Сейчас польская тема не сходит со страниц и экранов.
Ей богу, больно слышать. Какое-то помешательство и непристанное раскручивание спирали взаимных претензий и противоречий.
Буквально в течение жизни одного поколения в отношениях между странами произошел раскол и знаки поменялись с плюса на минус. Я помню то время, когда мы запоем смотрели "Четыре танкиста и собаку" и казалось, что лучших друзей, чем поляки, у нас нет. Помню, как экипаж "Рудого" ("Рыжим" назывался танк) во главе с командиром Янеком, в которого мы все были влюблены, приезжал в Брест и мы, дети, старались рассмотреть своих кумиров в машине, в которой их везли по главной улице...
А ещё тогда был Сопот. Я думаю, что все, кто жил в Советском Союзе, помнят фестиваль песни, который проходил в этом польском курортном городке.
Несмотря на дружеские связи, попасть тогда в Польшу было непросто. Хоть и бытовала поговорка "Курица не птица, Польша не заграница", пересечь кордон так же легко, как мы это делаем сейчас, могли только немногие избранные. Если я тогда и мечтала побывать в "забугорье", то это было сродни фантазиям о путешествии на Луну.
Настоящее открытие Польши случилось для меня уже в "новейшее время". Могу сказать, что немало поколесила по соседней стране. И вот совсем недавно добралась, наконец, до ее Балтийского побережья.
Думаю, будет лишним предворять рассказ о Сопоте признанием в любви к польской культуре и к Польше вообще... Это и так понятно, иначе я бы не ездила туда так часто. Просто, учитывая нынешний политический климат, хочу подчеркнуть, что подборка фотографий не имеет никакого отношения к охлаждению международных (или моих личных) отношений. Это просто зима, просто пасмурный день... И, я надеюсь, что так же, как меняется погода, изменятся умонастроения... туман рассеется, выглянет солнце и опять, как и прежде, будет мир-дружба-жвачка.
Сопот расположен между городами Гданьск и Гдыня и вместе с ними образует Труймясцо - Трёхгородье. Эта тройка уже практически слилась в единый город. От Гданьска до Сопота мы добрались на пригородной электричке за 10 минут. (На фото - здание Ратуши, которое находится возле вокзала)
Невозможно представить себе польский город без костела. Костёл Святого Иржи (Святого Георгия, то есть) был построен в начале 20 века.
У костёла берёт начало главная пешеходная улица города - улица героев Монте Кассино. По ней можно дойти до самого моря.
(Во время ВМВ возле итальянского монастыря Монте Кассино Второй Польский корпус в составе британской армии принимал участие в прорыве немецкой линии Густава; погибло более 900 поляков)
Зимний сезон на морском курорте, это как траурный марш на свадьбе - грустно и не к месту. Хотя эти нотки грусти добавляют романтики и очарования. Вспомнить ту же "Ассу". Ялта зимой, пальмы в снегу... Незабываемый фон для светлой и трагической истории.
В день нашего приезда в Сопот с фоном для душещипательных историй было всё в порядке - погода постаралась. Туман, морось, талый снег... Взгляд невольно искал, чем бы позитивным себя порадовать. И вот, кажется нашёл.
В глубине двора мы увидели скульптурную группу Три Грации.
Грации с яйцами - жесть! Да ещё в стойке на локтях! Что это могло значить, мы не поняли, просто побродили вокруг этого дива, чтобы подготовить себя к другому, к тому, которое было одной из причин посещения города...
И вот оно - дерево это диво! Знаменитый Кривой Домик! Может показаться, что снимая его, я применила спецэффекты или вода в объектив капнула. Ничего подобного! Дом, в натуре, такой - ни одной прямой линии и даже ни одной циркульной, только лекальные!
Снимаясь на фоне, постаралась стать как можно более криво, чтобы соответствовать идее проекта.
Табличка сообщает, что Крживы Домек занимает первое место в рейтинге самых необычных построек мира.
Внутри ничего необычного не оказалось. По сути, это рядовой торговый центр с бутиками, киосками и кафетериями. Единственное, что стоило внимания - стена, на которой оставляют автографы знаменитости, посетившие Сопот.
Если не считать странный дом, улица в целом показалась мне похожей на... улицу Советскую в Бресте и даже на одноименную в Барановичах (соседи всё-таки!). Жаль, что у нас не встретить таких веселых архитектурных приколов. Хотя... никогда не поздно сотворить что-нибудь подобное.
Напротив Кривого Домика есть еще одно удивительное творение, которое не сразу бросается в глаза. Особенно трудно его заметить, когда идет дождь. Во время дождя вверх обычно не смотрят. Но мы случайно взглянули и увидели...
