Прогулки по Арлю. Вторая

Jun 29, 2023 13:44

Вечер подарил нам потрясающий закат! Чтобы полюбоваться этим зрелищем, на площади Амфитеатра собралась большая аудитория. На пике представления те зрители, которым было не очень хорошо видно с "задних рядов" - с дальних столиков ресторанов - высыпали на площадь  и стали лихорадочно снимать неожиданно случившийся солнечный фейерверк.




Нам повезло занять хорошие места и мы смогли без лишней суеты получать все удовольтствия сразу: смотреть, снимать и попивать прохладительное.



Однако представление закончилось  довольно быстро. Фейерверк погас. Включилась ночная подсветка.



До наступления полной темноты было еще достаточно времени, чтобы побродить по улочкам, высматривая в сумерках интересности, достойные очередного кадра.
По пути попалось интересное здание.  Никакой таблички или памятной доски на нём не обнаружилось, хотя невооруженным глазом было видно - эпоха Возрождения. На входе - домофон, номера квартир. Просто жилой дом?



Жилой дом типа замочек-дворечик!  Рядом с ним в небольшом строении, напоминающем церковку, расположилась  широко известная во Франции и за ее пределами Национальная школа фотографии. Вот уже 40 лет подряд Арль принимает у себя масштабный международный фотофестиваль.



Движемся дальше по улице Арены. Народу становится всё больше. Справа, на углу здания заметили полустертое изображение арлезианки в праздничном платье. Этот наряд трудно спутать с каким-то другим. Главная отличительная особенность - кружевная белая накидка, завязанная узлом под грудью.



Эта  накидка называется "шапель" (капелла), поскольку раньше было принято скрывать в ее складках ладанку. В таких костюмах жительницы города появляются на празднике "Выборов королевы Арля", который проходит раз в 3 года.



Мы  приближаемся к Площади Форума. Во времена расцвета Римской Империи Арелат имел всё, что положено было иметь богатой колонии: храмы, бани, акведуки, мощеные улицы и, конечно же, Форум.



Сейчас от древнеримского Форума сохранилось только само пространство в форме вытянутого прямоугольника и пара колонн с куском фронтона. Каменные остатки былого величия были спасены от полного исчезновения - их  встроили в стены гостиницы.



В центре площади стоит памятник поэту, Нобелевскому лауреату по литературе 1904 года Фредерику Мистралю, который писал на окситанском (провансальском) языке. Премию он потратил на создание в Арле этнографического музея. Однако вовсе не памятник этой звезде местного значения и не осколки римской эпохи привлекают на площадь туристов. Здесь есть то, что связано с личностью, сделавшей Арль известным во всём мире.



"Кафе Ван Гог" или, иначе, "Кафе ля Нюи", Ночное кафе" (в прошлом "Кафе дю Форум") - это то самое заведение, которое голландский художник запечатлел  в нескольких своих работах, когда жил в Арле (1888 - 1890)



Нашли точку, с которой Ван Гог писал "Террасу кафе на площади Форум в Арле ночью".  Но получить с помощью камеры схожую картинку не удалось.
Даже если бы здесь с т ого времени всё сохранилось в неприкосновенности, вряд ли  картинки совпали бы. Точное воспроизведение действительности, которое дает фототехника и то, как видит мир художник - это, как говорится, две большие разницы!



Дальше наш путь лежал мимо очередной древности, скромно соседствующей с уже знакомым нам зданием Муниципалитета и (опять-таки!) не отмеченной никакими табличками. (предположила, что это предыдущее здание городской управы и оказалась права - это Дворец Подеста, 13 век)



На сей раз мы подошли к Муниципалитету не со стороны площади Республики а с тыла. Здесь над дверями тоже висел государственный флаг, своим присутствием говорящий, что у правительственного здания не может быть заднего фасада, изнанки. Все фасады главные, все входы белые!



