Оригинал взят у
alex_levitas в
«Да что ты вообще для меня сделал?!» Всё, что достаётся на халяву, не ценится.
У цветочков и пейзажей тот существенный изъян, что это блага даровые... Любовь к природе не загружает фабрик заказами. (
О́лдос Ле́онард Ха́ксли)
- И вот она сидит на веранде дома, который я для неё снял, на берегу Индийского океана, куда я её привёз, в платье, которое я ей купил, когда возил её в Милан, держит в руке коктейль, который я ей принёс... Смотрит на меня с недовольным видом и спрашивает: «Да что ты вообще для меня сделал?!»
Мужчина в деловом костюме обводит взглядом собеседников, с которым он пьёт кофе в перерыве семинара. И те, как он и ожидал, принимаются рассказывать ему, что все бабы - неблагодарные суки, которым ничего не ценят, и что им ни сделай, всё мало.
- Всё, что ты делаешь для неё, она очень быстро начинает принимать как само собой разумеющееся. Неважно, даришь ли ты ей цветы или возишь её на Мальдивы - благодарить тебя не за что. Ведь ты мужчина, значит - ты должен, и говорить тебе за это «спасибо» вовсе не обязательно. Даже если до знакомства с тобой она не выезжала дальше Коломенского и не бывала в ресторанах круче «Шоколадницы»...
- И спорить нет смысла. Даже если ты ей перечислишь всё то, что ты для неё делал и делаешь - бесполезно, только заработаешь обвинение в мелочности. Что бы ты ни сделал, тебе всегда могут ответить «И это всё?», «Настоящий мужчина бы на твоём месте...», «Если бы ты меня любил...» или «А вот у Ленки мужчина...»
- Хуже того, когда ты всё делаешь для неё, она этого не ценит. Но попробуй только прекратить это делать! Попробуй не подарить ей цветы, если она привыкла получать их каждую неделю... Попробуй отвезти её в трёхзвёздочный отель, если приучил её к пятизвёздочным...
Эта проблема существует не только с девушками. Людям вообще свойственно быть неблагодарными свиньями.
Издавна известен эффект, когда человек быстро привыкает к хорошему и перестаёт его ценить - так что вопрос «Что ты вообще для меня сделал?!» мог быть совершенно искренним. Человек возмущается, если ему вдруг перестают перепадать плюшки, к которым он уже привык:
Каждое утро Кацман, по дороге на службу, давал нищему Абраму 20 копеек. Так продолжалось много лет, из года в год. Но однажды, Кацман дал Абраму только 10 копеек.
- Кацман, чтоб ты был здоров, отчего сегодня так мало? - спросил Абрам.
- Понимаешь, Абрам, вчера я женился, наверно, скоро дети будут, расходы большие, я буду давать тебе только 10 копеек.
- Люди, вы слышали, он женился! Теперь я должен кормить всю его семью?!
Те же проблемы возникают, когда Вы пытаетесь завоевать лояльность клиентов и заслужить их признательность, радуя их бонусами, скидками и подарками.
На какое-то короткое время это сработает, а потом клиенты привыкнут... и с этой минуты все Ваши подарки будут восприниматься как должное - а отсутствие подарка будет становиться поводом для обиды:
- Вы всегда делали мне скидку, а на этот раз почему-то не хотите мне её дать! Я недоволен, Вы не смеете так со мной поступать, ухожу к конкурентам!
И возмущение у человека будет искренним, отнюдь не наигранным. Он уже привык, он уже ожидал скидки, рассчитывал на неё... и тут Вы без предупреждения её отняли, нарушив его планы и не оправдав его ожидания. Есть, из-за чего разозлиться, верно?
Чем больше пользы Вы делаете для человека, тем больше (в его голове) Вы оказываетесь, ему должны.
Окажи человеку услугу, и он будет тебе благодарен; окажи ему вторую услугу, и он решит, что ты у него в услужении.
Сделай дважды что-нибудь добровольно - на 3 раз от тебя этого будут ожидать, а на 4 - требовать.
Он ничего не должен Вам, ведь это Вы сами предложили - а вот Вы ему должны, потому что «ты всегда будешь в ответе за того, кого ты приручил»
Лояльность его к Вам практически не увеличивается, потому что он воспринимает все Ваши усилия как должное. А если Вы перестаёте давать плюшки - человек обижается и легко может стать Вашим недоброжелателем. Не делай добра - не будешь виноват.
Как избежать этой проблемы, будь то в отношениях с девушкой или с клиентом?
Во-1, не пытаться купить хорошее отношение к себе. Даже не пробовать добиться лояльности за счёт подарков и т.п. Если девушка с Вами только потому, что Вы оплачиваете её шопинг или возите её на море, то, по сути, это поощрительное спаривание за материальное вознаграждение (
Проститутка).
Есть антропологическая гипотеза что, поскольку для того, чтобы подарить пищу, идти приходилось на задних лапах (в передних несли еду), то вот эта привычка к презентации куска мяса перед сексом и научила человечество прямохождению.
Во-2, если Вы дарите подарки или делаете что-то ещё хорошее - не превращайте это в «обязаловку», не давайте человеку оснований ожидать, что так будет всегда. Не повторяйте своих действий. Не делайте однотипных подарков. Проговаривайте вслух, что подарок или бонус разовый. Не привязывайте подарок к повторяющейся ситуации, будь то какой-то праздник или получение Вами зарплаты.
В-3, вместо безусловных подарков можно использовать подарки и льготы, которые надо заслужить. Простой пример - программы лояльности авиакомпаний, где постоянные пассажиры получают кучу льгот... но не за постоянство как таковое, а лишь налетав какое-то количество рейсов с этой компанией. Бонус, ради получения которого пришлось потрудиться, ценится людьми гораздо больше, чем халява - как в бизнесе, так и в отношениях.
В тему:
ВРЕД ХАЛЯВЫ ИЛИ ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ РАБОТАТЬ И ПРИОБРЕТАТЬ БЕСПЛАТНО ВРЕД ДЕФИЦИТА И ХАЛЯВЫ - 3 РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ?