным уходом, дерево росло, набирало силу, было отмечено на исторических планах 1828 и 1851 гг. В прошедшие столетия дуб сохранял свой благородно-романтический облик, невзирая на климат (далеко не самый благоприятный для произрастания дуба черешчатого), а вот усадьба сменила немало хозяев. С 1984 года примыкающая к стадиону территория вместе с дубом находится в ведении Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.
Согласно Закону Санкт-Петербурга «Об охране зеленых насаждений» (от 12.05.2004), «землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны обеспечить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями собственными силами или на условиях договора со специализированными организациями». Между тем на территории, принадлежащей упомянутому собственнику, не одно, а несколько прекрасных старо-растущих деревьев уже давно лишены заслуженного ухода и внимания. В результате, например, могучий вяз с роскошной шатровой кроной (возраст около 200 лет), росший в закрытом дворике по соседству (наб. Мойки, 108) уже погиб, и, вероятно, будет снесен в ближайшее время, освободив место для автостоянки или других насущных нужд.
Коренная петербурженка, инженер-дендролог, ландшафтный архитектор Анна Викторовна Олехно хранит целую папку бумаг за период с 2004 по 2015 гг.: обращения в администрацию района, в КГИОП (дерево там на учете), в МО «Коломна» и др. В ответ - вполне вежливые письма с подтверждениями ценности объекта и изъявлениями благодарности за активную общественную позицию. Конкретных результатов той заботы, которую жительница Коломны призывала оказать легендарному дереву, немного: единовременное мероприятие по уходу, установка оградки (2010 г.) да многочисленные отписки о якобы благополучном состоянии. Последнее обследование (30 марта с. г.) показало, что со здоровьем у дуба очень неважно: на высокой части ствола видно дупло, растут губка и трутовик, вызывающие стволовую гниль, в некогда пышной кроне появились сухие ветви, некоторые из них отпадают, оставляя на стволе открытые для инфекции раны и т. д. Анна Викторовна (чья квалификация и опыт позволяют высказывать несомненно экспертное мнение) тревожится: дерево может быть утрачено в самые короткие сроки, если не принять необходимых квалифицированных мер по его спасению и не обеспечить дальнейший постоянный уход. Впору бить тревогу и муниципальным депутатам, и КГИОПу, и энтузиастам-градозащитникам. Но на данный момент судьба «Потемкинского дуба» волнует лишь очень и очень немногих.
Нельзя не признать: уход за зелеными насаждениями - явно самая непопулярная ныне из процедур городского благоустройства. Так как сейчас вся забота о зеленом хозяйстве осуществляется на условиях заказов-тендеров, то не связанные с закупочной деятельностью и требующие солидных трудозатрат плюс квалифицированных специалистов лечение и превентивная противопаразитарная обработка просто не выгодны подрядчикам. Не говоря уже о том, что землепользователю кажется куда более разумным сочинить очередную отписку, чем уделить время и средства на уход за трехсотлетней «занозой». Авось историческая, эстетическая, биологическая и общечеловеческая ценность сама сгниет и благополучно освободит место.
Хочется напомнить: легендарному дубу повезло оказаться в ведении высшего учебного заведения, т. е. - учреждения образования. Наверняка в методических планах и аккредитационных отчетах ППС не забывает вставить в строку что-нибудь о патриотическом воспитании и формировании гражданского сознания здешних бакалавров и магистров (НГУ им. Лесгафта одним из первых в городе перешел на «болонскую систему» образования, а вот европейскую практику охраны памятников природы тут все еще не восприняли). Вероятно, в рамках месячника благоустройства студентам раздадут нехитрый инвентарь и отправят скрести газоны с дорожками, как бы не сознавая при этом, что достойное содержание «Потемкинского дуба» могло бы стать куда более убедительным для молодых петербуржцев критерием городской культуры, чем формально проведенное мероприятие.
Перефразируя мегапопулярное ныне высказывание Б. Шоу, - человек культурен настолько, насколько этически гармонично, эстетически и экологически богато пространство его жизнедеятельности. Петербуржцам сильно повезло получить редкостное по всем этим параметрам наследие. Заслужить право на него собственными усилиями или невежественно промотать доставшееся по факту местожительства богатство - вопрос выбора каждого из горожан. Жизнь и судьба легендарного «Потемкинского дуба» сегодня представляется ярчайшим маркером этого выбора.
Источник:
С. Ракитская. «Потемкинскому дубу» нужна скорая помощь