За эту осень я собрала много материала по белорусским "заброшкам". Планирую его понемногу разбирать и выкладывать. Но прежде, чем начну им делиться и, конечно же, жаловаться на то, сколько и каких объектов у нас в скором времени бесследно пропадет по причине полного к ним невнимания... я решила показать, что и у европейцев не всё ладно с историческими памятниками. И это несмотря на доходы, которые они получают от туризма!
Приезжим совершенно бесстыдно показывают всякие руины, вместо того, чтобы, наконец, взяться и привести их в порядок!!!
Я вот такое имею ввиду:
Почему бы не восстановить недостоющие детали, чтобы придать бывшему храму понятный и приятный глазу облик, почему не почистить, не поштукатурить, не покрасить (как было)?
Но стоит ли ждать от итальянцев (в данном случае речь про них), что они разберутся с ценным наследием, которое им досталось от древних греков и собственных предков, если они почти новую станцию не могут толком отремонтировать!
Ну ладно, шутки в сторону. Теперь расскажу серьезно про нашу самостоятельную поездку в Пестум.
Это было последним доковидным летом 19-го года. Мы приехали из Салерно (Италия, область Кампания) на электричке на станцию Пестум (35 км) и отправились от нее пешком к археологической зоне.
В 50 метрах от железной дороги находятся Ворота Сирены. Когда-то это был вход в город - греческую колонию на Аппенинском полуострове.
Колония была основана в VII веке до нашей эры и называлась Посейдония. В VI - V-м веке Посейдония достигла своего расцвета, а в III-м веке до н.э. ее завоевали римляне, которые дали ей новое имя - Пестум.
От ворот до зоны археологического заповедника надо пройти еще 600 метров по красивой дороге, утопающей в зелени.
Пестум в средневековье часто страдал от нападений норманнов и сарацин (IX - XI в.в.) Природа в это время тоже как будто ополчилась на город - местность стала заболачиваться. В конце концов, жители ушли подальше от побережья и основали новое поселение на возвышенности - Капаччо. Пестум обезлюдел и стал разрушаться.... Это продолжалось до тех пор, пока в XX веке на него не обратили внимание археологи.
По восточной границе заповедника проходит пешеходная улица. На ее противоположной стороне находится то, что можно назвать современной частью Пестума, миниатюрным городом в пол-улицы. Здесь расположились магазины, рестораны, сувенирные лавки, пара маленьких отелей - одним словом, все, что нужно для обслуживания туристов. Есть даже церковь (очень старая, к слову сказать, V век н.э. если верить тому, что о ней пишут, но на фоне тех древностей, которые находятся рядом, ее возраст можно считать юным) И самое главное: здесь есть интереснейший музей -
Национальный археологический музей Пестума.
Музей мы оставили на потом. В первую очередь изучили план заповедника, купили билеты и пошли гулять по территории Археологического Парка.
Слово "парк" ассоциируется с зеленью, деревьями, с тенистыми дорожками... Не сказать, что Археологический Парк всего этого совсем лишен, но большаая его часть - это открытое простраство с остатками того, что было когда-то греческим, а потом римским полисом.
Если бы у меня была возможность выбирать, я бы, конечно, предпочла для знакомства с Пестумом иное время года или хотя бы иное время суток. Не отказалась бы даже побродить среди древних камней при свете луны - это было бы не так экстремально, как устраивать променад на августовском полуденном солнцепеке.
В надежде найти хоть какую-то тень мы сразу устремились к Храму Посейдона, самому большому и лучше всего сохранившемуся (к тому же он ближе всего находится к входу с кассами)
Сохраниться-то храм сохранился, но крышу ему давно уже снесло. Поэтому мечтать о полноценном укрытии от солнца не приходилось.
Но всё же густые ряды мощных колонн давали островки тени, где можно было время от времени приходить в себя после пытки солнечными лучами.
В устроенной солнцем проверке на живучесть был один плюс - небольшое количество посетителей. Подловив момент, можно было делать снимки с полным их отсутствием, что было бы невозможно при более щадящих погодных условиях.
Посвящение храма Посейдону (или, если употреблять римское имя этого бога - Нептуну) подвергается сомнению. Некоторые считают, что это был храм Зевса. Или, возможно, Аполлона. Есть и те, кто придерживается мнения, что это был второй храм Геры, более новый.
