Музей Палаццо Публико в Сиене

Feb 12, 2022 20:43

Центр Сиены - Пьяцца дель Кампо, место, где ежегодно проходят знаменитые скачки - Палио Контрад, соревнование между городскими районами, которым предшествует пышное костюмированное шествие. Но это летом. А сейчас, в ноябре, из всех развлечений площадь может предложить только музей в Палаццо Публико.
Само по себе здание Дворца это тоже музей, который надо осматривать со всех сторон, в том числе и с башни. Мы, конечно же, поднимемся на нее и только после того как надышимся городом, глядя на него с головокружительной высоты, отправимся в поход по залам музея.




Мы начнем наш поход с самого позднего (по времени оформления) Зала  Рисорджименто, называемого также Залом Виттора Эммануила II. Он украшен фресками, иллюстрирующими эпизоды военной и политической борьбы за освобождение и объединение Италии. Здесь хранятся экспонаты, связанные с этим временем, в том числе одежда, которая была на Витторе Эммануиле во время одной из решающих битв.



Но меня больше интересует тот этап истории Сиены, когда она возвысилась и превратилась в один из самых значимых городов Тосканы, в центр торговли, ремесел и искусств. Период с 13-го по 15-й век стал таким ярким явлением, что это дало повод говорить в последствии, ни много ни мало, о "сиенской цивилизации".



Множество здешних и приезжих архитекторов, скульпторов, живописцев творили во славу Сиены и эта слава не меркнет по сей день!
Зал заседаний Балия (Балией называли специальную комиссию в городском управлении, наделенную особыми полномочиями -  ЧК, одним словом) был расписан сиенцем Бартоломео (потолки) и аретинцем Спинелло, изобразившим сцены из жизни папы Александра III, а также панораму морской битвы между венецианцами и имперскими войсками.


Венеция поддерживала папу в борьбе против Фридриха Барбароссы. В конце концов, император был повержен совместными усилиями нескольких итальянских областей.



Фридрих вынужден был на коленях просить Папу о снятии анафемы. Сцена унижения императора видна вверху слева. Внизу - Александр III торжественно въезжает в Рим.



На другой фреске (справа) еще один эпизод из жизни Понтифика: венецианский дож принимает меч из его рук.



В следующем зале атмосфера более спокойная. Статичные фигуры святых выполнены в традиционной "иконообразной" манере (Блаженный Августин, Иоанн  Богослов и Святая Екатерина Александрийская принадлежат кисти Амброджио Лоренцетти)



Даже казнь Святого Себастьяна выглядит умиротворенно и радостно: благодушный святой нарядно декорирован стрелами и кровоподтеками. Имя автора этой милоты, как и той, что справа, до нас не дошло.



Перед главным залом дворца, Залом Географических карт - Маппамондо, находится Капелла Девы Марии. Так же, как Зал Балия, она сплошь покрыта фресками.



Алтарный образ Святого Семейства заинтересовал меня в большей степени потому, что автором его является  художник по прозвищу Содома. Он был другом Рафаэля, современники считали его преемником гениального мастера. О происхождении прозвища ведутся споры, но большинство согласно с тем вариантом, который напрашивается в первую очередь. Сам художник  прозвище принимал и даже одобрял...  и даже подписывал им свои картины (!) Но прозвище - это было не всё, чем он мог шокировать благонравных горожан. Он вообще любил эпатировать публику экстравагантными выходками, чем вызывал к себе дополнительный интерес. Сейчас такое поведение назвали бы чёрным пиаром.


Деревянные резные хоры украшены инкрустациями. Они были выполнены с таким мастерством, что их автора Доменико ди Никколо стали называть Доменико "деи Кори", то есть, Доменико, который сделал хоры.



В зале Маппамондо географические карты, которыми были расписаны стены, к сожалению, не сохранились. Не в самом лучшем состоянии до нас дошла и Маэста (Величание Богородицы) Симоне Мартини, одного из самых известных художников сиенской школы.



Микроклимат в замкнутом неотапливаемом помещении для фрески губителен. Операции по её спасению проводят регулярно. Первую из них осуществил сам автор через 6 лет после завершения картины. Сейчас она опять в лесах и посетителям приходится довольствоваться ее уменьшенной репродукцией



Напротив окон над арками через весь зал тянется монохромная фреска Липпо Ванни "Битва при Валь ди Кьяна". Ниже, в простенках, изображены святые. Один из них - Бернардин Сиенский, был канонизирован в 1450 году, спустя всего 6 лет после смерти. Не знаю, рекорд ли это, но вот его проповеди точно попали бы в книгу Гиннеса, если бы она тогда существовала. Бернардин мог ораторствовать по 4 часа без остановки (проповедь рядового священника занимала обычно не больше часа).  Его "проповеднические туры" по территории Италии длились месяцами.



