История произошла давно, еще в советское время, когда во всех магазинах имелся важный атрибут - "Книга жалоб и предложений".
Впрочем, сейчас, как и тогда, такие "Книги" в обязательном порядке должны быть в любом учреждении, оказывающем услуги населению, даже у ИП. Это оговорено в положениях к Закону об обращениях граждан... Но лично у меня давно уже не было повода и желания интересоваться подобной "литературой".
Да, "Книги замечаний и предложений" (теперь именно так - замечаний, а не жалоб), по-прежнему существуют... и в магазине их надо искать, наверное, там же, где и раньше - где-нибудь в районе кассы.
Картинка из интернета
В советском магазине это своеобразное средство обратной связи находилось вроде бы на виду, но особо не выпячивалось - чтобы лишний раз не напоминать гражданам об их праве выражать свое недовольство.
"Книгу" к тому же старались разместить таким образом, чтобы покупатель не мог взять ее самостоятельно. Ему следовало произнести волшебную фразу, которая, как сказочное "сезам, откройся", должна была, по идее, сразу удовлетворить его законное желание оставить запись. Однако далеко не всегда процесс шел гладко и фраза "Дайте жалобную книгу" зачастую бывала началом длительных препирательств. Недаром даже фильм с таким названием сняли! (Фильм-то сняли, но получать на руки "Книгу" так и осталось для потребителя делом хлопотным)
Вот и со мной случилась однажды ситуация, когда я вынуждена была... идти в бой с той самой "воинственной" фразой наперевес.
Этот крайне неприятный эпизод произошел в обувном магазине - в большом новом, недавно открывшемся магазине, с просторным залом, со множеством стеллажей, с мягкими диванчиками, на которых можно было с удобством расположиться для примерки.
Это был не магазин, а настоящее чудо советской торговли, без пяти минут Храм Обуви! Единственное, чего в нем не хватало, так это самой обуви. Дефицит тогда был чем-то само собой разумеющимся и зрелище полу-пустых полок не удивляло.
Но даже на унылом безрыбье иногда можно было выловить что-нибудь более или менее приличное .
Мне повезло - нарвалась на симпатичные сапожки. Стала их примерять и тут поняла, что не хватает еще одной вещи - зеркала.
Вообще-то, кое-какие зеркала имелись. Это были отдельно стоящие псише высотой не больше 40 см от пола.
Рассмотреть в них сапожки можно было только по частям. Не спасало и то, что отражающая поверхность вращалась вокруг горизонтальной оси - менялся ракурс, но не размер отражения. Я измучилась, поворачивая туда-сюда плоскость зеркала, наклоняясь, в надежде заглянуть за рамки или как-то изменить точку зрения.
Я отходила подальше и опять приближалась, но, как не старалась, не могла увидеть самое главное - кота себя в сапогах. Я видела только сами сапоги и то не целиком.
И какой смысл был таком зеркале? Рассмотреть обувку отдельно от себя я могла и без зеркала - просто держа сапоги в руках.
Есть известный анекдот:
Какая самая изощренная пытка для женщины? - Подарить ей шляпку и запереть в комнате без зеркал.
На мой взгляд, эта шутка применима не только к женщине со шляпкой, но и к женщине с другими обновами, в том числе и с обувью.
Когда маневры перед зеркалом меня вконец утомили, я подошла к продавщице и спросила, нет ли у них где-нибудь зеркала в полный рост. Она сделала большие глаза и раздраженно ответила: Конечно нет! Это же обувной магазин! (Не знаю, что она имела ввиду в первую очередь - что совсем не обязательно рассматривать всю себя в комплекте с обувью или что не фиг выпендриваться - учитывая дефицит, надо брать, что дают и если делать примерку, то только для того, чтобы узнать, подходит пара по размеру или нет, а вовсе не для оценки внешнего вида.
Мне такой подход показался... неправильным. Нет, ну в самом деле!... Почему бы не дать покупателям возможность видеть свое отражение не только из странной позиции - снизу (кто и когда видит нас из положения лёжа на полу?) но самым привычным для них и окружающих образом?
Короче, я решила подсказать руководству, как улучшить качество обслуживания и попросила "Книгу". Причем я сразу сделала акцент на том, что собираюсь писать не жалобу, а предложение. Рационализаторское!
Не помогло! Мне сразу же была объявлена война. Против меня единым фронтом выступили все продавщицы. Нашлись и штрейкбрехеры среди покупателей.
Меня подняли на смех : это ж надо додуматься - проверять, к лицу ли сапоги! Бред какой-то! Что эта пигалица о себе возомнила - зеркало ей подавай! Другие без зеркала обходятся, а ей приспичило, понимаешь ли! В деревнях в зеркала вообще не смотрелись и ничего, жили как-то!
И так далее и тому подобное.
Насмешки, граничащие с оскорблениями, сыпались градом. Книгу мне никто давать не собирался (вот ещё!)
В конце концов, моему терпению пришел конец. Я решила выкатить тяжелую артиллерию, не особо, правда, веря в успех. Я сказала, что раз мне не дают написать о полезном предложении в специально предназначенной для этого "Книге", то мне придется обратиться в газету.
Последовало легкое замешательство, но ненадолго. Противницы пришли в себя и продолжили уничтожать меня убийственными репликами.
И всё же их ряды дрогнули - одна из продавщиц куда-то убежала... и вскоре появилась с заведующей. Тон у заведующей был уже иной - примирительно-увещевательный. Да, она согласна, что есть отдельные недочеты, она примет их к сведению, да, покупатель имеет право, но... зачем же портить магазину показатели? Можно ведь обойтись без записей, всё решить миром... по-человечески!
Даааааа??? По-человечески??? Это после того, как банда работников прилавка долго и с наслаждением вытирала об меня ноги?
Нет уж, теперь я была не согласна просто так принять капитуляцию. Мне нужны были скальпы моих обидчиц!
Если я поначалу хотела написать невинное предложение, то, пройдя сквозь строй колкостей и подковырок, попав под каток корпоративной солидарности, я вполне созрела для полноценной кровожадной мести жалобы.
И я-таки ее накатала! Про зеркало в ней было помянуто вскользь, мой пламенный памфлет, как можно догадаться, по большей части был совсем не о зеркалах!
После инцедента я некоторое время обходила стороной место, связанное с неприятными воспоминаниями, .
Но постепенно всё забылось и я в один прекрасный день очутилась на поле былого сражения.
Первое, на что упал мой взгляд - женщины, примеряющие обувь перед большими, в полный рост зеркалами!
Уверена, что моя роль в их появлении была не последней.
П.С. Мне хотелось бы узнать (не только у женщин) - считаете ли вы бредовой мысль, что обувь должна быть к лицу?
И второе: как вы относитесь к тем, кто пишет жалобы? Приходилось ли самим это делать?
(Использованы архивные фото из открытых источников)