В Несвиже у Замка Радзивиллов я бывала несчетное число раз. В дружеской компании, с семьёй, с гостями, по случаю какого-то праздника или просто так, без особого повода.
Но почему-то никак не получалось по парку погулять - без суеты, без спешки, в удовольствие, от души, Обычно по окраине прохаживались, в дальние уголки не заглядывали.
Наконец-то, в этом году всё устроилось наилучшим образом: погода была замечательная и времени - сколько угодно.
Одно смущало: народу было очень много. Конечно, большинство приезжих первым делом стремится попасть в
Костёл и Замок, но мы заметили, что и ко входу в парк движутся целые делегации.
Перед Бернардинским мостиком притормозили, спустились к воде, чтобы посмотреть, как сообщаются между собой Бернардинский и Замковый пруд. (Очень громко они сообщаются, в тоннеле подмостом слышится плеск и журчание, как будто там, в глубине, есть перелив.
На углу Замка, перед тем, как отправиться на прогулку по парку, сделали ещё одну фото-паузу. С этой точки все фотографируют. Визитная карточка, так сказать.
И вот мы уже в Старом парке или Озерине. Впереди Горбатый мостик.
Какая-то сила заставила нас перед мостиком повернуть направо и пойти вдоль ручья, текущего в искусственном каменном русле.
На повороте хотели остановиться и вернуться мостику, обернулись, а там...
...целое столпотворение!
Туристические группы, одна за другой, переваливали через мостик и, ведомые экскурсоводами, маршировали по аллее вглубь парка.
Мы выбрали другой вариант: решили продолжить наш путь вдоль ручья, а дальше... дальше, как получится.
Получилось очень даже неплохо. Сначала ручей, а потом тропинки вывели нас на еще одну аллею.
В отличие от первой, на ней не было ни души... если не считать бронзового мальчика с Ангелом.
Эта композиция - отсылка к поэме классика белорусской поэзии Якуба Коласа "Сымон-музыка" о нелёгкой судьбе творческой личности - талантливого ребенка, родившегося в бедной крестьянской семье. Действие поэмы разворачивается, в том числе, в богатых панских владениях. Вполне возможно, что Колас в своем произведении описал, не называя по имени, Несвижский парк и Замок, ведь они ему были хорошо знакомы, поскольку одно время он жил в Несвиже.
Аллея вывела нас на большую открытую площадку, которая раньше называлась Выставочной поляной. До 1927 года на ней проводились ярмарки.
Сейчас на поляне стоит знак - стела в память о том, что в октябре 1941 года на этом месте фашистские захватчики растреляли 1500 мирных граждан Несвижа. После войны их останки были перезахоронены на городском кладбище.
Рядом со стелой находится памятник еще одному "погибшему".
Всё, что осталось от тополя-великана - это законсервированная часть комля. На круглом диске в центре указаны годы жизни: 1878 - 1999.
На бывшей Выставочной поляне теперь можно любоваться выставкой полевых цветов...
...таких, как эти незабудки, например.
Здесь же, на поляне, находятся Солнечные часы, установленные в 1993 году в честь 115-летия основания парка. Простым вычитанием из первой цифры второй, мы узнали, что парк был заложен в 1878 году.
Потом мы продолжили движение вглубь парка вдоль Дикого пруда по дорожке, которая вела нас к мостикам, перекинутым через каналы.
Некоторые мостики мы замечали (и снимали) издали.
Долго ли, коротко ли... пришли к границе Японского сада. Это самая молодая часть Парка. Работы на этой территории были начаты в 1910-м году.
Из японского тут можно обнаружить только "межевой столб". Всё остальное ничем Японию не напоминает.
Впереди мы увидели загадочное сооружение: небольшой курган с сильно усеченной вершиной...
...и с площадкой у основания, обращенной в сторону пруда.
По всей видимости, раньше здесь был причал.
Большим сюрпризом было увидеть в таком укромном месте двух массивных каменных львов.
В отличие от остальных скульптур и памятников, отмеченных табличками и надписями, львы не удостоились чести быть представленными гостям.
Я потратила немало времени, чтобы снять их мордашки.
Поскольку зайти ко львам во фронт было невозможно, приходилось вытягивать руку с телефоном и снимать вслепую.
Привожу тут оба портрета, поскольку львы не одинаковые (как оказалось) У каждого свои особенности и характер.
