Рассказ про индийский транспорт я могла бы озаглавить "Самолетом, поездом и автомобилем" (как одноименную американскую комедию!). Именно эти виды транспорта мы успели освоить. Но поскольку я буду показывать не столько то, на чем мы сами передвигались, сколько то, что видели из окон-"иллюминаторов", то вариантов будет намного больше..
По автодорогам мы намотали около 800 км, на поезде еще 200 и 300 по воздуху. Это совсем маленький кусочек необъятной Индии и огромное впечатление на всю жизнь.
Как я успела заметить, самый популярный вид транспорта в Индии - двухколесный. На нём перемещается, наверное, большая часть населения. Дальше следуют трехколесные "друзья человека" - вело- и моторикши, но о них чуть позже.
Колёса стараются использовать по максимуму. В данном случае на каждое приходится по два человека.
А здесь - по два с половиной и это не предел грузоподъемности.
Расчёт по формуле два с половиной на два, пожалуй, наиболее экономичен... Младшее поколение далеко не в восторге от такой "езды в смятку".
Вроде бы личное средство передвижения, а муки приходится испытывать, как в общественном транспорте в час пик!
И только самым маленьким ездокам всё фиолетово. Жарко, тряско, а они сны досматривают под колыбельную из шума моторов и клаксонов. Главное, чтобы мама голову не теряла. Не свою, конечно, сынулину. А если понадобится - и к груди приложила, не слезая с седла (видела я и такое)
В зрелом юношеском возрасте ездить компанией становится... прикольно. Заодно можно разобраться, кто в компании лидер, водила, а кому на заднем месте придеться сидеть по жизни.
Как можно заметить по предыдущим кадрам, с техникой безопасности на дорогах совсем не здорово. Вязанный чепчик или обмотка головы шарфом у мужчин, легкая полупрозрачная шаль у женщин - такие средства защиты не выдерживают никакой критики. В городах, на глазах у полиции, ещё более-менее придерживаются правил...
...но в сельской местности лихим мотоциклистам, пусть даже обременённым семьёй, закон не писан. В лучшем случае, один шлем на всех. Он, конечно же, принадлежит главе семьи. Женщина, по определению, менее ценный член экипажа, а дети, будучи прослойкой между родителями, защищены, по их мнению, двумя подушками безопастности.
Но в основном ездят так - бесшабашно, навьючив на прыткого двухколесного скакуна тюки и усадив верхом всех чад и домочадцев.
Редкий случай: один(!) ездок на мотоцикле! К тому же - сам себе подушка безопасности. (Махараджа, наверное).
Девушек и женщин тоже можно увидеть за рулем байков, но куда реже, чем в западном мире. И откровенной "групповщиной" они не балуются - на скутере или мопеде разве что вдвоем с подругой или родственницей катаются.
А вот к каким перевозкам отнести такой вариант - к пассажирским или грузовым - не знаю.
Детвору и молодёжь засыпают в багажники без счёту.
Малышне - ей везде весело!
Да и люди постарше умеют находить в не очень комфортной ситуации положительные стороны. Тесно, да, зато, в компаниии друзей! Может, народ едет на гулянку - на свадьбу? (Неплохая альтернатива свадебному кортежу - один вместительный грузовик)
Все вместе, с ветерком, с огоньком, под шутки и смех - здорово!.. Вспомнилась молодость, студенческая картошка...
А вот и "тук-тук" нарисовался - второе по популярности средство передвижения . Почти игрушечная машинка, но перевозит в один заход просто немыслемое количество народа. Я решила быстренько пересчитать, сколько человек уместилось внутри "маршрутки", но последний пассажир закрыл своим торсом сложноукомплектованный салон. Вот зараза! В наказание - быть ему в следующей жизни зацепером!
Зацепинг на индийских дорогах - это не экстремальное развлечение, не желание скучающего молодняка пощекотать нервишки. Это ежедневная утомительная рутина. Если возникла необходимость добраться из пункта А в пункт Б, любой способ для этого будет хорош.