Первый храм Геры находится рядом. Это самый древний храм Пестума, построенный в середине VI века до н. э. С его посвящением Гере вопросов не возникает - имя богини высечено на колоннах. (Скульптура лошади современная, но она неплохо вписалась в пространство между двумя храмами)
Храм Посейдона (буду называть его тем именем, под каким он чаще всего значится на картах) был построен позже, во второй половине V века до н. э.
Учитывая сложность постройки с двумя ярусами колонн, нельзя не удивлятся тому, как эта конструкция устояла в течение стольких веков и продолжает стоять, даже не будучи связанной теперь в единое целое. (Мысль о том, что древние строители не подписывали никаких гарантийных обязательств, а просто строили как бог на душу... на совесть, надеясь на своих богов, не раз меня посещала... А вдруг эта неписанная гарантия закончится именно в тот момент, когда мы, увлеченно фотографируя, стоим под нависающими над нами опорами и балками?..)
Более "безопасным" и в то же время более... скучным выглядит храм Геры. От него остался только наружный периметр одинаковых колонн. Как и в храме Посейдона, это колонны дорического - самого раннего греческого ордера. Древнеримский архитектор Витрувий считал дорический ордер «строгим», видел в нем "...крепость и красоту мужского тела".
Греческий дорический ордер отличается приземистыми, коническими, близко поставленными колоннами с широкими капителями. Все пропорции и расстановка колонн должны были максимально усиливать несущую способность и прочность постройки. Римляне позже стали добавлять колоннам базы, греки устанавливали их стволы прямо на стилобат (цоколь)
Внутри периметра остались намеки на его деление на части.
Интересно, что главные фасады храмов, обращенные, как правило, на восток, ничем не отличались от задних фасадов. Еще и то странно, что главная улица проходила в Пестуме вдоль задних фасадов (можно предположить, что параллельно была проложена дорога и с другой стороны, но она не сохранилась)
Улица, добротно замощенная гладкими камнями, связывает два храма у южной границы Парка (Посейдона и Геры) с Храмом Афины на севере и проходит через Агору, привратившуюся при римлянах в типичный Форум.
От Форума, а тем более от Агоры, мало что осталось - фундаменты зданий и редкие пни колонн, разной степени усеченности.
Среди обломков я заметила камень, который выглядел свежеотесанным и имел необычную форму. Никаких пояснений к нему не прилагалось. Его вид напомнил мне камни, которые встрчаются в культовых местах на Востоке. Там они символизируют женское начало (может, мне показалось? просто голову напекло?)
Храм Афины (или Деметры-Цереры), так же, как храм Посейдона, был построен в V веке до н.э. Он меньше по размерам, чем два предыдущих и выгодно расположен на невысокой возвышенности.
Рядом с храмом Афины очень удачно выросли роскошные пинии. Туристы могут с полным удобством расположиться в их тени, разложить провизию на древнем камне и устроить пикник с видом на достопримечательность (чем и занималось большое итальянское семейство, когда мы туда подошли)
Я сделала еще несколько кадров с разных ракурсов и мы отправились на выход.
Для этого, слава богу, не пришлось возвращаться пройденным путем назад. Возле храма Афины есть еще один проход в ограждении.
Оказавшись в более гуманной среде живого туристического городка, я вспомнила, что мы обошли своим вниманием несколько объектов, обозначенных на плане. Но вернуться назад, в адское пекло, я не согласилась бы и за все коврижки мира.
Сняла, как смогла, некоторые из объектов сквозь решетку.
Экклезиастерион в демократическом греческом городе-государстве был местом народных собраний (экклесий) . Часто для них строили специальные здания, иногда собрания проводили в театрах, а в Пестуме их устраивали на открытой круглой ступенчатой площадке. При римлянах она была засыпана.
Сохранился Амфитеатр, построенный римлянами предположительно во II в до н.э.
Остальными археологическими находками, в том числе теми, что можно назвать сенсационными, мы наслаждались (без преувеличения!) в божественно-прохладном здании Музея.
Об этом я сделаю
отдельный пост.
Сейчас же мне хочется рассказать о
продолжении нашей прогулки - от Археологического Пестума к берегу моря и обратно.