Ещё один причал, с беседкой, увидели на обратном пути.
Невозможно было пройти мимо мини-дамбы и не устроить на ней фотосессию.
И огромное дерево-веер тоже нельзя было не запечатлеть!
Из более "дикой" и потому менее посещаемой части парка стали постепенно возвращаться в "цивилизацию"
Вскоре оказались на торй самой аллее, по которой тургруппы водят. Вдоль нее собрано наибольшее количество объктов, о которых гидам есть чего порасказать падким до всяких романтических баек туристам.
Вот первая фигура - "Черная дама". Она установлена в честь Барбары Радзивилл. Несвижская легенда гласит, что женщина была отравлена своей свекровью и умерла в самом расцвете лет. И еще рассказывают, что призрак Черной Дамы (или Панны) иногда появляется в замке Радзивиллов и что его последний раз видели в 2002 году
Еще одна скульптура, самая старая в парке, была установлена в 1896-м году в честь верной собаки, спасшей своего хозяина, Антония Радзивилла от раненного медведя.
(Надо сказать, что такие памятники собачьей верности в те времена были своего рода модой и владельцы парков следовали этой моде, независимо от того, случались ли в их жизни ситуации, подобные описанной)
Немного воспоминаний: фото было сделано в 2004-м.
Про Ундину рассказывают приблизительно то же, что про всех русалок, которые в прошлом были несчастно влюбленными девушками. Но мне больше нравится другая история, про одного из Радзивиллов - Кароля Станислова, по прозвищу Пане Коханку. Он был весельчак и фантазер и часто развлекал своих гостей всяческими небылицами
Однажды он рассказал, как во время шторма его корабль стал тонуть и он единственный спасся благодаря очаровательной русалке. Само собой, между ними вспыхнуло чувство. Результатом их любви стала стая удивительных рыбок.
Князю нравилось наблюдать за реакцией гостей, когда он внимательно смотрел на поданную всем рыбу и негромко спрашивал - а не может ли эта рыбка быть его дочкой или сыном?
Скульптура Ундины находится сразу за Горбатым мостиком, недалеко от входа в Парк.
Отсюда можно идти либо верхом, вдоль замкового рва или понизу, чтобы выйти к Аллее Памяти.
На Аллее установлены бюсты знаменитых людей, чьи имена связаны с Несвижем. В первую очередь это Николай Христофор Радзивилл "Сиротка", государственный и военный деятель Великого Княжества Литовского, путешественник, писатель, меценат. Благодаря его усилиям Несвиж превратился из деревянного в каменный город с самым красивым Костелом и Ратушей. Он же заложил Замок. Рядом находятся бюсты современников "Сиротки" - архитектора Джованни Бернардони, посроившего
Фарный Костел и Томаша Маковского, художника, иллюстратора, картографа, гравера, автора первого дошедшего до нас изображения Несвижа. Здесь также представлены полулегендарный князь Юрий Несвижский и почти наш современник, классик отечественной литературы Якуб Колас.
Князь Николай Христофор Радзивилл "Сиротка", первый Ординат Несвижа
Рядом с аллеей бюстов находится памятный валун, установленный по случаю 25-летия закладки парка супругами Радзивилл. На камне Князь увековечил слова благодарности своей жене: В знак признания за многолетний труд по украшению замка Марии де Кастелян, княгине Радзивилл камень этот поставил в 1903 году ее благодарный супруг князь Антоний Радзивилл, XIV Ординат Несвижский
Верхняя дорога вдоль замкового рва и нижняя, идущая мимо Аллеи памяти - обе вы приводят к дамбе, разделяющей Замковый и Дикий Пруды.
Здесь мы заканчиваем свою прогулку. Неосмотренными остались Английский и Марысин Парк на противоположном берегу Прудов.
Будет нам "работа" на следующий наш приезд в Несвиж.
Покидая "Парк "Несвиж". Увидела карту его территории. Наверное, надо было иметь такую при себе, когда мы петляли по дорожкам... но тогда бы не было сюрпризов, открытий и удивлений!
Отмечу для любителей велопрогулок: Парк идеально для них подходит! Возможно, мы вернёмся сюда именно для того, чтобы поколесить по тем местам, где уже прошлись пешком и посетить в таком формате новые неразведанные ещё уголки.