Двое других святых - Святая Екатерина Сиенская, покровительница всей Италии и Святой Бернардо Толомеи, основатедь ордена Оливетов.



Во времена раздробленности союзники и противники появлялись, исчезали, менялись местами, как в калейдоскопе.  В битве при Валь ди Кьяна в 1368 году сиенцы вместе с владельцами окрестных замков разбили войско английских наемников (английских? ничего себе! что они в Италии забыли?) под предводительством кондотьера Монтефельтро.



Но сами замки иногда представляли для города угрозу. Стычки между войсками сиенской республики и "бригадами" соседей-феодалов происходили регулярно. Наиболее успешно против рыцарского беспредела боролся Подеста Гвидориччо да Фольяно. Именно он изображен в верхней части фрески. Автором фрески долгое время считали Симоне Мартини, но сейчас это оспаривается, как и то, что более раннюю фреску в центре второго ряда написал другой знаменитый сиенский художник Дуччо Буоносенья.  А вот две картины по краям  это никем не оспариваемый Содома.



Из Зала Маппамондо попадаем в один из самых красивых залов Дворца - Зал Мира или Зал Девяти. Второе название указывает на то, что здесь собиралось правительство города - Совет Девяти, поэтому и тема всех фресок в зале соответствующая: Плоды Правления.



Центральная фреска цикла - Аллегория Доброго правления. Добрый Правитель - величественный старец на троне в черно-белом одеянии (цвета сиенского флага) Справа от него: Правосудие, Умеренность и Великодушие, слева - Осторожность, Сила и Мир (полулежит)
У ног Правителя - символ Сиены, Волчица с Близнецами. Левая часть фрески разъясняет истинную суть Правосудия. Оно, по представлению автора, имеет две ипостаси - небесную (большая фигура в красном) и земную (фигура поменьше в светлом, возле нее толпятся граждане города)



Стену слева от Аллегории занимает фреска "Плоды Дурного Правления".Она сохранилась хуже всего.Такое впечатление, что ее состояние уже само по себе - результат плохого руководства.(Или реставраторам было противно восстанавливать картины хаоса и разрушения))



Злой Правитель, Тиран, похож на Сатану. Над ним - Жадность(старуха с мешками денег), Гордыня в алой мантии и Тщеславие с зеркальцем. Слева - Жестокость, Измена (держит  ягненка с хвостом скорпиона) Обман; справа - Ярость-кентавр, Раздор пилой разделяет Согласие, после чего неизбежно приходит Война (в шлеме со щитом). У трона Тирана лежит связанное Правосудие.



Город имеет запущенный вид, а люди в нем заняты междоусобицами. Ссоры, драки и убийства происходят прямо среди бела дня.



Совсем по-другому течет жизнь под началом Доброго Правителя. Тот же город, те же окрестности, но кругом порядок, покой и процветание. Люди трудятся и отдыхают, сосуществуя  в полной гармонии с миром и друг с другом



Земли вокруг города распаханы, деревушки и хутора выглядят аккуратно и благополучно, крестьяне, уверенные в защите крепостных стен, работают спокойно. Над пасторальной идиллией в небе парит Безопасность - крылатая женская фигура в белом. В одной руке она держит картуш с напоминанием: что посеешь, то пожнешь. Для тех, кто чист помыслом, эта  пословица - призыв трудится, а для врагов Сиены - прямая угроза. И чтобы недоброжелатели четко поняли, о чем речь, в другой руке юная дама держит виселицу.



Внутри городских стен жизнь бьет ключом - строятся новые дома и храмы, работают мастерские ремесленников, лавки торговцев полны товарами. В центре  города молодежь собралась, чтобы повеселиться: парни играют, девушки поют и водят хороводы



Есть мнение, что автор этих фресок - сиенец Амброджио Лоренцетти - изобразил реальные городские и сельские пейзажи, которые были ему знакомы с детства. Внешний вид персонажей тоже не выдуманный - люди одеты по моде первой половины 14 века



В вестибюле, украшенном гербами и флагами Сиены, мы столкнулись с Волчицей,  выполненной золотых дел мастером из Турина. Раньше она стояла на колонне напротив Палаццо Публико



Поднявшись по высоченной и широченной лестнице, оказываемся на лоджии. Она обращена на юг, в противоположную от Пьяцца дель Кампо сторону. Назначение ее понять трудно. (Если судить по размерам, то здесь было стойло для слонов))



Не знаю, какую роль могла выполнять такая огромная терраса в прошлом, но сейчас это отличная смотровая площадка, с которой открывается вид на  город, почти такой же, как тот, который мы только что видели на фресках.



К тому же это очень атмосферное, абсолютно безлюдное место. Здесь можно без помех, в свое удовольствие любоваться необъятными далями, представляя, какими эти земли были много-много веков назад.


#остаёмсязимовать, #10музеев, Италия, Сиена, музей

Previous post Next post
Up