В Москве сечас проходит выставка Сальвадора Дали.
Вот когда я начинаю завидовать москвичам - им всякие яства привозят "на дом" и подают на блюдечке... Единственное, о чем им следует побеспокоться - вовремя билеты купить, чтобы не отстаивать потом огромные очереди. Ну а нам, провинциалам, ничего не остается, как паковать чемоданы и самим пускаться в дальний путь за искусством... И раз уж все равно ехать-лететь, то зачем тогда в Москву? Ведь можно сразу к первоисточнику направиться!
А первоисточником, я думаю, можно считать Музей Дали, построенный самим художником у себя на родине, в городе Фигерас (Каталония), у подножия Пиреней.
Это ведь так редко бывает, чтобы человек при жизни создал музей, посвященный собственному творчеству! Причем такой музей, который является не просто собранием какого-то количества произведений, но весь целиком, включая само здание, призван быть манифестом целого направления в искусстве.
В наши дни "Театр-Музей Дали", который считается самым крупным сюрреалистическим комплексом в мире, принимает два миллиона посетителей в год и занимает второе место по посещаемости в Испании после Прадо.
Не знаю, рады ли сейчас этому факту местные жители, но во время строительства (1970 - 74 г.г.) было много противников появления в центре города такого неоднозначного объекта.
Дело в том, что Дали задумал превратить в музей полуразрушенное, заброшенное здание театра, выходившее главным фасадом на соборную площадь. Горожанам казалось не очень приличным будущее соседство католической святыни с эпатажным искусством их скандально известного земляка. Но Дали настоял на своем выборе, поскольку место было для него знаковым: именно в этом соборе его крестили, а в театре когда-то состоялась его первая выставка. Кстати, первоначально Дали не планировал размещать в "домашнем" музее оригиналы своих работ, ограничившись их фотографиями, но тут он вынужден был уступить, поскольку министерство изящных искусств при таком раскладе отказывалось финансировать строительство.
После того, как все спорные вопросы были улажены, начались работы, результатом которых стало то, чему сейчас могут дивиться миллионы туристов.
Главный фасад театра был восстановлен в первозданном виде. Правда, в середине 19 века, гостей с балкона не приветствовали люди с французскими багетами на головах и не менее странный, учитывая его местонахождение, водолаз.
Водолаз - это "сам" Дали, который таким образом, надо полагать, обозначает главную концепцию своего творчества - взгляд на мир из глубин подсознания.
Дали-водолаз обозревает известную ему с самого рождения площадь, которую его магическое искусство превратило в преддверие театрального действа. Вернее, это действо начинается уже здесь: толпа "адептов его веры", выстроившись длинной цепью, идет хороводом вокруг золотоголового идола, невзирая на церковь и ее вознесшуюся к небу колокольню (хотя взирать на церковь Сан-Пере не помешало бы - она заслуживает отдельного внимания, как прекрасный образец каталонской готики 14 века).
Площадь теперь носит имя Гала-Сальвадора Дали.
Очередь "далипоклонников" змеится вокруг памятника философу и другу художника Франсеско Пужольсу. Найти самого Пужольса в сложной скульптурно-декоративной композиции (авторства самого Дали, разумеется) совсем непросто. Тёмная маленькая головка между античным бюстом и головой-яйцом - это он и есть.
Поток людей, несмотря на плотность, движется так быстро и упорядоченно, что выходить из него, для того, чтобы осмотреть ближайшие окрестности Театра-Музея рискованно - можно прозевать момент запуска следующей партии и пропустить свою очередь. Поэтому мне удалось только издали увидеть некоторые работы окружающие здание, в частности памятник художнику Жану-Луи-Эрнесту Мейсонье, творчество которого почитал Дали. Мейсонье сидит в кресле, установленном на высоком постаменте из покрышек.
И вот настало время заглянуть внутрь и познакомится с Сальвадором поближе.
Буквально с порога с хозяином можно вступить в прямой контакт - на стеклянных створках красуются его авторские дверные ручки.