...Увидели юного рыбака, идущего по канату над улицей со своим уловом в обеих руках.
Невозможно было понять, как такая тяжелая и, главное, высокая фигура удерживает равновесие, имея точкой опоры тоненькую проволоку.
В чем тут фокус? Может, дело в противовесе, роль которого играет сетка с рыбой? Но противовес, как мне кажется, не в состоянии предотвратить переворот вокруг проволоки-оси.
Это просто мистика, чудо какое-то! Но чудо - чудом, а стоять под ним стрёмно. Мало ли... Вдруг возьмёт да расколдуется и сверзнеться на головы тех, кто в этот момент увлечен решением загадки.
Лучше уйти, пока беды не случилось.
Вскоре оказались на площади. Не всякая столица имеет центральную площадь такого размера, а для городка с населением в сорок тысяч она выглядит необоснованно просторной. Может, летом она заполнена толпами отдыхающих, но зимой на ней только ветер гуляет.
Ничего особо привлекательного мы тут не увидели. Разве что этот кособокий дом обратил на себя внимание. Я думаю, его можно считать историческим предшественником Кривого Домика
Площадь названа в честь Друзей Сопота. Чтобы понять почему, надо смотреть под ноги. Тогда не пройдёшь мимо памятных знаков, в которые превращены крышки люков. На них изображены гербы городов-побратимов Сопота. Среди них значатся и немецкий Франкенталь и российский Петергоф и много других. Теперь это свидетельство былого повального интернационализма. С некоторых пор принцип подбора друзей изменился.
А впереди уже показался выход к морю.
Но перед тем, как идти на набережную, повернули в небольшой сквер перед зданием бывшей бальнеологической лечебницы. Сейчас в нем тоже какое-то медицинское учреждение находится
В 1823 году здесь были заложены первые оздоровительные морские купальни, что, собственно, и послужило началом превращения скромной рыбацкой деревушки в известный морской курорт. Этот факт отмечен мемориальной доской слева от входа.
Инициатором строительства стал уроженец эльзасского Кольмара Жан Хаффнер, военный врач наполеоновской армии. Осуществить замысел ему помогла святая вера в лечебные свойства морских ванн и дружба с соотечественником - генералом Раппом, приближенным императора.
Хлебнув целебной водицы из фонтана, двинулись дальше (Вода на вкус была... просто морской водой. Это привело к запоздалой мысли, что она могла быть совсем не предназначена для питья)
Вышли на Набережную. Площадь, обрамленная деревьями, называется Курортный Сквер. Главным фасадом на море смотрит Бальнеологический центр имени Хаффнера. Это мнорофункциональное здание с ресторанами, магазинами, художественными галереями и спа-салонами.
Справа площадь закрывает отель "Шератон"
Слева высится Морской Маяк. Он был построен в 20-х годах 20 века и до недавнего времени еще нес службу. Сейчас в теплый сезон его используют в качестве смотровой площадки. С высоты 30 метров можно осмотреть горизонты... А вот что за дымы бывший маяк испускает в зимнее время, непонятно. Со стороны кажется, что именно эта его деятельность является причиной густого тумана.
От Набережной по оси Центра Хаффнера в море уходит деревянный мол, который известен не меньше, чем Кривой Домик. Он тоже носит титул "Самый". Это самый длинный - 511 метров - деревянный мол в Европе. Первоначальный вариант сооружения, построенный в 1827 году не имел таких размеров, потом производились неоднократные реконструкции, в результате которых мол вырос до нынешней полукилометровой длины.
Теперь мол - любимое место прогулок отдыхающих, которые могут любоваться с него очаровательными балтийскими пейзажами.
Как там у Газманова? "Балтийский берег - волны и туман"... И уходящие в бесконечность песчаные (а сейчас ледяные) пляжи.
Чайки - любительницы черно-белой графики - не устают наносить всё новые штрихи на, казалось бы, давно законченную гравюру.
Нам навстречу выдвинулась целая флотилия свежемороженых лебедей
Завораживающий вид! Или все-таки - замораживающий?
Просто какой-то Парк Ледникового Периода!
В этом Парке водится гигантская непарнокопытная сороконожка!
Взгляд стынет от такого зрелища!
Теперь я знаю, как выглядит установка по производству эскимо.
Надпись: "Запрет прыганья в воду". Ниже - "Запрет курения"
Хорошо, что предупредили, а то бы мы ка-а-а-ак!!!... закурили!
