Музей произведений сиенского Дуомо

Feb 22, 2022 21:24

После посещения Дуомо мы отправились в Музей Произведений Собора (Музео делль Опера дель Дуомо) или, как его еще называют  Музей Творчества Метрополии (Музео делль Опера делла Метрополитана)
Сейчас стало уже традицией размещать возле крупных культовых сооружений музеи, которые выполняют вспомогательную функцию - в них скапливается всё то, что имело и имеет отношение к жизни и развитию этих сложных объектов. Есть свой Музео делль Опера у миланского Дуомо, у пизанского, у флорентийского...  В 1869 году обзавелся таким и Сиенский Собор. За прошедшие годы он неоднократно расширялся. К настоящему времени он превратился в богатое собрание произведений искусства и исторических артефактов, так или иначе связанных с Собором.
В Музее, в безопасности,  хранятся оригинальные скульптуры и витражи, ранее украшавшие фасад Дуомо, а теперь замененные копиями,  многочисленные алтарные образы, драгоценные предметы, использовавшиеся для отправления церковных обрядов...




По пути к Музею мы оказались в очень Странном месте. Даже занятое обычной парковкой, оно не оставляло сомнений - именно тут и должен был вырасти центральный неф будущего Мега-Собора, который задумали правители Сиены, чтобы доказать всему миру, какого величия достиг их город.  Существующий Собор должен был при таком "раскладе" стать частью Нового - его трансептом, то есть, перекладиной планировочного креста.
Перед нами Фаччатоне - недостроенный главный фасад... вернее, Фасадище! - изнутри:



А это боковой фасад Старого собора, часть которого новый Собор-Монстр должен был поглотить.



Но грандиозной идее не суждено было воплотиться. Войны и эпидемии последовавшие одна за одной, прервали бурный рост Сиены. Строительство было заморожено, а позже уже не случилось повода к нему вернуться. Но и снести тонкие намётки великой мечты ни у кого не поднялась рука. Их просто включили в построенные позже здания и только стена главного фасада несостоявшегося Супер-Храма, который должен был превзойти всё на тот момент созданное, осталась стоять сама по себе.



Стену используют сейчас как смотровую площадку.
В общем-то, эта смотровая площадка была  главной целью нашего похода в Музей: по-другому попасть на стену невозможно.



Фото из интернета

Мы боялись, что наши мозги, потрясенные всем увиденным в Дуомо, могут не справиться с очередной порцией шедевров. Поэтому мы перед входом дали себе установку нигде не задерживаться, а прямой наводкой шагать на смотровую площадку.



Нам удалось выполнить наш план только частично. Кое-где мы всё-таки зависали.
В "Зале Мадонны с большими глазами" мне понравился полиптих. Невозможно было возле него не остановиться.
Это единственная работа, подписанная сиенским художником начала пятнадцатого века Грегорио ди Чекко. Алтарь был создан для капеллы Толомеи Сиенского Собора.



В Мадонне Смирение восхищает ее поза, то, как складки одежды обрисовывают ее тело, как нежно, но уверенно она держит младенца...
Довольно необычно смотрится фон с шестью музицирующими ангелами.



Около 1440 года местный художник Сано ди Пьетро  создал две картины с проповедями Сан Бернардино: одну на площади Сан Франческо, другую на площади Пьяцца дель Кампо. Обе картины являются настоящими историческими документами того времени, поскольку, скорее всего, были нарисованы с натуры.


А вот и сама "Мадонна с большими глазами" (La Madonna dagli occhi grossi ) мастера из Трессы. Мимо такой и захочешь - не пройдёшь, несмотря на то, что она скромно стоит в углу.
Икона является ценным артефактом не столько даже с художественной точки зрения (хотя это достаточно редкий пример сиенской живописи середины XIII века), сколько с исторической: Сиенцы молились перед этим образом накануне решающего сражения с флорентийцами. Битва при Монтаперти (1260г.) закончилась для Сиены победой, которая  стала прологом будущего расцвета города. (Кстати, считается, что народное "прозвище"  этого образа никак не связано с глазами Мадонны, которые, и в самом деле, не так уж велики. Со времен средневековья было принято развешивать рядом с образами драгоценные обетные дары, часто округлой формы.  А итальянцы словом "occhi"  называют не только "глаза", но (в просторечии) кольца, серёжки, блестки)



Если Мадонна с большими глазами - один из самых старых экспонатов, то Маэста Дуччо ди Буонинсенья - самое значительное произведение  Музея. Оно было создано в честь той самой победы при Монтаперти и представляет из себя монументальный  двусторонний полиптих. С 1311 года он служил алтарным образом главного алтаря Собора
Маэста Дуччо - яркий образец живописи раннего Треченто:



Зал Гобеленов  от пола до потолка покрыт настенными коврами XVII века. Здесь экспонируются текстильные драпировки, а в витринах представлены коллекции литургических нпрядов. Потолок украшен орнаментами, в которые вписаны гербы.



На треугольных панелях - работы 19-го века, демонстрирующие элементы фасада Собора, расписанные художниками Луиджи Муссини и Алессандро Франки в 1878 году.



Очень жаль, что проскочили Зал Эскизов, где находятся материалы, дающие представления о том, как должен был выглядеть интерьер Нового Собора.
Там есть рукописи XIII и XIV веков, а также и различные рисунки, связанные с проектами собора, в том числе пергамент с проектом для колокольни Флоренции, автором которого считается  Джотто.

Витраж Кафедрального собора Сиены был разработан и расписан в 1288 году тем же  Дуччо ди Буонинсенья. Диаметр окна, которое находится  в апсиде Собора, составляет 5,6 м. Витраж был отреставрирован и помещен в Музей, а его место заняла копия. Это единственная работа такого типа, написанная Дуччо, а также один из немногих витражей, созданных мастерами сиенской школы.
Музей дает возможность рассмотреть вблизи витраж и скульптуры, которые раньше находилось далеко, на большой высоте.



Кое-кто находится настолько близко, что его можно даже погладить.



И вот мы выходим!



...и смотрим с высоты вниз, на "пол" огромного нефа! (Несостоявшийся правый неф, закрывшись стенами превратился в Музей Дуомо, в левом разместилось какое-то палаццо.
Интересно, где предполагали возвести новый купол, ведь тот, что есть, оказался бы поглощенным гигантским центральным нефом. Стал бы новый купол самым большим в Европе? (начало строительства нового Собора - 1339 год,   купол Собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции и купол базилики  Сан Пьетро в Ватикане тогда еще не были построены)



По другую сторону видна Пьяцца дель Кампо и Палаццо Публико на ней - точно такой, как на картине с проповедью Сан Бернардино.



Выход из Музея - через небольшую церковь Сан Никколо, в которой устроена музейная сувенирная лавка.
Если бы я была поклонником стиля барокко, медово-янтарный интерьер церкви, его золотые ангелы произвели бы на меня наилучшее впечатление... даже несмотря на витрины "торгующих в храме".



#остаёмсязимовать, #10музеев, Италия, Сиена, музей, путешествие

Previous post Next post
Up