Если кому-то в их форме что-то почудилось, не спешите креститься - вам не почудилось! (считается хорошей приметой, особенно для лиц женского пола, потереть эти ручки; из-за нескончаемого количества любителей добрых примет пришлось сменить уже не одну пару таких ручек)
Первый зал музея... вовсе не зал, а внутренний двор, который раньше был театральным партером. В центре двора-партера установлена композиция: скульптура "Великая Эсфирь" (автор Эрнст Фукс), стоящая на капоте кадиллака. Кадиллак носит поэтическое название "Дождливое такси". Если бросить монетку в монетоприемник, в салоне начинается дождь, льющийся с потолка машины на головы пассажиров, роль которых выполняют манекены.
Позади кадиллака возвышается "Колонна Траяна", сложенная опять-таки из покрышек (по ходу отмечу прекрасную находку автора - способ утилизации вышедшей из употребления резины, который мне представляется более удачным, чем ее сжигание по любому поводу на разных площадях) Колонну венчает истекающая презервативами "Лодка Гала". Эсфирь привязана к лодке (или, наоборот, лодка к Эсфири) цепями, чтобы композиция не распадалась... Не распадалась ситуационно, а вот что связывает ее в одно целое по смыслу, так это одному богу создателю, в смысле, Дали, ведомо. Можно поиграть с версиями: учитывая то, что римский император Траян родился на территории Испании, предположим, что Дали проводил параллель между завоевательскими походами античного "соотечественника" и собственными завоеваниями в творческой сфере, но выше профессиональных побед и у того и у другого была страсть, древняя и могучая, как Великая Эсфирь... Ну, как-то так... Или не так, а... совершенно иначе.
В оконных нишах атриума, в каждой по одной, стоят позолоченные женские фигурки. По одной версии это клонированная Гала, по другой - сменившие пол статуэтки-Оскары. Дали, говорят, мечтал получить эту премию за свою работу в кино, однако... не случилось.
Но ведь для гения нет ничего невозможного, в том числе и стать победителем чего угодно множество раз - в своем собственном, по своему представлению скроенном мире.
На месте нынешних окон раньше были выходы на балконы зрительного зала. Дали сохранил обугленные балки, кое-где торчащие из стен.
Первое внутреннее помещение - Сцена-Купол служит холлом и выставочным залом одновременно. Поясняя идею воздвигнуть купол, Дали ссылался на творчество архитекторов Ренессанса, которые считали купол средоточием всего замысла - его формы и содержания. Они, якобы, даже проектировали купол раньше, чем приступить к работе над чертежами всего остального сооружения. Мне про такую тактику мастеров Возрождения ничего не известно, но на то он и Дали, чтобы видеть дальше и копать глубже многих других.
Замысел осуществил архитектор Пинейра. Прозрачная полусфера из плексиглаза на металлическом каркасе сейчас является символом не только музея, но и всего города.
Задником бывшей сцены служит декорация, выполненная Дали к балету "Лабиринт" на музыку Франца Шуберта. Художник нередко работал в качестве театрального декоратора. Это еще одна причина, побудившая его сделать свой музей в бывшем театре.
Белая плита на полу зала указывает на то место, где этажом ниже, в крипте, покоится прах художника. Он желал быть похороненым в недрах своего любимого детища, которое, как он считал, полностью отображало его внутренний мир и завещание было исполнено. Последние годы жизни Дали не только духовно, но и физически был связан с этим местом - постоянно проживал в Башне Галатея, той, что на вступительной фотографии.
Слева от входа, за аркадой находится картина "Гала, смотрящая на море, которая с расстояния 18 метров превращается в портрет Авраама Линкольна". Это первое в мире "отцифрованное" изображение. Кстати, через оптику и на фото Линкольн виден четко, а в натуре надо очень постараться чтобы его рассмотреть. Но этими визуальными играми можно занятся позже, а для начала лучше поспешить из холла направо, туда, где находится одно из самых знаменитых произведений Дали. Я бы даже сказала, одно из самых известных произведений 20 века...
Я про инсталляцию "Лицо Мэй Уэст, которое может использоваться, как комната",
Здесь всегда стоит очередь из тех, кто хочет увидеть всю постановку так, как предлагал это делать автор - с возвышения, через большую линзу, находящуюся между ног верблюда. Если есть стойкое желание удовлетворить любопытство, то лучше это сделать сразу - потом, после прохождения множества других залов, на томление в очереди может просто не хватить сил.
