Покинутая или Изгнанная?

Feb 10, 2022 15:54

Разговор про картину "Покинутая", так же, как перед этим про "Страшный Суд" Мемлинга, хочу опять-таки начнать  издалека -  с моего с ней знакомства.
Сразу уточню, что название картины  условное, принятое для удобства ее упоминания в сатьях, описаниях и каталогах. На самом же деле неизвестно, как сам автор ее назвал (и назвал ли вообще) и что за особу, событие или аллегорию он изобразил..



фото из интернета

Так вот, репродукция этой картины попала мне на глаза во времена того самого "информационного голода", о котором я уже писала. Это была вырезка из журнала.
Подпись под репродукцией сообщала: Сандро Боттичелли. "Покинутая". Всё.

И сама картина и подпись сразу вызвали у меня удивление. На тот момент я не слишком много... вернее, совсем немного знала о творчестве Боттичелли. В моем "багаже" были  "Рождение Венеры" и "Благовещение" (первая картина мелькала в разных изданиях, как  самая известная работа мастера, вторая, являляясь единственным его произведением, находящимся на территории СССР, тоже довольно часто публиковалась)  Еще несколько репродукций картин было в моём альбоме, посвященном  Дрезденской галерее.



Благовещение. ок.1500 г. Фрагменты створок алтаря из собрания Музея изобразительных искусств им. Пушкина (фото из интернета)

Да, мои знания о живописном наследии художника были невелики, но у меня успело сложиться представление о его стиле, манере, о мире его образов.
"Покинутая" сразу показалась мне  какой-то "не такой" - она не вписывалась в ряд уже известных мне картин Боттичелли.
Более того, она никак не вязалась и с моими представлениями о живописи  эпохи Возрождения в целом. Я не могла вспомнить ни одной другой картины того же периода, которая была бы настолько лаконичной по рисунку и цвету, на которой был бы единственный, причем совершенно отвлеченный, безликий - в прямом смысле этого слова - персонаж, непонятного  возраста, пола (длинные волосы не показатель) и общественного положения. Я уже не говорю про фон в виде сплошной, до самых краев, однотонной стены с единственным, но наглухо закрытым проходом.

Мне эта картина казалась очень актуальной, как будто её создал современник. В нашей тогдашней реальности сплошная стена наводила на мысль о...  Железном занавесе, или вообще о жизни в условиях тотальных запретов. Глядя с другой точки зрения,  не связанной с окружающей обстановкой,  можно было подумать, что художник  с помощью условных образов просто выразил эмоциональное состояние - тоску, отчаянье, подавленность.
Что из этого можно было отнести на 500 лет назад? Думаю всё перечисленное. В прошлом было не меньше запретов, границ и стен, да и несчастий, которые могли стать причиной душевных страданий, хватало в избытке.
Всё это так. Но насколько вероятно, что 500 лет назад подобные мысли и переживания нашли бы такое вот художественное воплощение?

А еще у меня было подозрение, что "Покинутая" могла быть не полноценной картиной, а фрагментом какого-то неизвестного произведения или не до конца прописанным эскизом к будущей большой работе... Были даже сомнения в авторстве, а узнать, какие имеются доказательства того, что картина принадлежит кисти Боттичелли, не было никакой возможности. То же касалось и других вопросов.

Самое интересное, что даже сейчас, в условиях широкого доступа к всякого рода информации, я толком не смогла ничего выяснить по поводу этой необычной картины.

Так что же сверх того, что мне было известно изначально, я смогла узнать благодаря интернету?

Очень немного. Есть упоминание, что картина хранится в частной коллекции в Риме, во дворце Паллавичини-Роспильози. Время создания в разных источниках варьируется (от 1485 до 1495) Ничего не говорится о размерах картины и использованных материалах.
"Покинутая", как правило, не значится в более или менее полных списках работ Боттичелли.
Но в то же время я нигде не встретила никаких обсуждений на тему авторства этой картины. Сомнений, подобных моим,  не высказывается. Означает ли это, что имеются точные свидетельства?
Боттичелли, кстати, только одну свою картину подписал собственноручно - "Мистическое Рождество". Про другие произведения  художника сообщают биографы, в разной степени удаленные от времени его жизни.  Не знаю, в каком из их трудов упоминается "Покинутая". У Вазари,  автора известных жизнеописаний, представителя следующего поколения (с Боттичелли он не успел пересечься) про эту картину речи  нет.
Таким образом, для меня вопрос авторства по-прежнему открыт.



Мистическое Рождество ок.1500 г.(фото из интернета)

Другой вопрос тоже остается нерешенным: о чем же именно хотел рассказать художник?

Как это часто бывает, пробелы в знаниях фактов заполняются домыслами, которые, будучи неоднократно повторенными, приобретают вес факта.
Одним из таких устоявшихся мнений, которое иногда излагается тоном утверждения, является кем-то высказанная мысль, что на картине изображен библейски сюжет - история Фамари и Амнона.
Коротко эта история выглядит так: Амнон, старший сын царя Давида возжелал свою единокровную сестру Фамарь. По наущению злокозненного кузена, он решил взять девушку обманом. Сказавшись больным и немощным, он призвал сестру к себе, уверяя, что никто, кроме нее не сможет вернуть его к жизни. Когда же наивная родственница оказалась во внутренних покоях один на один с симулянтом, тот не замедлил воспользоваться ее беспомощностью. Напрасно Фамарь просила после случившегося "не оставить её в её положении", а честно и благородно "оформить отношения" (браки между неполнокровными тогда не возборонялись) Всё зря!  Амнон, удовлетворив свое желание, резко возненавидел сестру и велел ей убираться. А чтобы она не подумала с этим тянуть, позвал слугу, который вытолкал ее взашей.
Вот как об этом написано в Библии:
И позвал отрока своего, который служил ему, и сказал: прогони эту от меня вон, и запри дверь за нею. На ней была разноцветная одежда, ибо такие верхние одежды носили царские дочери-девицы. И вывел ее слуга вон, и запер за нею дверь...
...И посыпала Фамарь пеплом голову свою, и разодрала разноцветную одежду, которую имела на себе, и положила руки свои на голову свою, и так шла и вопила.
Судите сами, насколько описанное похоже на то, что мы видим на картине.

Одно только могу добавить: если считать картину иллюстрацией к описанному эпизоду, то называть бы ее следовало не "Покинутая", а "Изгнанная". Покинутой Фамарь была бы, если бы всё случилось в ее доме, а потом Амнон ушел от  нее - покинул.

А что Вы думаете по поводу авторства картины, её самодостаточности и законченности,  и того, что же всё-таки художник (кто бы он ни был) хотел передать - конкретную историю или настроение, эмоцию, выраженную в материальных формах и образах?

#остаёмсязимовать, #10картин, обискусстве

Previous post Next post
Up