Про Раков

Aug 04, 2023 20:41


Кто-то, может удивиться: с чего это я в заголовке пишу про раков так уважительно - с большой буквы. (Им хоть и посвящен знаменитый монолог Жванецкого, но это совсем не повод!))
Дело в том, что я собираюсь рассказать вовсе не про членистоногих, а  про беларусский городок Раков. Эпизод в его истории стал для меня настоящим открытием.
Если случайно заглянуть в этот небольшой  населенный пункт, находящийся недалеко от Минска, ничего в нем не удивит. Всё как везде -  здание администрации, мемориал, школа, несколько церквей и магазинов, окруженные одно- двухэтажной жилой застройкой.



Раков, современный вид. Фото из интернета
Раков имел в прошлом статус местечка,  до настоящего города он так  и не дорос. Однако был период в его судьбе, когда он неожиданно и бурно расцвёл. Этот период длился недолго и  был связан с тем, как распорядилась жизнью нашего края  военная, политическая и экономическая обстановка, сложившаяся после революций и войн первой четверти 20 века.

По Рижскому мирному договору, которым закончилась Советско-польская война 1919-21 годов, территория нынешней Беларуси была поделена между Советской Россией и Польшей почти пополам. Граница проходила с севера на юг чуть западнее Минска. Раков оказался на польской стороне, в приграничье. Это не могло не сказаться на укладе его жизни. В один момент местечко заполонили  предприимчивые решительные и отчаянные люди, желавшие воспользоваться ситуацией и во что бы то не стало заработать на послевоенных дефицитах на той и другой стороне.



Рыночная площадь Ракова. В отдалении виден костёл Богоматери Святого Розария

И потянулись через границу в обоих направлениях ходоки-контрабандисты, несущие в котомках "товары народного потребления".
Местные жители  не оставались в стороне от прибыльного бизнеса и в свободное от других работ время тоже совершали опасные рейды за кордон и обратно. Однако, самые сообразительные  раковчане предпочли снимать сливки со всей криминальной движухи, не рискуя жизнью и свободой. За неполных 20 лет в местечке с населением 3600 человек появилось 9 гостиниц и пансионов, 15 скупок золота, 17 финансовых учреждений, 5 игорных заведений, 7 кофеен, 24 кондитерских, целых 57 ресторанов и даже 3 кабаре! Ах, да, еще 4 публичных дома.



Рыночная площадь Ракова, с выходящей на нее церковью Преображения Господня

Золотым сезоном у контрабандистов считалась осень, время еще достаточно тёплое, но уже темное и потому более безопасное. Группы и одиночки шли неприрывным потоком, невзирая на все опасности. Чёс стоял феноменальный. Закупка товара, хранение, сбыт - всё было отлажено и работало, как часы.



Вид на костёл Богоматери Ружанцовой. Фото из интернета

К зиме активность снижалась и скучающие "джентльмены удачи" начинали понемногу сжигать накопленный жирок в многочисленных, специально под них заточенных заведениях.
Можно сказать, что Раков с 1921 по 1939 год , в период, известный под названием  "межвоенная Польша",  стал неофициальной столицей контрабандистов. Сюда стекались товары и деньги, а также люди определённого толка, придававшие городу своеобразную притягательность. Но слава оказалась скоротечной.



В 1939-м граница сдвинулась на запад, в Ракове установилась советская власть и криминальной вольнице пришел конец.
Пузырь, раздувшийся от шальных доходов, лопнул, Раков вернулся в лоно закона и  добропорядочности.



Танк Красной Армии на улице Ракова

Неправда ли, эти события чем-то напоминают "золотую лихорадку" на Аляске, когда в одночасье возникали города с бурной, непохожей на привычную, атмосферой, которую создавали пришлые и местные искатели  сказочных барышей и приключений.
И точно так же, как бесшабашных участников "золотой лихорадки" прославил в своих рассказах один из её непосредственных участников, Джек Лондон, так и у раковкого контрабандистского сообщества нашелся свой "летописец". Он стал моим вторым открытием, связанным с Раковом.



Сергей Песецкий родился в Ляховичах, в  самом начале ХХ века. Он стал свидетелем и участником  многих исторических потрясений: от Октябрьской революции до Второй Мировой войны. Побывав в революционной Москве, он вернулся в Беларусь ярым противником большевиков, присоединился к беларусскому антисоветскому движению "Зеленый Дуб".
В 1921 он переехал в Раков. На протяжении пяти лет Песецкий занимался контрабандой, будучи одновременно  агентом польской и английской военных разведок. Позже, совершив несколько разбойных нападений, попал в польскую тюрьму, где должен был провести 15 лет. Там, услышав о литературном конкурсе, он написал свою первую книгу - роман "Любовник Большой Медведицы", в котором описал раковский период своей жизни. Тираж разошелся за несколько недель. В течение двух лет роман был переведён и издан на 11 языках мира, а также он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Эта неожиданная популярность помогла Песецкому выйти из тюрьмы досрочно в 1937 году.
Во время фашистской оккупации он стал участником польского сопротивления. В 1946-м уехал в Англию. Всего им написано в разное время более 10 книг. Большинство из них носит автобиографический характер.



Современный русский и беларусский перевод "Любовника Большой Медведицы" (Песецкий писал по-польски)

Погони, засады, перестрелки, война группировок и просто повседневная жизнь на польской и советской стороне - вот вкратце содержание романа о мимолетном расцвете и упадке контрабандистской микро-цивилизации Ракова.

В 2019 году на въезде в город со стороны трассы Минск - Гродно, рядом со Святым источником, установили памятник роману, который сделал известным Раков далеко за его пределами.



Создатели мемориальной надписи увлеклись эстетикой в ущерб информативности. Надо хорошо присмотреться, чтобы прочесть беларусский и польский текст.
Под Медведицей приведена цитата из романа: Мечты для людей - самая большая ценность. Из них рождаются Герои.



В создании памятника приняли участие местные власти и посольство Польской Республики в Республике Беларусь.

#тосамоелето, глубинка, #10открытий, Беларусь

Previous post Next post
Up