Очередь к "Лицу", хоть и длинная, но нескучная. Кроме главного экспоната здесь выставлено много других работ. К тому же само "Лицо" можно ризучить в разных ракурсах - подробно рассмотреть строение носа-камина с горящими поленьями в обеих ноздрях, форму губ-диванчика и овал лица, очерченный ступеньками подиума.
И вот она, вожделенная картинка, снятая через слегка мутноватое стекло! Лицо обрамилось светлыми кудрями, крупными серьгами, шарфиком и увенчалось чем-то наподобие короны, которая при более внимательном рассмотрении оказывается перевернутой ванной комнатой с предметами обстановки.
Фотографировать в комнате с "Лицом" сложно, поскольку там царит полумрак. Но кое-что все же удалось снять: статуэтку, представляющую гибрид "Венеры с ящиками" и "Горящего жирафа" на фоне античной фигуры (чем-то тоже похожей Венеру, только уже с нормальной шеей, но почему-то поросшую волосами).
Здесь же, на удивление скромно, устроился и сам Дали.
Зато для другой персоны Сальвадор не пожалел богатой золоченой рамы и охранника в парадных доспехах.
Можно догадаться, что это она, Гала - жена, любовница, муза... Кроме этого карандашного портрета, ее изображений и упоминаний в музее (как и во всем остальном творчестве мастера) не счесть.
На потолочной росписи в зале, который называется "Дворец ветров", две фигуры, предположительно Сальвадор и Гала, вроде как возносятся к небесам сквозь купол храма. В прорехе этого купола виден сонм небожителей, собравшихся, чтобы встретить новоприбывших.
Словосочетание "вроде как", можно употреблять, описывая почти каждую работу Дали. Если изображение вообще непонятно, то есть... ну совсем никак... не стоит пытаться расшифровать его с помощью названия, потому что название может сбить с толку окончательно. Сам великий мистификатор от искусства рекомендовал при осмотре экспозиции не пользоватся никакими планами, строить маршрут, повинуясь сиюминутному настроению и не искать ни в чем никакой логики и никаких объяснений - даже его собственных.
Несмотря на эти советы, в музее всё-таки водят экскурсии (для самых въедливых))). И это иногда имеет смысл. Поскольку времени мало, а увидеть хочется много, то от внимания иногда ускользают детали. Тут и может пригодиться экскурсовод, который обратить ваше внимание на то, что, например, лицо художника Диего Веласкеса собрано из фрагментов его картин...
...и расскажет про некоторые предметы обстановки. Вот это кровать Сальвадора и Гала, на которой они, правда, никогда не спали.
В углу стоит позолоченный скелет гориллы с человеческим эмбрионом в нем. "Эволюция"! - не задумываясь определила бы я смысл этого арт-объекта.
Уверена, Дали имел ввиду что-то совсем иное.
На полотнище, висящем над кроватью - вариант картины "Твердость памяти" с одним из самых известных образов-символов, созданных художником - с мягкими часами.
На соседней стене висит плакат, в котором я заподозрила предвосхищение художественной эстетики поп-арта Энди Уорхола и ему подобных.
Меблировку "спальни" дополняет мягкий уголок в стиле модерн. Его обивка расписана пейзажами и иллюзорными (или все-таки реальными?) дырками.
Но живописные как бы дырки это ерунда по сравнению с другими визуальными и прочими эффектами, на которые был горазд неутомимый экспериментатор.
В полутемном зале висит пространственная конструкция, которую можно привести в движение, бросив монетку в прорезь саркофага, под стеклянной крышкой которого лежит некто в роскошной сияющей амуниции.
Конструкция начинает медленно раскрываться, как бутон цветка или крылья бабочки, выбирающейся из кокона и в конце концов превращается в плоскую картинку, состоящую из отдельных фрагментов. Изображение повторяет в разных видах знаковые для Дали образы - Гала, ящички, мягкие часы, но все вместе это похоже на какой-то фантик. Как в детстве - подобрали вы скомканный фантик, расправили, а там... По всей видимости, главным в этом эксперименте был не результат, а процесс.
Чтобы поймать странные искажения и преломления действительности, Дали использовал волнистые полупрозрачные стекла, кривые зеркала и другие отражающие поверхности..
