Оригинал взят у
deadmadcat в
О религии - Часть 1 Можно сколько угодно ругать религию, однако раз она существует, значит, на это есть веские причины. Её появление нельзя объяснить случайным стечением обстоятельств, т.к. религия относится к числу культурных универсалий - безрелигиозных человеческих обществ, наверно, вообще нет, и никогда не было.
Если бы религия сама по себе приносила только вред, она бы уже элиминировалась (исчезла). У эволюции было достаточно времени для этого. К примеру, для того чтобы приобрести способность усваивать лактозу, европейцам хватило нескольких тысячелетий. Поэтому бессмысленно обосновывать религиозность современных людей особенностями мышления каких-нибудь ардипитеков, живших миллионы лет назад.
Если бы Бога не было, его следовало было бы выдумать. (Вольтер)
Религии обслуживают парохиальный альтруизм.
Парохиальный альтруизм - благожелательное, доверительное отношение к людям своей группы, и в той же степени агрессивное, настороженное отношение к представителям иных групп.
Да-да, нетерпимость - это её основная суть и предназначение. Религии служат маркером принадлежности к группе. Для того чтобы дружить против чужаков, надо же по каким-то признакам определять, кто свой, а кто чужой. У других общественных видов роль такого маркера часто выполняет запах. Но у людей с обонянием всё как-то не очень сложилось.
Важную роль в построении социальных связей у людей играет индивидуальное узнавание, взаимоотношения каждого с каждым внутри группы. Но этого самого по себе, не достаточно. Данный метод пригоден, для того чтобы удержать вместе очень небольшое количество особей. Если же общество разрастается, требуется срочно изобретать что-то ещё. Это что-то ещё - распознавание по культурным признакам.
Причём далеко не всякий элемент культурного багажа пригоден для выполнения сигнальных функций. Знания, которые приносят реальную пользу, и виды деятельности, имеющие практический смысл, для этого совершенно не годятся. Ведь другие племена и народы тоже способны освоить их или даже прийти к ним совершенно независимо. И как тогда различать, кто свой, кто чужой?
Таким образом, наилучший культурный маркер - вера во что-то, что заведомо непроверяемо. По крайней мере, на данном этапе развития знаний и технологий. На худой конец, годятся и такие убеждения, которые не оказывают прямого влияния на повседневный быт человека, даже если в принципе их можно подтвердить или опровергнуть.
И действительно, примерно так и обстоят дела на самом деле. Все религии включают в себя большое количество нефальсифицируемых гипотез.
При этом ритуалы просто обязаны быть обременительными, в меру вредоносными, а с точки зрения чужака - нелепыми и отвратительными. И непременно публичными - поскольку их задача доказать соплеменникам преданность субъекта. Лояльность к своим и враждебность к чужим. Если бы это было слишком просто, преимуществами принадлежности к общине могли бы воспользоваться люди, лишенные парохиальных чувств. Те, кто не проявит должного альтруизма в критической ситуации. Система табу и ритуалов сильно осложняет их жизнь и даже делает её нестерпимой.
Есть фундаментальная разница между религией, основанной на догмах, и наукой, основанной на наблюдениях и логике. Наука победит, потому что она работает. (Стивен Уильям Хокинг)
Религиозная вера опирается именно на веру, а не на опыт или рациональные убеждения - если бы религию можно было доказать, вера была бы не нужна. (Виктор Михайлович Аллахвердов)
Правда не нуждается в вере. Учёным не надо браться за руки каждое воскресенье и петь: «Да, гравитация реальна! Я верю! Я буду силён! Я верю всем сердцем, что всё, что подкидывают вверх, должно упасть вниз. Аминь!»
Если бы они так поступали, то мы посчитали бы, что они слишком сомневаются в том, что говорят. (Дэн Баркер)
Для того чтобы искренне гордиться своей верой и так же искренне ненавидеть чужаков за их веру, требуется полная убеждённость в высокой значимости верований и ритуалов, в то время как эволюционное объяснение подразумевает, что никакой самостоятельной ценностью они не обладают. Нельзя уместить в пределах 1 и той же головы такие взаимоисключающие вещи.
Многим людям нужна вера просто потому, что нужно ощущение, что на самом деле за добро воздаётся, а за зло наказывается. И, кроме того, после смерти есть что-то ещё. (Владимир Владимирович Познер)