Иногда на этом мосту можно увидеть странные парочки, которые, ступив на него, начинают целоваться и так и идут до конца пролета, не отрываясь друг от друга. Они отличаются как от тех, кто целуется, достигнув середины моста, так и от тех, кто целуется под мостом, проплывая там на речном суденышке. В свою очередь эти парочки отличаются от тех отдельных и исключительных граждан, которые пытаются поцеловаться здесь с незнакомыми прохожими.
Большинство же людей проходит тут спокойно, и опасности для окружающих не представляют. Они, в свою очередь, делятся на две категории: те, кто не задумывается о том, что ступили на магическую территорию, и тех, кто придерживается материалистических взглядов. То есть, считает, что свое название Поцелуев мост получил по имени находившегося здесь в незапамятные времена трактира с вывеской «Поцелуй», и с процессом соприкосновения губ никак не согласуется.
Уникальность этого моста, перекинутого через Мойку, и соединяющего 2-й Адмиралтейский и Казанский острова, в том, что множество ритуалов, связанных с ним точно отражает неразбериху и неупорядоченность городского фольклора. Легенд о происхождении названия моста «Поцелуев» существует с десяток, но ни одна из них не является общепринятой, ни одна - маргинальной.
По одной из версий мост, возведенный в свое время на границе города, служил местом прощаний, которые без объятий и поцелуев обходится редко. По другой - со своими девушками и женами тут прощались, отправляясь в казармы, находящиеся рядом, моряки Гвардейского Флотского экипажа. Самая романтичная утверждает - Поцелуев мост являлся негласным местом тайных свиданий возлюбленных, которые по каким-то причинам не могли видеться открыто. Самая антиромантичная напоминает о купце третьей гильдии Никифоре Васильевиче Поцелуеве, владельце того самого трактира «Поцелуй».
Что доподлинно известно - начало мосту положил не императорский указ, не воля строителей города. Первоначально он возник стихийно, в силу необходимости, когда местные жители сами перекинули через реку Мойку несколько досок. С тех пор его перестраивали и реконструировали семь раз. Сегодня внешний вид Поцелуева моста приближен к тому, который возник в начале XIX века, когда по типовому проекту Василия Ивановича Гесте возвели новый неразводной чугунный однопролётный мост. Надо думать, именно то, что Поцелуев мост не разводился, и послужило основой множества легенд и примет. Ведь логично - долгий поцелуй на мосту, который никогда не разведут - гарантирует от разлуки. А если поцеловаться здесь при расставании, то продлится оно недолго.
Вот Вам в подтверждение песня, которую исполнял Леонид Утесов а сегодня перепевает Чиж:
Стареем неизбежно мы,
но с Леною по-прежнему
Друг в друга влюблены. А в чем секрет?
А в том, признать приходится,
Что все мосты разводятся,
А Поцелуев, извините, нет!
Само происхождение моста, возникшего «по инициативе снизу», определяет дух места. Легенды о нем сочиняли все, кому вздумается. Некоторые из них приживались. И на это тоже была воля простого романтического большинства.
Поцелуев мост почти прямиком ведет вас к дому на Мойке 102, который так же является памятником стихийному плюрализму. Серая и унылая типовая постройка советского периода благодаря усилиям петербургских художников-граффитистов превратилась в яркий и веселый «Дом-попугай» (подробности -
здесь).
Пестрый фасад, впрочем, не уберег это здание от признания «диссонирующим элементом». Поэтому следующее поколение влюбленных и романтиков цветные фантазии стиле голландца Питера Мондриаана уже не увидит. Совсем скоро этот уголок Северной Коломны вернет себе классический петербургский облик.
Новый дом, который появится здесь в ближайшее время вполне традиционен и отлично вписывается в окружающий ландшафт.
Огромное спасибо за фотографии Андрею Литову, Максиму Кучме, Григорьеff и др.