В вечернее время площадь выглядела, как на картине... нет, не Ван Гога, а скорее какого-нибудь итальянского мастера городского пейзажа 18 века.
Самым "весомым" объектом, поддержавшим итальянскую тему, явилось живописное барочное облако.



Гранитный обелиск, прежде чем оказаться на Площади, украшал центр Арены. В лихие средневековые он рухнул и раскололся. В 17 веке его перенесли на площадь, починили и установили перед мэрией в честь Людовика XIV.



В вечернее время фонтан уже не осаждают жаждущие. Можно сколько угодно сниматься на его фоне и без очереди подходить к "гусаку" .



Закат подкрасил площадь теплым розоватыми оттенками.



Особенно много розового досталось фасаду церкви Святого Трофима. Самое время было рассмотреть его подробнее.



В люнете над главным входом  находится фигура Христа, сидящего на троне и окруженного символическими изображениями евангелистов (Бык, Лев, Орел и Ангел) Над ними - сонм Ангелов, а у ног - 12 Апостолов.



Портал с обеих сторон обрамляют скульптуры святых, выполненные в полный человеческий рост. Ниже, на уровне глаз - чтобы ни одна деталь не ускользнула от внимания богобоязненных прихожан - расположилась целая стая хищников, терзающая людей.



Непонятно, кто эти люди - грешники, попавшие в ад и обреченные на вечные страдания или святые мученики, которых язычники пачками скармливали львам.



Конкретно в этом эпизоде звери не больно-то рвутся отведать человечины, им вроде бы даже противно. Скорее всего, это иллюстрация к мифу о пророке Данииле, брошенном в ров ко львам, которые его не съели.  Им, должно быть, пришлась не по вкусу пропитанная святостью плоть пророка.



А это, скорее всего, сцена Страшного Суда с последовавшей тут же Страшной Расправой...



Ой, котик! Чеширский! Весь не появился, а только морда со знаменитой, от уха до уха, улыбкой.



А этот представитель семейства кошачьих, наоборот, морды почти лишился, зато не утратил тела и, главное, кошачьего... хм... достоинства...



Такой вечер - мечта импрессиониста. Какие краски! Сама бы за кисть взялась, будь она под рукой)). Но кисти не было, приходилось, как и многим другим гуляющим, просто нажимать на кнопку.



А вот и наши "висельники"! Ждут, наверное, полной темноты, чтобы принять решение: подчиниться ли силе притяжения и приземлиться  или, воспользовавшись порывом ветра, улететь дружной стайкой куда-нибудь далеко... на Луну, например.



Может, где-нибудь на современных окраинах  провинциального  Арля вечерняя жизнь и бьет ключом, но в старом центре она течет спокойно и размеренно..



Некоторые места для вечерних посиделок  начинают сворачиваться еще до наступления темноты. Это в столицах гудят до утра. Периферия ложиться спать рано.



Каким-то непонятным образом нас снова вынесло к Арене. Иногда так бывает:  исследуешь город, полный достопримечательностей и вдруг замечаешь, что одна из них, как будто заговоренная,  раз за разом начинает попадаться на пути...



Ты вроде не планируешь встречу с ней и даже пытаешься  избегать, а она чудесным образом снова появляется из-за угла - здрасте! Такое у нас было в Праге с Карловым мостом, в Риме - с фонтаном Треви. Похоже, в Арле чары наведены на Арену.
Но разве можно жаловаться на такую "навязчивость"?  Наоборот, каждый раз смакуешь - то новый ракурс, то новую мизансцену. Арена в полдень, Арена на закате, Арена в сумерках - это ведь три разные Арены!



А вот такой вид  - один в один! - был знаком мне с детства. Мой папа привез из турпоездки по Франции вазу-сувенир с изображением  Арены и я именно тогда, более 40(!) лет назад, загорелась желанием увидеть воочию ее и весь остальной Прованс. И надо же, это случилось!



Арль, #тосамоелето, #10прогулок, путешествие, Франция, Прованс

Previous post Next post
Up