Фундаментальные теоремы экономики благосостояния

Jun 08, 2020 20:52

Оригинал взят у https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Существует 3 фундаментальных теорем экономики благосостояния.
Первая теорема гласит, что рынок будет стремиться к конкурентному равновесию, которое слабо Парето-оптимально, в том случае, когда рынок характеризуется следующими 3 свойствами:

1. Рынки совершены и отсутствуют трансакционные издержки, а следовательно каждый агент обладает совершенной информацией.
2. Ценообразование, свободное от монополий, а также легкий вход к рынку и выход из него.
Кроме того, первая теорема утверждает, что равновесие будет полностью Парето-оптимальным при дополнительном условии:
3. Локальной ненасыщаемости предпочтений таким образом, что для любой исходной потребительской корзины существует другая произвольно с ней близкая потребительская корзина, которой предпочитают исходную.

Распределение (p, x, y), характеризующее общее равновесие в экономике, будет являться также Парето-оптимальным при условии, что функции полезности всех потребителей локально ненасыщаемы.

Справедливость данной теоремы гарантирует в свою очередь, что при выполнении ряда предпосылок, равновесие установившееся на рынке, всегда будет оптимальным, то есть нет необходимости для вмешательства государства в экономику.

Предпосылки:
• Большое число потребителей
• Никто не может влиять на цену, то есть никто не имеет рыночной власти
• Товар на рынке является нормальным
• Нет экстерналий

Выводы:
• При выполнении предпосылок конкурентный рынок приводит к эффективному результату, а при их нарушении может (но не обязательно) приводить к неэффективному равновесию
• Для достижения эффективного распределения чего-либо среди большого числа агентов достаточно сымитировать рынок, а не устраивать сложного механизма выяснения предпочтений, так как в таком случае есть возможность значительно сэкономить на информационных издержках
• Теорема говорит об эффективности, а не о справедливости, то есть рынок распределяет ресурсы эффективно, но не обращая внимание на справедливость распределения

Вторая теорема гласит, что вполне можно достичь 1 из всех возможных Парето-оптимальных конечных результатов посредством перераспределения богатства через паушальные трансферы, в последующем позволив рынку принять это состояние.

Значение
При выполнении ряда предпосылок любое существующее Парето-оптимальное состояние можно реализовать рыночными методами.
То есть, если из множества Парето-оптимальных состояний рынка нам по какой-либо причине (например, мы считаем его наиболее справедливым) нравится какое-либо конкретное, то, манипулируя только исключительно доходами (количеством имущества во времени) индивидов и фирм, мы можем достичь принятия ими таких решений, которые в равновесии будут давать результат, совпадающий с выбранным нами состоянием. Таким образом, экономическая наука при помощи этой теоремы разделяет проблемы справедливого распределения и эффективности.

Выводы:
• При выполнении предпосылок Парето-оптимальное состояние на рынке можно реализовать в качестве равновесия;
• Проблемы справедливости и эффективности распределения благ разделимы;
• Для достижения желаемого эффективного состояния рынка достаточно перераспределить доходы или имущество (начальный запас);
• Манипулирование ценами является искажающим действием, поэтому такой механизм достижения желаемого равновесного состояния может привести к неэффективному равновесию;
• Любое действие внешнего агента (по отношению к рынку), влияющие на механизм выбора своего решения агентами рынка, может приводить к неэффективному равновесию, то есть предпочтительнее прямые налоги, а не косвенные.

Третья теорема (также называемая теоремой Эрроу) направлена на определении общественного благосостояния. Она выявляет, возможно ли достижение подлинных интересов общества относительно распределения (к примеру богатства/доходов) при заданных предпочтениях потребителей. Она утверждает, что не существует такое равновесие общественного благосостояния по Эрроу, которое соответствует условию оптимальности Парето.

4 положения теоремы Эрроу:

1. Универсальность: функция должна всегда удовлетворяться вне зависимости от предпочтений людей.
2. Соответствие с принципом Парето.
3. Независимость: Предпочтения отдельных лиц должны быть независимыми друг от друга.
4. Отсутствие абсолютной власти над потребителями относительно их предпочтений.

Экстерналия, или внешний эффект, в экономической теории - воздействие рыночной транзакции на третьих лиц, не опосредованное рынком.

При наличии внешних эффектов рыночное равновесие перестаёт быть эффективным: появляется «мёртвый груз» (англ. Deadweight loss), нарушается эффективность по Парето, то есть возникает фиаско рынка.

