А голову ты дома не забыл?

Sep 04, 2020 13:51

Оригинал взят у https://mi3ch.livejournal.com/4906584.html



За последние пару месяцев я несколько раз прочитал лекции и выступал на радио по теме детского образования. И каждый раз обязательно находился человек, который спрашивал:
«Простите, но ведь советское образование было же лучшим в мире, может быть нам стоит к нему вернуться?»

Это стойкий миф из серии про самое вкусное в мире советское мороженое. В него можно верить только до тех пор, пока вы не попробуете настоящее итальянское джелато. И вы поймете, что замороженный брикет из вашего детства - не есть вершина эволюции.

Понятно, почему в Советском Союзе старательно насаждался этот миф. Как и вранье про лучшую в мире советскую медицину, экологически чистые продукты и бесплатные квартиры. Непонятно только, почему есть еще люди, которые верят в эти глупости.



Об уровне образования в стране красноречиво говорят народные увлечения - от массовой религиозности и заряжания воды у телевизора до перечисления денег «МММ».

Огромному количеству талантливых людей был закрыт путь к высшему образованию - по национальности или неправильному происхождению. Тысячи талантливейших ученых были расстреляны или репрессированы. Вся индустриализация была проведена иностранцами. Все ракетостроение и атомная промышленность базировались на воровстве секретов и наработках немцев. Вся автомобильная, авиационная и тяжелая промышленность были скопированы у Запада. Советская вычислительная техника была содрана с западных образцов.

Все гуманитарные науки душил идеологический контроль. Вам про борьбу с космополитизмом напомнить и «о классовой борьбе на фронте яровизации»? Какими успехами может похвастаться советская наука? Марксистско-ленинской философией? Исторической наукой с ее классовым подходом? Советской психологией? Лживой статистикой? Тем, что демография была под запретом? «О педологических извращениях в системе наркомпросов»?

Про разгром генетики, кибернетики (продажная девка империализма), физики (Дело УФТИ), химии (резонансная теория была объявлена буржуазной лженаукой) напомнить? Про Пулковское дело? Про дело славистов? В 1930 году подверглись разгрому и были запрещены как «троцкистские» первые исследования в области теории информации. Советская лингвистика утверждала, что язык является инструментом классового господства и что структура языка определяется экономической структурой общества.

И если бы Сталину не нужна была ядерная бомба, а Хрущеву - ракеты, то не было бы в стране и физики с космонавтикой.

Давайте попробуем поговорить про советскую науку и ее вклад в общемировой прогресс. Начнем с лауреатов Нобелевских премий:

1. 1904 год. Физиология и медицина. Иван Петрович Павлов - «за работу по физиологии пищеварения».
Советская наука никакого отношения к этой премии не имеет

2. 1908 год. Физиология и медицина. Илья Ильич Мечников «за труды по иммунитету»
Советская наука никакого отношения к этой премии не имеет

3. 1956 год. Химия. Николай Николаевич Семёнов «за исследования в области механизма химических реакций». Награждён совместно с Сирилом Хиншелвудом
Семенов получил образование до революции. Окончил университет в 1917 году. Воевал за белых. Учился у А.Ф. Иоффе и Капицы, о которых мы поговорим ниже

4. 1958 год. Физика. Павел Черенков, Игорь Тамм, Илья Франк «за открытие и истолкование эффекта Черенкова»
Черенков учился у Вавилова, который получил образование в Российской империи, а потом учился в Германии. Отца Черенкова раскулачили, а потом и расстреляли за контрреволюционную агитацию.
Игорь Тамм получил образование в Российской империи, учился в Эдинбурге и закончил Московский университет в 1918 году. Брат Тамма был расстрелян в 1937 году по обвинению в участии в контрреволюционной троцкистско-зиновьевской террористической организации. Был расстрелян и его лучший друг Б.М. Гессен.
Илья Франк тоже учился у Вавилова

5. 1962 год. Физика. Лев Давидович Ландау «за пионерские теории конденсированных сред и особенно жидкого гелия»
Ландау проявлял выдающиеся способности еще в детстве. Очень одарённый математически, Ландау научился дифференцировать в 12 лет, а интегрировать - в 13. В 14 лет поступил в Бакинский университет, одновременно на два факультета: физико-математический и химический. С 1929 года по 1931 год продолжил образование в Германии, Дании, Англии и Швейцарии. В Копенгагене работал с Нильсом Бором, которого считал своим единственным учителем. Работая в Копенгагене у Нильса Бора, Ландау постоянно общался с выдающимися физиками - Гейзенбергом, Паули, Пайерлсом, Блохом, Вигнером, Дираком.
Отец Ландау был осуждён в 1930 году за вредительство в нефтяной промышленности. Сам Ландау был арестован в 1938 году. В тюрьме провёл год и был выпущен благодаря письму в его защиту от Нильса Бора и вмешательству П. Л. Капицы, взявшего Ландау «на поруки». Реабилитирован Ландау был только спустя 22 года после смерти.

6. 1964 год. Физика. Николай Басов и Александр Прохоров «за фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию излучателей и усилителей на лазерно-мазерном принципе»
Басов и Прохоров получили образование в Советском Союзе.

7. 1975 год. Экономика. Леонид Канторович «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов».
Премию получил совместно с Тьяллингом Купмансом «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов»
Учился в Советском Союзе

8. 1978 год. Физика. Пётр Капица «за его базовые исследования и открытия в физике низких температур»
Учился сначала в Российской империи, а потом в Кавендишской лаборатории под начало Эрнеста Резерфорда. В Кембридже для него была построена специальная лаборатория. В 1934 году приехал в СССР навестить мать. Обратно из страны его не выпустили. Резерфорд письмом к полпреду СССР в Англии обратился за разъяснениями - почему известному физику отказывают в возвращении в Кембридж. В ответном письме ему сообщили, что возвращение Капицы в СССР продиктовано запланированным в пятилетнем плане ускоренным развитием советской науки и промышленности

9. 2000 год. Физика. Жорес Иванович Алфёров «за разработки в полупроводниковой технике»
Учился в Советском Союзе

10. 2003 год. Физика. Алексей Абрикосов, Виталий Гинзбург «за создание теории сверхпроводимости второго рода и теории сверхтекучести жидкого гелия-3»
Абрикосов учился в Советском Союзе у Ландау. Его родители были уволены из Кремлёвской больницы по делу «врачей-вредителей». В 1991 Абрикосов эмигрировал в США
Виталий Гинзбург учился в Советском Союзе у Тамма.

11. 2010 год. Физика. Константин Новосёлов «за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена»
Учился в Советском Союзе. В 1999 году переехал в Нидерланды, потом в Манчестерский университет. Сейчас проживает в Манчестере.

Все. Ах, да, были же еще и другие Нобелевские премии:
1933 год. Литература. Иван Бунин «за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер»
Образование получил в Российской империи. В 1920 году уехал из России навсегда

1958 год. Литература. Борис Леонидович Пастернак «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа»
Образование получил в Российской империи. Уже в день присуждения премии Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака», которое признало решение Нобелевского комитета очередной попыткой втягивания в холодную войну. После чего началась настоящая травля поэта.

1965 год. Литература. Михаил Шолохов «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»
Учился в Советском Союзе. Шведские академики обсуждали идею поделить премию между Анной Ахматовой и Михаилом Шолоховым

1970 год. Литература. Александр Солженицын «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы»
Учился в Советском Союзе. Сразу после получения премии началась травля. В 1974 году Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине и лишён советского гражданства

1975 год. Премия мира. Андрей Дмитриевич Сахаров «за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства»
Учился в Советском Союзе у Тамма. С конца 1960-х годов являлся одним из лидеров правозащитного движения в СССР. Находился под наблюдением КГБ с 1960-х годов, подвергался обыскам, многочисленным оскорблениям в прессе. В 1980 году был задержан, а затем без суда сослан в Горький - город, в то время закрытый для посещения иностранными гражданами

1990 год. Премия мира. Михаил Сергеевич Горбачёв «в знак признания его ведущей роли в мирном процессе, который сегодня характеризует важную составную часть жизни международного сообщества»
Учился в Советском Союзе

1987 год. Литература. Иосиф Бродский «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии»
Учился в Советском Союзе. Подвергался травле. Был приговорён к максимально возможному по указу о «тунеядстве» наказанию - пяти годам принудительного труда в отдалённой местности. В 1972 году был поставлен перед выбором - отъезд или посадка. В Россию никогда больше не вернулся.

Не кажется ли вам, что этого всего как-то маловато для «четвертой части всех ученых мира?»
Так что не надо врать про лучшее в мире советское образование. Талантливые люди рождаются в любой стране, но в Советском Союзе они появлялись не благодаря, а вопреки образованию.

ex_divina:
4 сентября 2020, 13:48:39

В рязановском "Гараже" хорошо показано, как и над чем эти ученые трудились значительную часть времени. Схожую картину дают неподцензурные мемуары.

Вечером Ося накупил закуски и выпивки и приехал к нам домой с женой. Всю ночь мы, возбужденные победой, пировали. В это время подготовка к созданию Института уже шла полным ходом, поэтому естественно, что, в конце концов, беседа перекинулась на этот предмет. И вот тут разогретый винными парами сверх меры Ося выдал мне такое, чего я от него никак не ожидал. Тоном отца, наставляющего неумеху-сына на путь истины, он произнес такую тираду:

- А теперь выпьем за наш будущий институт. Ты давай двигай это дело. Понаоткрываем лабораторий, наберем народу, в Обнинске дач настроим и бань, будем туда развлекаться ездить. И вообще запомни - мы должны создать свою компашку в этом ВАСХНИЛе, да и на сторону уже пора поглядывать, я, например, раздумываю, как бы прибрать к рукам или Институт вирусологии АМН СССР, или Институт микробиологии АН СССР.

Он напомнил мне имя одного из тогдашних заведующих кафедрами биофака МГУ, который построил на госденьги латифундию на Севере и даже коров там держал, возил туда профессоров и студенточек. Ося повторил, что следовать надо примеру именно этого человека, а не тех, кто только о науке думает. Словосочетание «свою компашку» было повторено много раз.

Я был удивлен этим бредом, решил, что он - следствие излишнего количества выпитого, и начал ему возражать, рассуждая на тему о том, что надо постараться создать первоклассный научный центр, использовать Обнинск не для того, чтобы там дачи и баньки строить и на них развлекаться, а для преодоления запретов на прописку талантливых ребят, коих надо собирать со всей страны и приблизить к Москве.

Атабеков удивительно быстро протрезвел, приподнял очки, пронзительно на меня посмотрел и проговорил: «А я смотрю, ты опасный прожектер и, похоже, еще и дурак. Ну, как хочешь. Не желаешь свою компашку иметь - дело твое. И без тебя обойдемся».

<...>

Вместо этого кипела другая работа. В здании ВАСХНИЛ в Большом Харитоньевском переулке, в том же помещении, где располагался кабинет Турбина, была освобождена комната под дирекцию нового института, которую раньше занимал помощник Турбина. С утра там появлялись Мадатова и чаще всего Гоша: они подсаживались к телефону и начинали обзванивать друзей и знакомых, исполняли поручения Турбина («по-хозяйственным» надобностям). К концу рабочего дня все собирались вместе, и тогда в прокуренной атмосфере (Мадатова зверски курила, а по вечерам пела низким контральто любовные песни и жестокие романсы, подыгрывая себе на гитаре) вся компашка развлекалась. Вообще от «молекулярных кадров» исходил бодряцкий настрой.

Поскольку институту были выделены огромные валютные ассигнования, заведующие новыми лабораториями постарались заказать как можно больше приборов - каждый для своей лаборатории. Создание единого лабораторного центра института было сходу ими отодвинуто на дальний план. Так как единого научного плана для института также составлено не было, то такая «хуторская» идеология стала превалирующей. Осенью 1975 года оборудование начало прибывать. Согласно постановлению ЦК партии, строительство экспериментальной базы в Обнинске нужно было закончить в 1977 году, а к концу 1975 года предполагалось, и об этом договорились заранее, что нам выделят в Обнинске помещения для временного разворачивания лабораторий. Саркисов же съездил один или два раза в Обнинск и ничего там делать не стал. Все его усилия переключились на ремонт развалюхи и возведение барака. Новым сотрудникам института было вменено в обязанность работать подсобными рабочими. Но вовремя сделать всё так и не удалось. Пришедшее оборудование (огромное количество ящиков с ценностями на многие миллионы долларов) ушло в результате под снег.

В. Н. Сойфер
«Компашка», или как меня выживали из СССР

наука, СССР, mi3ch Дмитрий Чернышев, заблуждения, история и прошлое

Previous post Next post
Up