Кино при Сталине

Apr 03, 2019 17:17

Оригинал взят у https://hueviebin1.livejournal.com/442265.html

Поскольку народ в те годы был куда более дремучий, чем сейчас (что тут говорить, если до 20-х годов большинство крестьян и половина рабочих ни читать, ни писать не умело), то и изобретательности от пропаганды особой не требовалось:
много ли надо, чтобы одурачить людей, только вчера вышедших из непроходимой глуши брянского леса? По этой причине пропаганда была крайне незамысловатой, и сюжеты большинства фильмов выстраивались по 1 незатейлевой схеме:

- Передовик производства Петька взял на себя обязательство дать стране столько-то тонн чугуна к внеочередному съезду ЦК.
- Его лучший друг/жена/возлюбленная оказывается законспирированным троцкистом или американским шпионом, который движимый недобрым умыслом хочет сорвать план выплавки чугуна путем различных вероломных (и не очень) ухищрений.
- Этот враг народа похищает тайную методичку по выплавке чугуна сверх нормы.
- Передовик производства Петька не может без тайной методички выплавить чугуна сверх нормы и очень расстраивается. Вы видели голливудские драмы про несчастную любовь? Вспомните, как в таких фильмах показываются душевные муки и терзания героя. Вот, в советских фильмах главный герой точно также переживал из-за того, что не сможет выплавить чугуна сверх нормы.
- Однако же вскоре мудрый рабочий разоблачает врага народа. Разоблачает по очень простому признаку:
враг народа в какой-то момент имеет неосторожность нелестно высказаться в адрес Великой Партии. После чего главный герой пишет донос в НКВД. Тут надо отметить одну интересную особенность:
почти всегда в сталинском кино врагом народа оказывается очень близкий главному герою человек - либо родственник, либо друг. Таким образом, пропаганда пыталась показать человеку, что доносы необходимо писать на всех, не брезгуя даже родственными связями. И абсолютно всегда между улыбкой возлюбленной, уличенной в срыве плана выплавки чугуна, и улыбкой Вождя мирового пролетариата главный герой выбирает второе - садится и без единого намека на душевные стенания пишет донос, после чего врага народа расстреливают, а секретная методичка по выплавке чугуна сверх нормы возвращается в руки главного героя.
- Главный герой успел выплавить сверх плана чугуна к внеочередному съезду ЦК.
- Happy End!

Первый фильм, который я посмотрел, назывался «Великий гражданин!» 1937 года. Этот фильм был утвержден к прокату лично Сталиным.

Чего только стоит момент, когда главный герой с широкой улыбкой предается фантазиям с мечтами о том, как бы поскорее наступила большая истребительная война, при помощи которой получится увеличить состав СССР еще на 30-40 республик. Речь, как вы понимаете, не о войне с Германией, а о захватнической войне СССР против всего мира. Думаю, все вопросы о том, хотел ли Сталин идти кровавой войной на весь мир, после этого должны отпасть сами собой. Беда лишь в том, что Гитлер его немножечко опередил. Вот этот фрагмент:

image Click to view



Весь фильм в голову советского человека вкладывается мысль о том, что троцкист (враг народа) - это каждый, кто смеет не разделять точку зрения главного героя. Например, кто-то смеет усомниться в том, что великая истребительная война для захвата всего мира - хорошая идея? Это троцкист! Его необходимо убить! Весь фильм можно раздергивать на цитаты, например:

Можно обмануть человека. Но нельзя обмануть тысячи коммунистов! Не может этого быть никогда! Партия большевиков осуществляет вековую мечту человечества! И всякого, кто встанет у нее на пути, народ уничтожает. Народ уничтожал их, уничтожает и будет уничтожать! Священная беспощадность к единицам во имя счастья миллионов!

Фильм обучает определять врага народа на глазок:
у кого-то недостаточно восторженное лицо при просмотре внеочередного съезда ЦК КПСС? Троцкист! Убить! Разорвать! Растоптать! Написать донос! Ну и, конечно же, в данном шедевре активно культивируется мученическая смерть с общим посылом:
«Сдохни ради партии!».
Это был первый фильм в истории СССР, показанный по телевидению! Фильм сопровождался обширной пропагандистской поддержкой в прессе, где писалось, что отображенный на экране конфликт - это конфликт «между представителями лучшего, наиболее благородного и высокого в человеческом роде с подонками человечества, отребьем, отвергнутым историей».
Хмм... Фильм, в котором говорится о том, как здорово организовать великую захватническую войну, а целая категория населения именуется «отребьем, отвергнутым историей» - что-то мне чертовски напоминает...

Справедливости ради, большинство остальных фильмов не столь кровожадны, а с точки зрения человека сегодняшнего скорее смешны. Они столь нелепы в своей пафосной идеализации советской власти и советского человека, что всерьез это чудо воспринимать просто невозможно. 1 из таких фильмов - «Чудесница» (1936), в прокате заявленный не как комедия, а - вы удивитесь - как драма!