Внешний эффект имеет место всегда, когда действия домашнего хозяйства или фирмы непосредственно влияют на издержки или выгоды других домашних хозяйств или фирм, причём эти побочные эффекты не отражаются в рыночных ценах.

Определение и виды
Внешние эффекты - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не отраженные в ценах. Эти эффекты проявляются в результате производства или потребления благ. Различают частные, внешние и общественные издержки и выгоды.

Внешние эффекты могут быть благоприятными - положительными внешними эффектами, или внешними выгодами, и неблагоприятными - отрицательными внешними эффектами, или внешними затратами.

Примером отрицательного внешнего эффекта является загрязнение окружающей среды в результате деятельности компании. Примером положительного внешнего эффекта является реставрация компанией занимаемого её офисом исторического здания.

По направлению действия внешние эффекты могут быть подразделены на следующие формы: производственные, потребительские и смешанные.

Примером отрицательного производственного внешнего эффекта является деятельность химического завода, который сливает в реку отходы, приводящие к гибели рыбы, ловом которой занимаются рыбопромысловая компания. Примером положительного производственного внешнего эффекта является опыление пчёлами цветков шафрана - положительный эффект при этом получают как пчеловоды, так и те, кто выращивает шафран.

Примером отрицательного потребительского внешнего эффекта является вредные выбросы завода в атмосферу, от которых страдают окрестные жители. Примером положительного потребительского внешнего эффекта является ремонт компанией дороги к своему заводу, если этой дорогой пользуются и местные жители.

По характеру воздействия на субъект: технологические (последствия экономической деятельности, не охватывающихся рыночными процессами) и денежные (результат изменения цен на факторы производства).

По степени воздействия: предельные и интрамаржинальные.

По характеру последствий: «Парето-непротиворечивые» и «Парето-противоречивые».

По способам трансформации внешних эффектов:
внешние эффекты, которые могут устраняться только под воздействием государства или путём переговоров между производителем и получателем внешнего эффекта.

Основные параметры в экономической теории
• Предельный частный выигрыш от потребления - спрос на товар.
• Предельная частная стоимость потребления - предложение товара.
• Предельный выигрыш общества - спрос на товар с учетом экстерналий.
• Предельные издержки общества - предложение на товар с учетом экстерналий.

Предельные издержки и выгоды общества являются внешними и, как правило, не учитываются рынком.

При отсутствии внешних эффектов предельные издержки/выигрыш общества эквивалентны предельным частным издержкам/выигрышам, соответственно.

Причины существования внешних эффектов
Чаще внешние эффекты возникают, когда функционирует достаточно развитый рынок одних благ и отсутствует рынок других, а в производстве или потреблении используется бесплатный ресурс.
Воспроизводство человеческого капитала в значительной степени осуществляется вне рыночных отношений, следовательно появляется потребность в иных формах координации действий экономических агентов.
Причиной возникновения внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы.

Теорема Коуза (теорема Коуза - Стиглера)
При четком распределении прав собственности и нулевых трансакционных издержках, независимо от того, как права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки равны.

Или:
Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности.

Обобщенная теорема Коуза:
Экономический рост и развитие страны в основном не зависят от типа существующего правительства, если расходы на трансакции в экономической и политической сферах равны нулю. Однако когда трансакционные издержки положительны, то распределение власти внутри страны и институциональная структура её нормотворческих учреждений являются важнейшими факторами её развития

Согласно Коузу, решение проблемы внешних эффектов состоит в расширении, дополнительном формировании прав собственности. Реально это выражается в приватизации ресурсов.
В условиях обмена правами собственности на ресурсы внешние эффекты будут носить внутренний характер и легко устраняться путём переговоров.

Например, компания, загрязняющая окружающую среду, может выплачивать компенсацию жителям окрестных районов, «покупая» у них таким образом разрешение на загрязнение.

Существует множество случаев, где теорема Коуза неприменима. Это происходит, когда переговоры невозможны или весьма дорогостоящи (например, в присутствии большого количества сторон в договоре или диспуте).
Сам термин трансакционные издержки введён ранее в работе Коуза «Природа фирмы и означает затраты, возникающие в связи с заключением контрактов, то есть затраты на сбор и обработку информации, на проведение переговоров и принятие решений, на контроль и юридическую защиту выполнения контрактов.

Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии
В теории внешних эффектов известны 2 альтернативных подхода к проблеме регулирования внешних эффектов
В рамках первого подхода было предложено в качестве решения проблемы использовать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий, или пигувианский, налог - это налог на выпуск экономических благ с отрицательными внешними эффектами, повышающий предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

Корректирующая субсидия - это субсидия производителям или потребителям экономических благ с положительными внешними эффектами, позволяющими приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. Налоги и субсидии направлены на перераспределение ресурсов в направлении повышения эффективности их использования для достижения равенства MSC = MSB.

Второй подход. Коуз: решение проблемы внешних эффектов состоит в приватизации ресурсов. В условиях обмена правами собственности на ресурсы внешние эффекты будут носить внутренний характер и устраняться путём переговоров.

Ещё про внешние эффекты и внешние издержки

Оригинал взят у https://www.inventech.ru/lib/micro/micro-0098/

Внешние эффекты (экстерналии) - это воздействие экономических субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участия в сделке; факторы, которые не учитываются при определении валового национального продукта, но оказывают влияние на благосостояние людей.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) - это негативное воздействие участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта.

Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом и производства, и потребления товаров, обмениваемых на рынке. Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и/или для рыбной ловли и купания. Чем больше объем сброса отходов в реку, тем больше вред, наносимый полезности, связанной с использованием реки.

Выделяют следующие виды отрицательных внешних издержек.

Совокупные внешние издержки (ТЕС) - это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются.

Предельные внешние издержки (МЕС) - это дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц.

Предельные индивидуальные издержки (МРС) - это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют. Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты.

При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных.

Предельные общественные издержки (MSC) - это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек.

На рис. 50.1 иллюстрируется отрицательный внешний эффект; видно что эффективные объем выпуска и цена достигаются в точке, в которой предельные общественные издержки равны предельной общественной полезности.

Предельная общественная полезность (MSB) - дополнительная полезность, извлекаемая при производстве еще одной единицы продукции.

При существовании отрицательного внешнего эффекта общее условие достижения эффективности может быть выражено следующим образом:

МРС + МЕС = MSC = MSB.

При суммировании предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек последние поднимаются до уровня предельных общественных издержек. В условиях свободной конкуренции и при наличии отрицательного внешнего эффекта происходит занижение цены в сравнении с эффективной и завышение объема производства в сравнении с эффективным:

QP>OS;PP



Рис. 50.1 отрицательный внешний эффект

Положительные внешние эффекты - это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах.

При положительном внешнем эффекте предельная общественная полезность превышает предельную индивидуальную полезность.

В связи с тем, что извлекающие внешние выгоды третьи лица не принимают участия в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не берутся во внимание при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цены и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при подобном учете. Отсюда результатом положительных внешних эффектов является недостаточный выпуск и занижение цены данного продукта, что приводит к снижению эффективности экономики. Поэтому, чтобы обеспечить эффективный объем выпуска, необходим такой механизм, благодаря которому третьи лица, использующие внешний эффект, вносили бы свой вклад в его получение и потребление. При этом одна часть вклада третьих лиц направлялась бы на снижение цены, уплачиваемой потребителями, с тем чтобы стимулировать рост их потребления, а другая часть использовалась бы для компенсации любого увеличения предельных издержек, с тем чтобы поощрять производителей увеличить выпуск продукции.

Выделяют следующие виды положительных внешних эффектов.

Предельная индивидуальная полезность (МРВ) товара - предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара. Чтобы извлечь связанную с данным объемом товара предельную общественную полезность, необходимо к предельной индивидуальной полезности прибавить предельную полезность, извлекаемую третьими лицами.

Предельная внешняя полезность (МЕВ) товара - это предельный выигрыш, извлекаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями данного товара.

Совокупная внешняя полезность (ТЕВ) равна произведению полезности единицы товара на количество потребленных единиц.



Положительный внешний эффект

На рисунке потери обозначены заштрихованными площадями (DWL), что свидетельствует об отрицательном влиянии на экономику как положительных, так и отрицательных внешних эффектов.

Суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективности размещения и использования ресурсов и продуктов в экономике в результате несовпадения индивидуальных и общественных издержек или индивидуальной и общественной полезности. Решение проблемы внешних эффектов состоит в достижении равенства предельных общественных издержек и предельной общественной полезности:
MSC = MSB.

лайфхак и ликбез как жить, Википедия, экономика

Previous post Next post
Up