Вот здесь нарисованное нечто, похожее на зародыш, отражаясь в зеркальной бутылке, становится похожим на другое нечто, напоминающее череп (ну прямо композиция на тему о вреде пьянства: опасное это дело - заглядывать в бутылку!)
Диптих, состоящий из двух практически одинаковых картин, с помощью зеркал превращается в триптих. Смысла в удвоении, а тем более в утроении картин я не поняла. Может он нашелся бы, если отыскать различия в двух "настоящих" работах и вычислить, что вобрала в себя третья, собранная из отражений.
Зато здесь нет никаких зеркал и никаких иных спецэффектов. Это просто две большие, на всю стену, картины-близнецы, повешенные под пямым углом друг к другу. Дали не поленился продублировать сюжет и только для того... Ей богу, трогает до слез, когда замечаешь различия. (Женщина на картинах, конечно же, Гала)
В играх со всякими визуальными эффектами Дали, после работы с зеркалами, пошел еще дальше. Когда появилась голография, он стал использовать ее возможности для создания 3D изображений, в которых персонажи появляются и исчезают в зависимости от ракурса.
Вот тут в компании обедающих мужчин возникает образ бесконечно чтимого Сальвадором великого учителя Веласкеса вместе с изображенной им же инфантой. Может и Гала там промелькнет, если выбрать нужную точку зрения.
А теперь моё любимое - графика. Она у Дали шикарнейшая! Во всяком случае, такая, какую я люблю - одним росчерком. Лёгкости и точности его линий могли бы позавидовать и классики.
Три богини и Парис или просто три Грации и их неизвестный обожатель... собственно, это не важно, когда взгляд следует за движением руки, оставившей на бумаге поющий и играющий след.
Хотя иногда может показаться, что художник просто балуется... или глумится. Как не распознать в почти карикатурной почеркушке известную картину Гойи "Сатурн, пожирающий своих детей"!
"Элвин и бурундуки-9" - назвала я этот весёленький (?) сюжет. Вообще, в Музее так и подмывает устроить конкурс "Обзови картинку". Интересно, совпало бы у кого-нибудь придуманное новое название с авторским? ( о, вот еще варианты: "У каждого в голове свои тараканы"! или "Мои мысли - мои скакуны брундуки! или "Учитесь чихать с закрытым ртом" и т.д.)
"И што ета у меня там такое?" (с интонациями Райкина) - шуточное название следующего рисунка.
Человеческие тела у Дали изломаны и обнажены до предела - прямо до самых костей. Такое не нарисуешь с натуры - это надо чувствовать глубинным нутряным чувствованием.
Живописное продолжение изгибов, изломов, форм и образов - картина "Поэзия Америки" (хотя вдали виднеется подвешенная за шкирку к башенным часам Африка - тоже символ? и... неужели политический?)
Вообще, поначалу я хотела снимать только архитектуру, инсталляции, ювелирку и экспозиции в целом. В фотографировании живописи смысла не видела, поскольку у меня имеется великолепный альбом, в котором более 240 репродукций. Но как-то незаметно увлеклась. И потом была этому очень рада. Из того, что наснимала, в альбоме обнаружила только три работы - "Поэзию Америки", декорацию "Лабиринт" и живописный вариант лица Мэй Уэст. Просто чудовищно плодотворным (и при этом долгоживущим) оказался этот каталонский мачо!
Вот панно выполненное в иной манере - несколько небрежной, отличающейся от четкой выписанности привычного нам ДАЛИ. Но прежде, чем стать мгновенно узнаваемым, художник перепробовал много стилей и направлений - переболел кубизмом, авангардизмом и много чем еще, а в ранние годы так и вообще писал банальнийшие ученические портреты и пейзажи. Набил на этом руку так, что потом мог позволить этой руке все, что угодно, включая и такие вольности, как развешивание вишенок и пуантов по краям картины.
И снова уже знакомые нам часики, только маленькие совсем.
"Ретроспективный бюст женщины" на голове у которой французский батон и фигуры "Анжелюса" Милле (Жан-Франсуа Милле - французский художник, "Анжелюс" его картина, названная по первым словам католической молитвы "Ангел Господен" )
Хлеб, "Анжелюс" и яйца были для Дали фетишами, которые наряду с придуманными им человеческими ящичками и мягкими часами чаще всего встречаются в его творчестве.