Это фильм о скромной девушке Зинке, у которой есть мечта. И этот фильм показывает, что на пути у настоящей мечты нет никаких преград, и даже невозможное может оказаться возможным. Давайте попробуем с вами сейчас представить, какая может быть мечта у молоденькой девушки. Может быть пламенная любовь до гробовой доски? Может быть путешествия по миру? Может быть она хочет стать актрисой или певицей?

Ничего подобного! По мнению советской власти молоденькая девушка больше всего на свете мечтает стать... эмм... дояркой. Более того, она мечтает стать не просто дояркой, но и надоить сверх плана к очередному съезду ВКП(б).
Однако в Зинку никто не верил и к вожделенному вымени ее наотрез отказывались подпускать. Сколько слез несчастная пролила в думах о том, как своими хрупкими рученьками ласкает да подергивает паховый орган самок жвачных млекопитающих - одному богу известно.
Однако же несгибаемость нашей героини сделала свое дело - она тайком прокралась к корове, да так ее надоила, что наутро все односельчане удивились. Вскоре девушка становится золотыми руками колхоза! Это не может не огорчать вредную Варвару, которая раньше считалась лучшей доилкой колхоза! Войдя в оголтелый сталинский транс, Варвара нанимает бабку-ворожею, чтобы та заворожила ее коров, тем самым повысив удои и вернув Варваре звание главной окрестной дергалки межножных органов жвачных парнокопытных.

И вот однажды между колхозами устраивается состязание, кто больше молока сможет дать стране сверх плана. И колхозам есть за что соревноваться:
ведь главный приз соревнования - Красное Знамя! Ну тут все как бы... отступать некуда, а это значит, что будет война! С таким то призом! Тут-то и сталкиваются лицом к лицу 2 враждующих героини.
Однако изнурительные тренировки позволили Зинке одержать уверенную победу над коварной Варварой, которая с горя утопилась в выдоенном ею молоке. Более того, скромная Зинка 1 надоила больше, чем весь Колхоз! Воистину чудесница... Так работать руками не каждый может...

Рекорд Зинки не остался незамеченным, и она была приглашена на очередной съезд народных депутатов в Москву. И вот она стоит на сцене перед уважаемыми комсоргами, а по щекам ее стекают слезы счастья... На этом фильм кончается.
К сожалению, все эти фильмы насколько смешны, настолько и подлы, т.к. почти каждый заканчивается тем, что все родственники пишут друг на друга доносы. 1 из таких фильмов - «Крестьяне» 1935 года.

Главный герой фильма - вероломный свинопас колхоза Лебяжьи горки Герасим, который, продав душу империалистам западных стран, решил напакостить советской власти, а именно - вырастить столько свиней, сколько советская власть не сможет прокормить.
Однако, подлый блеск его глаз сумел разглядеть отважный парторг Мироныч, заподозрив в нем врага народа! У вероломного свинопаса Герасима была красавица жена, которая ждала от него ребенка и томными вечерами предавалась мечтам о том, как «... вырастет наш сын, повезем мы его на показ в Москву, и дадут нам орден за то, что родили такого героя для нашей коммунистической страны».
В это время Мироныч наметанным на врагов народа глазом продолжал неустанно следить за вероломным свинопасом. Вскоре жена тоже начинает подозревать, что ее муж - враг народа, который хочет вырастить столько свиней, что советская сласть не сможет их прокормить, а потому, оставшись наедине с собой и нерожденным ребенком, садится и начинает писать на него... угадайте что? Правильно, донос! Параллельно девушка начинает терзаться мыслями о том, нужен ли ей ребенок от классового врага и не лучше ли от него избавиться в зародыше.
Вероломный свинопас Герасим, поняв, что его хитрый план разоблачен, убивает жену и неродившегося ребенка, потом его разоблачает парторг Мироныч, его расстреливают - в общем, хэппи энд по-сталински.

По той же схеме построен фильм «Ошибка инженера Кочина» 1939 года.

Однажды инженер Кочин имел неосторожность взять домой секретные чертежи какой-то непонятной советской хрени, и все бы ничего, но его любимая девушка оказалась врагом народа, а потому решила выкрасть чертежи. Но недооценила глупая баба нашего советского человека:
ведь инженеру Кочину достаточно посмотреть на человека лишь пару минут, чтобы выявить в нем врага народа, почуяв своим большим носом всю его антисоветскую сущность. В итоге возлюбленная, не выдержав душевных терзаний, сама ему признается в том, что она украла его чертежи, чтобы навредить партии.
Кочин, который только что клялся, что не оставит любимую, каменеет лицом и в стиле Швондера заявляет:
«Остальное вы расскажете не мне...», после чего встает и идет писать на нее донос.
После этого бабу убивают шпионы английской разведки, чтобы она в НКВД не взболтнула лишнего. А что же Кочин? Кочин сам наутро идет в НКВД, где его сначала хотят посадить за то, что сразу не прибежал с доносом, а потом сжаливаются и со словами «мы такого, как Кочин, в обиду не дадим» продлевают ему какую-то хрень типа партбилета. Кочин счастлив, на этом фильм заканчивается.