После каждодневных рискованных упражнений, стать каскадером - дублером актера в каком-нибудь боевике, проще простого - все навыки отработаны.
Попробуйте повисеть так километров сто, и тренажерный зал уже не нужен.
Какой простор для новых знакомств, для общения, для погружения в водоворот человеческих эмоций!
Глядя на эту картину, невольно задумаешься - а мы? не скучно ли мы стали жить, упаковав себя в металлические коробки?
Скукой на индийских дорогах не пахнет... хотя, если приглядеться, особой радости тоже нет. Когда на брезентовый тент над твоей головой усядется несколько мужиков со своим скарбом, невольно задумаешься о бренности жизни о покупке собственных колес.
Езда на крыше - не самый безопасный способ передвижения. Из плюсов - свежий воздух и возможность любоваться закатом не через грязные стекла, а напрямую. Если кто-то из тех, кому достались места наверху, не отличается усидчивостью смелостью, он может включить воображение и представить себя на втором этаже английского автобуса, мысленно окружив себя стенками.
Техника на грани... Нет, не фантастики. Просто на грани. Наверное, водителям так часто приходится лазить во "внутренности" своего авто, что они перестают их прятать. Не красиво, но зато до поломки быстро доберёшься. (Хотя, вполне может быть, что машины сразу и выпускают такими - с кишками наружу)
На борту рейсового автобуса никому не придет в голову писать что-то вроде "Помой меня". Начнешь писать, а он возьмет да развалиться.
Наряду с металлоломом на колесах встречается транпорт вполне свежего вида, к тому же украшенный по всякому - в соответствии с эстетическими запросами хозяина. Елочная мишура, надписи, бантики, цветы, помпоны, бахрома, повязанные на бампер платки... фантазии народному творчеству нет предела.
Хотя... когда навстречу вылетает такая дура, самое последнее, на что обращаешь внимание, это на то, как украшена ее физиономия.
Местных водителей хлебом не корми - дай на встречку выехать. И это, опять-таки, не экстрима ради. Просто края дорог слева и справа в три ряда заполнены мото- и вело- шушерой, которая ведет себя нагло, не обращает внимания на большегрузы и тем приходиться лавировать в потоке, уходя от столкновения каким-то чудом. Пассажирам остаётся только верить и молиться.
Передышка после нервного напряжения - когда едешь, пристроившись за широким задом грузовика. На многих машинах сзади часто можно увидеть вплетенную в узоры надпись: HORN PLEASE - сигнальте, пожалуйста.
И они сигналят.... Боже, как они сигналят!!!... Уверена: если в индийском авто сломается бибикалка, оно просто не сможет сдвинуться с места!
Весь траффик регулируется исключительно бибиканьем. Кто громче - тот и на главной!
Сейчас эти четверо соберутся с духом и каааак... просигналят!!!!
Перевозка крупногабаритных грузов - отдельная, фантастическая, я бы сказала, история.
Но принцип действия здесь всё тот же - выжать из каждого колеса, из каждой лошадиной силы по-максимуму.
Какая симпатичная бандеролька!
Рядом с груженой под завязку, и даже через край, машиной проезжать страшно.
Остается надеяться, что все мешки прикручены на совесть и ничего не спикирует нам на крышу.
Эка его... переколбасило!...
Грузонаполнительная станция! (Интересно было бы увидеть упаковочный процесс. Увязать и взгромоздить на прицеп такой объём груза - искусство почище циркового! Такому позавидуют и эквилибристы и жонглёры и, главное - фокусники!))
С перевозкой небольшого количества домашних пожитков вполне справляются велорикши. Чтобы не делать несколько рейсов, надо исхитриться выстроить из вещей подобие башни (кстати, в качестве "строительного материала" здесь среди прочего использованы два самых важных предмета обихода, которые есть буквально в каждом индийском доме - топчан и бочка)
В ходу по-прежнему тягловый скот - верблюды, буйволы, лошади. Видела даже впряженную в повозку корову!