Невольно задумаешься над тем, чем обнаженная женщина отличается от голой. Конкретно эта - голая!
А вот эта (предположительно Аманда Лир) - где-то на пол-пути от голой к обнаженной.
У позднего Дали были с Амандой романтические отношения. Он восхищался ее умом и "высококачественным скелетом"
После посещения Италии Дали стал часто обращатся к творчеству мастеров Возрождения (и даже назвал одну из комнат своей сокровищницы
Маленьким храмом, "Темпьетто" - так же, как зовется шедевр архитектора Браманте) Но в его интерпретации известные образы приобретают совсем другие - фрагментированные, и распадающиеся, будто от взрыва, формы. Считать ли такие изображения желанием художника разрушить прежний, существовавший в рамках негласных законов, мир искусства и на его обломках творить, что душе будет угодно... или же это просто образы нынешней и будущей действительности с крушением идеалов и смешанием в невнятном сумбуре бесформенных осколков всевозможных систем и принципов?
Еще одно "прозрение" художник облек в форму исполинской Жар-курицы. При первом взгляде на нее в голову приходит вопрос - не она ли автор тех огромных яиц, что лежат на крыше Музея? Но можно не терзаться догадками, а заглянуть в окошко и узнать, что там зреет у нее внутри...
А зреет там... китаец! С горящими пассионарными глазами!...
Ай да Сальвадор! Ай да сукин сын!... Его предчувствиями вымощена дорога в ад будущее!
А пока китайское племя зреет во чреве, кура снеслась так, по мелочи - европеоидом.
Ну вот опять! Вроде бы просто декоративный коллаж, напоминающий одеяло в стиле "пэчворк", но если приглядеться, то можно заметить, что и тут завелись эти... которые "с раскосыми и жадными очами"
На верхнем этаже Музея высавлена коллекция Дали, собранная им при жизни из работ классиков и современников. В "Зале шедевров" находятся картины признанных мастеров, таких, как Эль Греко и Бугро, в других залах можно увидеть произведения авторов, известных разве что узкому кругу специалистов. Антони Пичот, который был другом и соратником Дали во многоих его арт-акциях удостоился отдельного зала. Вход на его выставку выглядит не менее экстравагантно, чем всё остальное, но сюда мало кто добирается.
Не знаю, кто навоял такую розовую прелесть, Дали или кто-то из его единомышленников, но мне понравилось!
Это же символ современной салонной живописи, предназначенной для массового покупателя, с ее бесконечными закатиками-восходиками и прочими взбитыми сливками...
Если хватит сил, то стоит заглянуть и в зал "Дали д'Ор", чтобы увидеть, как проявил себя Сальвадор в качестве ювелира.
Там сразу вспоминается общеизвестное: талантливые люди талантливы во всем!
У золотой птички на голове медальон с фотографией Гала, а на кристаллах подставки - отлитая в золоте фирменная подпись автора.
Из Золотого зала можно попасть в крипту, в которой покоится Сальвадор Дали и Доменек, маркиз де Дали де Пуболь.
Титул художнику пожаловал король "за вклад в искусство Испании"
Должно быть, для того, чтобы закрепить в посетителях ощущение театральности от всего, чему они стали свидетелями, их, как это бывает в фойе классического театра, провожает скульптура античного героя (почему-то коронованного наподобие индийского божества невероятно богатым головным убором)
Но у меня Театр-Музей не оставил впечатления разыгранного представления или безумного сна, как того добивался его его создатель.
Мне показалось, что здесь царит атмосфера художественной мастерской вкупе с экспериментальной лабораторией, которые по случайности достались в единоличное и бесконтрольное пользование подростку, одержимому страхами, комплексами, страстями и манией величия, да при этом наделенному недюжинной фантазией и фантастической работоспособностью...
Что бы кому не виделось, не представлялось в этом безусловно необычном месте, в любом случае буду надеятся, что яйца не скатятся, а булочки (эти желтые фиговинки на фасаде, оказывается, булочки!) не раскрошатся и Театр-Музей еще долго будет развлекать посетителей, как это, по его же словам, всю жизнь делал сам художник.