Ксати, в 36-м был фильм, который так и назывался - «Партийный билет».

Всегда забавляло, какими суровыми изображали строителей светлого социалистического будущего. Именно с таким взглядом женщины и смотрели на врагов народа и троцкистов. Фильм, признаюсь, смотрел фрагментарно, но как понял, там враг народа хитростью и обманом завладел партийным билетом и не хотел его никому отдавать - хотел только вредить советской власти. Ну, а потом на него кто-то накатал донос, и его расстреляли.

Фильм «Великая сила» о простом советском труженике, решившем вывести новую породу кур высокой яйценосности, чтобы обеспечить страну и партию яйцами. Чтоб советские яйца были больше, крепче и калорийнее американских, а главное - чтоб из каждого нашего яйца вылуплялось по 10 зрелых плодоносящих кур на радость партии да на зависть врагам народа!



В фильме особо показательны диалоги между главным героем и его противниками, которые показывают, насколько легко в то время можно было угодить в ГУЛАГ или под расстрельную статью.
Итак, главный герой своим пролетарским пылом в попытках вывести отечественных супер-кур обращает на себя внимание партии, которой эта деятельности приходится по душе.
Но вот некий академик начинает ставить под сомнение эту деятельность, ссылаясь на провальные эксперименты запада (мол, у них ничего не получилось и у тебя не получится, ибо это невозможно).
Вот несколько цитат в адрес человека, посмевшего под сомнение поставить результативность экспериментов:

Наша наука служит освобождению человечества, а их - служит средством его порабощения!

Поражает ваше ползание на брюхе перед буржуазными авторитетами. Мы дадим вашей объективности политическую оценку.

Ты не веришь в коммунизм! Что для тебя Родина? Разве ты не видишь, что эта мировая наука враждебна нам?

Понимаете, какое враждебное мировоззрение за этим скрывается? Можем ли мы терпеть в своей среде людей, раболепствующих перед иностранщиной?

Особая роль в советской кинопропаганде отводилась, конечно же, шахтерам. Оно и понятно:
угля надо было много, чтобы обогнать и перегнать страны загнивающего капитализма, а вот дураков, желающих переть в шахту - мало. Я посмотрел частично фильмы «Донецкие шахтеры», «Шахтеры» (37 год) и «Большая жизнь» (39 год). Общая суть:
быть шахтером - высший идеал, к которому стремится человек. На кадрах, где шахтеры не хотят выходить из шахт, чуть ли не умоляя партию разрешить им добыть угля еще, я, скажу честно, плакал.



Аннотация к фильму «Шахтеры»:

В небольшой шахтерский городок по направлению обкома приезжает Семен Примак. Опытный партиец сразу расположил сердца простых шахтеров, но не руководства шахты, ибо в партком пробрались троцкисты и враги народа. Подлые и бесчестные, они препятствуют повышению выработки угля, исключают из партии старых большевиков, пытаются, во что бы то ни стало, убрать нового секретаря, который мешает осуществлению их гнусных планов.

В оставшихся 2 фильмах все то же самое, но в роли врагов народа там выступают лучшие друзья главных героев. Кончается все традиционным хэппи эндом:
на всех катают доносы и всех расстреливают.

Вывод:
В те годы населению с маниакальным фанатизмом вдалбливали в голову, что кругом враги! Даже в твоей семье! Даже у тебя под кроватью! Причем, повторюсь, во всех фильмах того времени акцент сделан в первую очередь на поиск врагов народа внутри семьи. Причем, населению внушали, что враг каждый, кто даже просто может усомниться в правильности чего-либо. Это была настоящая атмосфера морального террора.
Люди тогда были простые, как 3 копейки, другого мира не видели, а потому, конечно же, впитывали всю эту дикость подобно губкам. И боялись, кругом видя врагов народа. Что неудивительно при такой яростной промывке мозгов. Люди боялись даже членов своей семьи, ибо советская пропаганда на врагах внутри семьи и среди друзей делала особо зловещий акцент. Поэтому вопрос «откуда взялось 2 миллиона доносов» отпадает сам собой. Да, после того, что им круглосуточно скармливали с экранов, одни панически боялись врагов народа и по поводу и без катали доносы, другие панически боялись что-то не так сказать или как-то неправильно улыбнуться. И то, с какой садистической ухмылкой пытались разваливать семьи СССР, настраивая родственников друг против друга «во имя светлого социалистического будущего», говорит лишь о том, что Сталинский период правления является одним из самых жестких в истории человечества.

видео, Джугашвили, hueviebin1 Павел Гладков, СССР, агитация и пропаганда, история и прошлое

Previous post Next post
Up