В штате Раджастхан, который издавна славится своими верблюдами (большую часть штата занимают пустыни), верблюды не редкость даже в крупных городах. Странно выглядят эти экспонаты этнографического музея рядом с объектами электрохозяйства и другими агрегатами. А может, сами они уже трансформировались в соответствии с новыми тенденциями и теперь нуждаются в подзарядке?
Лошадей я бы назвала нацменьшинством среди прочих рабочих животных Индии. Может, просто нам больше бросалось в глаза, то, что непривычно, всякая экзотика, а на лошадей мы не обращали внимания? Вот только попробуй не заметь резвую пеструшку, с легкостью идущую на обгон машины!
И тут же рядом с лошадями, верблюдами и прочими механизмами на мускульной тяге - вполне современное метро. Проехать нам на нем не довелось, видели только надземные ветки...
...и станции. Выглядят они неэстетично (зато дешево, удобно и практично). Кстати говоря, по количеству городов, в которых есть подземка, Индия обгоняет Россию, Беларусь и Украину вместе взятых. Правда, если пересчитать на душу населения, цифры будут иметь совсем другую окраску.
Вид у эстакады футуристичный... но стоит оглядеться - вокруг опять верблюды, лошади, и рикши всех видов и вездесущие "тук-туки" - полный набор, который тут же выдернет из технологичного будущего и отправит в непонятно какой прошлый век.
Кроме метро работает и другой городской общественный транспорт. На фото - раннее утро в Джайпуре. Маршрутные автобусы уже начали движение. Обратите внимание на качественное дорожное покрытие, остановки на огороженных островках безопасности с оригинальными козырьками. Красивые ворота на противоположной стороне улицы ведут на территорию университктского городка... Но не могу не отметить, что наибольшее количество верблюдов с повозками я снимала совсем недалеко отсюда. Контраст просто сногсшибательный!
Если говорить о современном высокотехнологичном транспорте нельзя не упомянуть большое количество региональных аэропортов, обслуживающих густую сеть внутренних рейсов.
Аэропорты новые, исключительно чистые. Сервис не запредельный, зато уровень контроля внушительный. На входах охрана, рамки, досмотр по полной программе.
Самолеты самые обычные (крыльями не машут))) Во время даже небольших 30-40-минутных перелетов по салону разносят бесплатные еду и напитки.
Аэропорт Кхаджурахо явно был построен с большим запасом. Может, здесь бывает многолюдно в какой-нибудь другой сезон.
А это аэропорт в Варанаси, в том самом, где прямо в городе по Гангу плавают останки не до конца сожженных покойников.
А еще в Индии есть Железная Дорога. Да-да, вот так - с большой буквы. То ли 60, то ли 80 тысяч километров путей, четвертая в мире по этому показателю и первая в мире по количеству персонала - более полутора миллиона человек!
Некоторые перроны выглядят жутковато. Ширина около метра, ограждение отсутствует, а ступеньки спускаются...непонятно куда.
Вагоны хоть и древние, но чистые. Бывает, что наружные двери тамбуров не закрываются или вообще отсутствуют. У нас поезд был нормальный, с дверями. Жаль, что плотные решетки на окнах и мутные стекла не позволили не то что снимать, но и просто видеть пролетающие мимо пейзажи. В течение трехчасовой поездки пассажирам несколько раз предлагали горячую еду, упакованную в термоконтейнеры (как в самолете). Это входило в стоимость билетов, но мы не рискнули есть в дороге.
Вокзалы, как и поезда, чистые, а на общеиндийском фоне даже ОЧЕНЬ чистые (Вокзал города Джанси)
Встречаются, правда, разные стремные несвежие личности, но это характерно для всех вокзалов мира...
...но в Индии даже бомжи отличаются ярким местным колоритом.
Ой, девчонки! Какие красотки! (мальчишки ваши тоже ничего)
Привет-привет и...пока-пока!
Пока-пока, Индия! Не прощаемся насовсем - может, еще высадимся здесь или на какой-нибудь из соседних планет в Тентуре!