В конце мола, словно корабль у пристани, стоит ресторан "Меридиан"
Он, действительно, похож на корабль. Его не потопили шторма, не раздавили льды. Гордо подняв флаг, он продолжает свое плаванье, несмотря на непогоду.
Летом здесь швартуется конкурент - настоящий парусник по имени "Фрегат". Он тоже работает рестораном.
Нас куда больше порадовал бы интерьер, выполненный в теплых тонах. И чтобы окна были поменьше. Или чтобы их вообще не было! Обычно я люблю столики у окна, но на этот раз хотелось забиться в какой-нибудь темный (и теплый) уголок. Сами удивились, когда заказали... просто водку! Официант угадал наше желание всесторонне согреться и принес "Финляндию" необычного огненно-оранжевого цвета.
По дороге назад обратила внимание, что отвратительная погода не мешает любителям прогулок совершать привычный неспешный променад, но я бы не удивилась, если бы в такой день у моря не оказалось бы ни души. Зато летом здесь бывают настоящие аншлаги. Плотные толпы гуляющих заполняют пространство мола целиком.
За Шератоном тянется большое шикарное здание Гранд Отеля, похожее на все гранд-отели мира.
Если случится глобальное похолодание, приблизительно так будут выглядеть набережные Ниццы и Канн.
Там тоже начнут плавать мини-айсберги, похожие на лебедей... вместе с лебедями, похожими на мини-айсберги.
Заметила, что глубина здесь минимальная. По шею. Лебедю. Если он станет лапами на грунт. А то и меньше - по гузку.
Теперь понятно, почему маяк прекратил работу. Обмельчало тут всё. И даже если случится столкновение какого-нибудь длинношеего водоплавающего с айсбергом, трагедии не будет
Я предположила, что большинство отдыхающих проводит время в Центре Хаффнера, укрывшись в нем от непогоды, но нет, красивое здание выглядело безлюдным.
Пустили бы в помещение хотя бы этих сироток, а то им приходится мокнуть, мерзнуть и кутаться в какую-то шкуру.
По дороге к вокзалу на главной улице обнаружили еще один не совсем ровный дом, на сей раз стеклянный.
Этот дом не только сам кривится и морщится, но и соседей вынуждает вести себя неприлично. Те, как шуты, кланяются, кривляются и гримасничают.
В планах у нас было еще посетить Лесную Оперу - место проведения песенных фестивалей, но когда мы стали расспрашивать прохожих, как до нее добраться, то из всех ответов поняли одно - делать там зимой нечего. В лучшем случае увидим входные ворота. Совершать ради этого подвиг хождения по водам не хотелось. Помесили уже слякоть достаточно.
Лесная опера появилась задолго до знаменитого в советское время фестиваля - в 1909 году. В романтической атмосфере лесного амфитеатра звучали мелодии композиторов-классиков. Одно время приобрел популярность Вагнеровский фестиваль. На него съезжались толпы любителей музыки. Те кому не хватало мест в театре, брали в аренду лодки и выходили в море. Там, на некотором удалении от берега, благодаря особенностям местного рельефа, музыка была слышна почти так же хорошо, как и рядом со сценой.
Во время ВМВ было не до музыки.
Театр возродился в начале шестидесятых. Тогда и начался фестиваль песни, победителями которого становились наши звезды - Тамара Миансарова, Лев Лещенко, Ирина Понаровская, Алла Пугачева. Это было что-то вроде Евровидения для соцлагеря, хотя принимали участие и западные исполнители, причем не только европейские. От Евровидения фестиваль в Сопоте отличало то, что победитель был не один. Проходило несколько параллельных конкурсов, в одном из которых, например, участвовали представители фирм грамзаписи, в другом - представители телекомпаний. Но приз всем вручался одинаковый - Золотой Соловей.
В начале 80-х, когда в Польше было объявлено военное положение, фестиваль проводить перестали.
Потом его реанимировали и он стал проходить с перерывами и с переменным успехом. Чтобы поднять его статус, в качестве гостей приглашали мировых знаменитостей. Здесь выступали Патрисия Каас, Брайан Адамс, Элтон Джон, но раскрутиться до прежнего уровня популярности Сопот так и не смог. В какие-то периоды театр то закрывался на ремонт, то просто предоставлял свою сцену для выступления польских певцов или театральных коллективов.
Где-то возле вокзала увидели птичку. Мелькнула мысль - уж не Золотой ли это Соловей? Может, горожане решили увековечить память о фестивале скульптурой его символа?
Но подойдя ближе мы поняли, что это Бялы Ожел (Белый Орел - герб Польши)
Он бодро машет крыльями, стараясь показать, что "ещэ Польска не згинела"...